СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейная гостинная в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 108, как условие повышения педагогической культуры родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семейная гостиная - это специально организованное помещение для оказания разнообразных консалдинговых услуг для всех членов семьи. Цель работы семейной гостиной: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и развития детей посредством систематических индивидуальных или групповых консультаций педагогов и специалистов.

Просмотр содержимого документа
«Семейная гостинная в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 108, как условие повышения педагогической культуры родителей»

Семейная гостинная в МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида № 108, как условие

повышения педагогической культуры родителей.


Одна из актуальных проблем сегодняшнего дня, относящаяся к вечным проблемам человечества – воспитание детей. Таким же несомненным является тот факт, что первоначальное воспитание ребенок получает в семье.

Преоладающая часть родителей – непрофессиональные воспитатели, их искусство воспитания строится на базе любви, традиций, опыта, собственных воспоминаний детства, они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Именно поэтому, семейное воспитание сегодня требует поддержки специалистов: педагогов, психологов, дефектологов. В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. «…Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры…» (Сухомлинский В.А., Павлышская средняя школа, - М.: Просвещение, 1979).

Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:

  • Между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

  • Между увеличением меры ответственности (по нормативно-правовым актам) родителей за результаты воспитания и отсутствием знан й своих прав и обязанностей их;

  • Между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в образовательных учреждениях.

Под педагогичекой культурой родителей мы понимаем достаточную подготовленность, развитие тех качеств, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей.

Считаем, что повышение педагогической культуры родителей возможно только если, основные субъекты воспитания ребенка (педагоги и родители) осознают значимость своего взаимодействия и в ходе осознания и преобразования реальных взаимных связей обрели элементарные основы культуры и профессионализма, столь важные для решения проблем ребенка. Искать пути же налаживания взаимоотношений с семьей должен педагог, так как он имеет для этого специальное профессиональное образование и он знает, что может предложить семье в целях их достойного воспитания.

Педагогическая практика накопила многообразие форм взаимодействия школы и семьи, форм просвещения родителей. Наиболее распостраннеными формами повышения педагогической культуры родителей являются лекции, семинары, практические занятия, консультации. Из всего многообразия форм можно выделить как наиболее продуктивные интерактивные формы педагогического просвещения родителей, то есть те, на которых родители не просто слушатели, а активные участники процесса принятия решений и нахождения выводов. К таким формам относятся деловые игры, проигрывание и обсуждение проблемных ситуаций, решение педагогических задач и др.

В опоре на многолетний опыт по повышению педагогической культуры родителей и ежегодное анкетирование родителей, в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 108 самыми оптимальными формами взаимодействия с семьей определены индивидуальные формы, потому, что:

  • Во – первых; позволяет педагогу строить взаимодействие в опоре на индивидуальные особенности родителей – уровень педагогической подготовленности, проблемы в воспитани ребенка и потребности в получении новых знаний и советов;

  • Во – вторых; взаимодействие педагога и родителя строится в форме диалога, что взаимно обогащает партнеров знаниями о ребенке.

Индивидуальное общение признано родителями (по результатам анкетирования) самой продуктивной формой общения с педагогами. Целесообразно оптимально сочетать индивидуальные формы взаимодействия с родителями с коллективными формами, так как полный отход от последних ограничивает общение родителей дркг с другом и затрудняет процесс сполочения родительского коллектива.

Одной из интересных форм повышения педагогической культуры родителей в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 108 является семейная гостиная. Это специально организованное помещение для оказания разнообразных консалдинговых услуг для всех членов семьи. Цель работы семейной гостной: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и развития детей посредством систематических индивидуальных или групповых консультаций педагогов и специалистов.

Для достижения поставленной цели в учреждении созданы следующие условия:

  • Материально-технические – специальное оборудованное помещение для проведения консультаций позволяет приходить в семейную гостиную всей семье: родители могут внепринужденной обстановке за чашечкой чая побеседовать со специалистом, пока ребенок играет в игрушки и игры. Также есть возможность взять заинтересовавшую родителей литературу почитать домой;

  • Организационные – режим работы семейной гостиной удобен для работающх родителей (с 17.00. до 19.00 ежедневно), расписание консультаций педагогов и специалистов расписывается на месяц, организуется дежурство администрации в гостиной;

  • Кадровые – учреждение располагает достаточным кадровым потенциалом: воспитатели, логопед, врач – педиатр, медицинская сестра и другие специалисты оказывают квалифицированные консалдитговые услуги в семейной гостиной по расписанию.

Также имеется возможность проводить в гостиной груповые семинары по потребности родителей. Например, «подготовка к школе», «Детская агрессивность» и др.

Основным условием продуктивной работы семейной гостинной является позитивные взаимоотношения, которые устонавливаются между педагогами и родителем во время консультации. Поэтому, каждый педагог настроен на доброжелательность, приветливость, открытость, готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его развитии.

Подобные формы взаимодействия, построенные на диалоге с семьей, учитывающие личностный опыт родителей, направленные на развитие родительской рефлексии, ведут к объединению, консолидации родителей и воспитателей в процессе образования, реально способствуют повышению педагогической культуры родителей, развивают эмоциональную и содержательную сторону взаимоотношений родителей с ребенком. В условиях вариативности образования, разных образовательных запросов и возможностей современной семьи требуется активный поиск новых форм взаимодействия ОУ и семьи, основанных на сотрудничестве.



3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!