СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Секреты сплочения классного коллектива (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация из опыта работы по сплочению классного коллектива. Может быть использована для выступления на семинаре, методическом объединении

Просмотр содержимого документа
«Секреты сплочения классного коллектива (из опыта работы)»

Выступление на городском семинаре классных руководителей Степанова Т.В., педагог-организатор, Усачева А.Б., учитель биологии МБОУ «Лицей» декабрь 2015 г.

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может,

как прекрасна была бы земля наша!»

А.П.Чехов.

(Слайд №1)

Перефразируя классика, я скажу так: «Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

Каждый из нас задается вопросом– как правильно выстроить работу классного руководителя, чтобы было как можно меньше конфликтов в классах. Работа может проводиться по четырем основным направлениям (Слайд №2).

Подробнее мы остановимся на одном из них - создание объективных условий, препятствующих возникновению и развитию предконфликтных ситуаций.

Одной из особенностей лицейского образования является формирование профильных классов, когда идет набор обучающихся в 8-е классы. Заново образуются новые классные коллективы. В период адаптации учащихся очень важно создать настрой на сплочение коллектива, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки. Развитие сплоченности коллектива зависит от коллективного взаимодействия, коллективных успехов, общих целей и взаимной симпатии между учащимися класса.

Одной из форм работы с детьми является классный час, который можно провести в игровой форме. И как парадоксально это не звучит, а игра – это дело серьезное. Миллионы людей проходили школу жизни в игре, и мы с вами тоже, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям.

Игра – важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Она развивает такие качества у ребят как терпимость, уважение, умение общаться и сотрудничать, улучшает навыки общения и взаимодействия.

В своей работе мы часто используем интерактивные игры (игры на взаимодействие), упражнения на сплочение коллектива. И сегодня хотим представить вашему вниманию несколько таких упражнений, в которых и вам предлагаем принять активное участие.

В начале любых занятий необходимо поприветствовать друг друга и создать доброжелательную атмосферу, настроить на плодотворную работу. Для приветствия часто мы используем упражнения разминки «Искорка», «Странный город». А вам предлагаем …

Упражнение «Цветные ладони». Вам необходимо выстроиться в два круга – внешний и внутренний лицом друг другу и поздороваться согласно сигналу моей ладошки. Если я поднимаю ладонь.

  • Красная ладонь – надо пожать руку.

  • Синяя ладонь – погладить по плечу.

  • Желтая ладонь - поздороваться «спинками».

Спасибо.

Часто ребята, обучаясь в одном классе, довольно мало знают друг о друге. Они далеко не всегда представляют, кто из них чем увлекается и что любит. А ведь узнать что-то о человеке – значит проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими, попробовать принять чужие, пусть даже странные на твой взгляд интересы, значит проявить терпимость. Мы предлагаем простой вариант, игра "Визитная карточка", которая поможет ребятами нам познакомиться и узнать друг о друге.

Визитная карточка

Описание игры: играющие садятся в круг и, передавая друг другу какой-нибудь маленький предмет, рассказывают о себе. Рассказывают не просто так, а по специальной схеме.
Первый играющий называет свое имя. («Меня зовут Вася».) Второй тоже представляется и добавляет какую-нибудь информацию о себе, например, сколько ему лет. («Меня зовут Таня, мне одиннадцать лет».) Третий говорит, как его зовут, сколько ему лет и еще что-то о себе, например, чем он любит заниматься в свободное время. («Меня зовут Сева, мне двенадцать лет, я люблю кататься на роликах».) Четвертый должен рассказать о себе по двум первым пунктам (имя, возраст), как-то прокомментировать третий пункт и добавить еще что-нибудь новое («Я – Андрей, мне одиннадцать лет и три месяца, я на роликах кататься не умею, зато очень люблю свою собаку») и т.д.

Ребятам очень нравятся такие варианты, как «Связка», «День ангела». Интересный вариант, который дает шанс больше узнать друг о друге – это «Неделя перемен».

Придя утром в школу, ребенок не будет знать ни своего места в классе, ни имени своего соседа по парте. Каждый раз его место и сосед будут другим. И определяет это жребий. Мы заготовим карточки по числу учащихся в классе. На карточке будут обозначены ряд, парта и место (номер варианта), которые ему следует занять на этом уроке (или учебной паре). Перед следующим уроком все повторится сначала. Заняв новое место и получив нового соседа, он будет иметь возможность задать ему три вопроса (исключая, разумеется, интимные), на которые сосед должен будет вам ответить. И сами вы, получив в ответ вопрос своего нового соседа по парте, постараетесь искренне и открыто ответить на его вопросы. А расставаясь после урока, поблагодарить товарища за то, что он составил вам приятную компанию за одной партой. За неделю вы сможете ближе познакомиться с большей частью учащихся класса.

