СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейный бюджет:доходы и расходы современной семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может использоваться как на уроке, так и на внеурочной деятельности связанной с финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Семейный бюджет:доходы и расходы современной семьи»


Сценарий занятия по программе « Афлатун: финансовое и социальное воспитание учащихся»

на тему: «Доходы и расходы. Семейный бюджет»

Занятие 1

Подготовила: Пащенко Е. Ю.

Класс: 3-4

Задачи:

Обучающая:

1.Познакомить с понятиями доход, расход, семейный бюджет

Развивающая:

1. Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления

2.Формирование умения коллективно обсуждать рациональность тех или иных расходов (относя их к необходимым или к желательным) и принимать разумное решение.

Воспитательная: 

1.Воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.

Оборудование:

-интерактивная доска

- иллюстрированный материал

-сигнальные карты

Ход занятия

  1. Орг. момент

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться
.


  1. Актуализация. Систематизация ранее полученных знаний

-Ребята, сегодня мы с вами займемся очень важной работой. А какой вы скажете сами, когда сформулируете тему урока.

-Разделите слова на 2 группы и дайте каждой название (Слайд 1) :

Стипендия

Покупка телевизора

Пенсия

Оплата коммунальных услуг

Оплата кружка

Заработная плата

Доходы

Расходы

-Сформулируйте тему занятия («Доходы и расходы семьи»)- (Слайд 2)

-Объясните, почему вы слова разделили на такие группы?

-Что же такое доходы и расходы?

( Доходы – это поступления денежных средств в семью из разных источников.

Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.)

- А что такое бюджет? Кто знает? ( Бюджет – это своеобразный план семьи, который

включает в себя источники доходов и расходы)- (Слайд 3)

- Важно ли планировать бюджет семьи?

–Какое отношение должно быть между расходами и доходами? ( Надо, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.)

– А есть ли бюджет у нашего государства?

– Кто его планирует? (Правительство)

– Кто планирует бюджет в вашей семье? ( Мама, папа, бабушка, вся семья.)

– А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?


  1. Работа в парах

- Сейчас вы будете работать в парах. Вспомним условия успешной работы.(Слайд 4)

1.     Внимательно прочитайте задание.

2.     Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

3.     Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

4.     Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

5.     Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

Посмотрите на людей и определите, какие доходы могут быть у них и почему. (Слайд 5,6)

пенсия

стипендия

заработная плата

пособие

заработная плата

гонорар

-Если вы не согласны с мнением говорящего, поднимаем смайлик!

-Какой вид дохода у писателя? (Гонорар - авторское вознаграждение — денежное вознаграждение, выплачиваемое за труд лицам свободных профессий (писателям, художникам, артистам, философам, адвокатам)


4.Физ. минутка для глаз.

5.Работа в группах.

Класс делится на малые группы.

-Сейчас вы будете работать в группах. Вспомним ,какие правила есть при работе в малых группах?(Слайд 7)

1.Чтобы сказать – подними руку.

2. Не перебивай.

3. Не говори одновременно с другими.

4.Критически относись к мыслям, а не к людям.

5.Будь краток, но предлагай .

6.Выслушивай других, пытаясь понять.

7.Будь доброжелательным и терпимым.

- Какие бывают виды расходов? (Необходимые и желательные). В чем различие?

- Каждой группе достается карточка с надписью НЕОБХОДИМЫЕ РАСХОДЫ, ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ. Ваша задача привести примеры данных расходов и доказать нам свою точку зрения. (Примерных ход рассуждений: покупка телевизора - желательные расходы потому, что мы запланировали его купить и без нового мы можем обойтись; покупка хлеба, молока – необходимые, так как без продуктов мы не можем.).

-Если вы не согласны с мнением говорящего, поднимаем смайлик!


6. Рефлексия

Посмотрите на картинки и скажите, к каким расходам они относятся и когда могут из одной категории перейти в другую. (Слайд 8)

Покупка вещей

Оплата ЖКХ

Покупка лекарств

Поездка в транспорте

Покупка машины

Покупка ювелирных изделий


7.Подведение итогов

-О чем говорили , какая была тема урока?

