СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семантические универсалии английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семантические универсалии английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Семантические универсалии английского языка»

Семантические универсалии


«Языковые и культурные системы в огромной степени отличаются друг от друга, но существуют семантические и лексические универсалии, указывающие на общий понятийный базис, на котором основываются человеческий язык, мышление и культура.» - Анна Вежбицкая [1].

Семантические универсалии - языковое явление, присущее всем языкам мира и отражающее закономерности строения языковой системы как таковой (по определению Викисловаря [8])

Изначально термин «семантика» был введен ученым Мишелем Бреалем, и суть данного значения была определена как «законы, которые управляют изменением значений». Бреаль осветил тему изучения семантики. После этого многие лингвисты установили ряд законов, основанных на изменениях семантического характера. Однако Фердинанд де Соссюр придерживался иной позиции: по его мнению, все изменения часто заключаются в частных причинах являются простыми совпадениями.

Несмотря на это, имеются универсальные свойства языков (семантические), в отношении которых лингвисты придерживаются единого мнения.

Рассмотрим понятие «семантика» более подробно. Семантика - это рассмотрение взаимодействий языковых выражений и мира, непосредственно воздействия и их совокупность. Языковые выражения являются обозначением того, что существует в мире - предметов, живых существ, действий, ситуаций, свойств, качеств и так далее. Так же семантика - сфера логики, рассматривающей отношения выражений искусственных языков и трактовки этих языков в модели мира.

Лингвистическая семантика занимается проблемами способности человека, имеющего знания о словах, правилах грамматики (в рамках определенных языков) передавать всевозможную информацию, используя их. Если индивид впервые сталкивается с какой-либо ранее неизвестной информацией, он в любом случае сможет с ней взаимодействовать, понять ее и передать другим.

Такой важный сегмент, как грамматика языка, требует наличие семантического звена для полноты описания. Это звено имеет лексикон (словарь), где каждое слово сопровождается обозначением на основе сопоставлений его значения в рассматриваемом языке и правила по взаимодействию значений слов, из которых в дальнейшем создается смысл сложных по структуре конструкций (предложений). Для значения в словаре используется словарная дефиниция, являющаяся носителем информации, выражающей семантику того или иного слова. Это позволяет исследовать лексико-семантические варианты в рамках слова.

Существует два «лагеря» лингвистов - «натуралисты» и «конвенционалисты» по версии С. Ульмана [7]. Одни склоняются к теории о происхождении слов от природных звуков, образов, формы. Другие считают, что вопрос заключается в произвольности и договоренности в социальной сфере.

Семантические универсалии могут изучаться как типы мотивированности слов в различных языках. Мотивированность разделяется на фонетическую, морфологическую и семантическую. Мотивированные слова - это слова, имеющие производную основу, схожие по образу с заложенным в слово смыслом. Примеры таких слов в английском языке:

 Фонетически мотивированное “clap” - слово звукоподражательное, передающее хлопок.

 Морфологически мотивированное “reseller” - составное слово по структуре «характер действия / действие / принадлежность объекта к совершению данного действия» (повторно / продавать / исполнитель)

 Семантически мотивированное слово в большинстве случаев носит образный вид, достаточно часто встречается передача значения с помощью старого слова по средствам метафоры или метонимии: «buttercup» - цвет и форма цветка (лютик)

Лингвистике известно, что ни один язык невозможно назвать мотивированным или нет. Фонетически мотивированные и семантически мотивированные слова теоретически возможно принимать за семантические универсалии различных языков из-за их характеристик. Морфологически мотивированные слова, напротив, специфичны для каждого языка или группы слов. Возможно разделить языки по примеру Фердинанда де Соссюра [8], создавшего тип «лексикологический» с преобладанием произвольности и тип «грамматический», где большинство слов мотивированы. Для примера: китайский язык Соссюром был охарактеризован как крайне «лексикологический», а наиболее «грамматическим» стал санскрит. Английский язык находится посередине, а древний английский является более мотивированным по отношению к современному. Это объясняется появлением заимствованных слов с течением времени в связи с историческими событиями. Например, слова wardrobe, guard, soldier, restaurant вошли в английский обиход из французского языка в период завоевания Англии норманнами.

Определить универсалии для «грамматической» группы языков проще, чем для «лексикологической». Тем не менее, даже в таких разных по характеру группах существуют схожие элементы. По Х. Шухардту [5], ономатопоэтические единицы указывают на наличие родства начального, независящего от исторических критериев. В рамках данных единиц разделяются звукоподражание и подражание звуком незвуковых явлений, таких как движение, состояние, качество и так далее. Случай звукоподражания очень прост - в каждом языке слово совпадает по звучанию, часто имеет даже сходный набор букв (рассмотрим самое простое - звуки животных, где сохранен основной звук, издаваемый конкретным животным, хоть и адаптированный в рамках каждого языка):


Таблица

Животное Язык

Собака (В-Б)

Мышь (И-У)

Лягушка (К)

Русский

Гав

Пии

Ква

Английский

Вуф

Сквик

Кроак

Китайский

Ванг

Чи

Гуо (Куо)

Итальянский

Бау

Скуит

Кра

Японский

Ван

Чу

Керо

семантический универсалий язык

Гораздо сложнее разобраться в звуковом подражании незвуковых явлений. Его широко используют в японском языке (насчитывается порядка 2300 таких слов), к примеру «пикапика» - сверкание молнии.

Как говорилось выше, языки можно условно разделить на более и менее мотивированные. Это также может зависеть от уровня абстрактности слов в языке, к примеру, на одно абстрактное слово одного языка может приходиться 5 более конкретизированных слов другого языка. Или же может отсутствовать конкретное общее слово для разных однотипных объектов (например, растений), но иметься несколько обозначений этого объекта с разными характеристиками (деревья, цветы, трава, овощи и так далее) в рамках одного отдельно взятого языка. Это часто обусловлено окружающей средой, в которой живут носители языков: у каждой местности свои особенности, и людям необходимо иметь более конкретизированные обозначения для этих особенностей, чтобы полноценно существовать. Тем не менее, в процессе изучения приведенных выше необычных примеров были выявлены случаи, когда маленькие дети называли вещи, отличающиеся между собой лишь некоторыми характеристиками, по такому же принципу, что и носители некоторых языков. То есть, если взять как пример слово «дерево», дети использовали разные слова для красного, зеленого и коричневого деревьев, как это заведено в некоторых языках. При этом слово «дерево» в обоих случаях опускалось или вообще не существовало (в языке отсутствовало полностью, а у детей появлялось позже в процессе взросления и углубления в родной или изучаемый язык). Дети не были носителями приводимого в пример языка или же не изучали его.

Синонимия в рамках семантических универсалий в полной мере существовать не может, так как отдельно взятые слова могут иметь одно общее значение, но всегда носят специфичную характеристику, присущую только одному слову. Однако с ее помощью можно выделить наиболее важные в языке слова, так как данные слова будут иметь наибольшее количество синонимов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!