Следующий блок игровых упражнений направлен на развитие доверия.

Они помогают ребятам научиться доверять друг другу, чувствовать настроение другого человека, терпимее относиться к нему. Например, "Слепой и поводырь", "Прогулка с компасом", "Корабли и скалы", "Лабиринт", "Ветер в ивах", "Путаница".

"Прогулка с компасом". Описание игры: ребята делятся на пары. В каждой паре один человек – «турист» (ведомый), а второй – «компас» (ведущий). «Турист» закрывает (или ему завязывают) глаза, а «компас» встает сзади него и кладет ему руки на плечи. Задача «туриста» – передвигаться по классу (можно расставить стулья, как на полосе препятствий), задача «компаса» – направлять его движение.

Следующий блок игр-упражнений на командную работу и выявление лидеров

Задача этих игр – улучшить коллективные взаимоотношения, поднять класс на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания. К этим играм относим такие игры, как "Встаньте в круг", "Постройтесь по росту", "Счет до десяти", "Гомеостаз", "Печатная машинка".

Карабас”

Для проведения игры детей рассаживают в круг. Руководитель предлагает условия игры: “Я покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев”.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу “счастливых”. Безынициативной является та группа ребят, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

Более сложными являются игры на коллективное решение задач.

Умение работать в группе, использовать способности каждого – очень важное качество. Такой стиль взаимодействия – наилучший для решения творческих задач. В процессе работы ребята учатся уважать друг друга, прислушиваться к чужому мнению.

Примеры игр: Переход через болото, Упражнение «Построимся», «Квадрат»

Фигуры

Каждый участник игры берется за веревку, связанную в кольцо. Задача – с закрытыми глазами, переговариваясь, построить из этой веревки некую фигуру, например, простую, геометрическую – квадрат, прямоугольник, круг, треугольник. Более сложный вариант: игроки закрывают глаза и не имеют права переговариваться.

А мы поиграем с вами в следующую игру.

«Уменьшить время»

Описание игры: играющие встают в круг. Задача – перекидывать друг другу мячик. Мячик должен побывать у каждого игрока только один раз, он не должен касаться пола, одновременно к нему может прикасаться только один человек. Нужно выполнить задание как можно быстрее. Ведущий засекает время. Каждый раз, когда игроки предложат новый способ обмена мячиком, он говорит им: «Вы молодцы, но это можно сделать еще быстрее». Комментарий: если игроки сложат ладони в форме наклонного желоба (большие пальцы образуют стенки), а последний подхватит мячик внизу, то на выполнение задания уйдут доли секунды.


В практике лицея уже много лет для лучшего прохождения адаптации 8-классников очень эффективным методом сплочения коллектива является формирование не только горизонтальных связей между учащимися одной параллели, но и выстраивание вертикальных связей между классами старшего звена (так называемая шефская поддержка старшеклассников) – совместное участие в выездных сменах, проведение совместных мероприятий. (фотографии на слайдах 3-7).

Мы с Татьяной Викторовной не первый год сотрудничаем классными коллективами. На сегодняшний день я являюсь классным руководителем 10 класса, а Татьяна Викторовна 8 класса. В прошлом году наш класс взял в шевство над учащимися тогда еще 7 класса.

(Слайд №8-9).Совместно двумя коллективами нами были проведены: классный час, посвященный 70-летию Победы, реализованы проекты:"Память сердца", "Ради жизни на земле". В этом учебном году несмотря на обновленный коллектив класса мы продолжаем сотрудничать. Ребята 10 класса на день здоровья организовали и провели для 8 класса веревочный курс

(Слайд №10)., сейчас разрабатывают программу по проведению зарницы в зимние каникулы.

В процессе выполнения заданий курса, например, «Паутина», «Колодец» (Треугольник), «Бревно» (Обрыв) создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений, группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения.

На собственном опыте мы убедились в эффективности этого курса в работе над сплочением коллектива. Участвуя в «Веревочном курсе», ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы.. А готовят этот курс упражнений старшеклассники. Это дает возможность для объединения ребят разных возрастов и взрослых в единый союз. (Слайд №11).

Заключительная часть. Упражнение завершения

«Спасибо за приятное занятие»

Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Проведите несколько игр на сплочение, и вы увидите, как сократится число ссор между ребятами, они чаще будут помогать друг другу, чаще будут появляться улыбки на их лицах. 



Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А.Сухомлинский)

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (Сухомлинский В. А.)



3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!