-Что же такое доходы, расходы, семейный бюджет?

-Поднимите смайлик , который соответствует вашему настроению.


8.Домашнее задание

-1.Поговорите с родителями и составьте примерный список доходов вашей семьи.

2.Узнайте примерные цены на основные продукты, бытовую химию и коммунальные услуги.

Сценарий занятия по программе « Афлатун: финансовое и социальное воспитание учащихся»

на тему: «Доходы и расходы. Семейный бюджет»

Занятие 2

Подготовила: Пащенко Е.Ю

Класс: 4

Задачи:

Обучающая:

1.Закреплять и работать с понятиями доход, расход, семейный бюджет

Развивающая:

1. Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления

2.Формирование умения коллективно обсуждать рациональность тех или иных расходов (относя их к необходимым или к желательным) и принимать разумное решение.

Воспитательная:

1.Воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.

2. Привлечь внимание к необходимости планировать бюджет.

Оборудование:

-интерактивная доска

- иллюстрированный материал

-сигнальные карты

Ход занятия

  1. Орг. Момент

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.

  1. Актуализация. Систематизация ранее полученных знаний

-Вспомним, о чем говорили на прошлом занятие?

- Какая взаимосвязь должна быть у доходов и расходов? (Доходы больше расходов).

- А как, этого можно достичь? ( При правильном планировании ).

- Как вы думаете, что же сегодня на занятие мы будем делать?

- Не забывайте про наши смайлики, если вы не согласны – дайте знать!

- Посмотрим на сказочных персонажей и определим, кто из них не грамотно планирует свой бюджет

Бюджет № 1(Слайд 9)

Белоснежка привыкла планировать свой бюджет. Делает она это в начале месяца. В конце месяца будет проходить ежегодный бал, а наряда у нее нет. Посмотрите и скажите, грамотно ли она спланировала бюджет, и если надо помогите ей.

доходы

расходы

  1. Продажа овощей – 30 монет

  2. Вознаграждение за уборку – 50 монет

  3. Остаток с прошлого месяца – 10 монет

  4. Ежемесячное пособие от Сказочного королевства – 30 монет

  5. Вознаграждение за уроки езды – 35 монет

  1. Продукты - 20 монет

  2. Платье – 50 монет

  3. Оплата жилья – 20 монет

  4. Туфли на бал – 50 монет

  5. Подарки гномам – 15 монет

  6. Аренда кареты – 45 монет


Бюджет № 2(Слайд 10)

доходы

расходы

  1. Продажа зерна – 30 монет

  2. Вознаграждение за уборку – 60 монет

  3. Остаток с прошлого месяца – 5 монет

  4. Ежемесячное пособие от Сказочного королевства – 30

монет

  1. Вознаграждение за уроки этикета – 40 монет

  1. Продукты - 25 монет

  2. Химчистка и ремонт платья– 25 монет

  3. Оплата жилья – 20 монет

  4. Прокат туфель на бал – 30 монет

  5. Аренда кареты – 40 монет

  6. Подарок Феи Крестной – 15 монет

Золушка тоже планирует свой бюджет. Рассчитывает его в начале месяца. Она так же приглашена на бал. Посмотрите на её бюджет и скажите, есть ли в нем

ошибки.

Обсуждение .

-Какой вывод можно сделать?

( У Белоснежки не хватит монет. Можно съэкономить на платье, туфлях и карете или взять взаймы у кого – нибудь.

У Золушки останется несколько монет. Она спланировала бюджет грамотно)


3.Физ. минутка - (Слайд 11)


4. Работа в группах - (Слайд 12)

-Сейчас вы будете работать в группах, поэтому вспомним правила.

- Какое у вас было домашнее задание?

- Посмотрите, что у вас получилось. Выберите любой список доходов и составите бюджет на месяц по следующему плану (графу доходы можно заполнять вместе с учениками):

доходы

расходы

примечание

1.Заработная плата -

2.Пенсия-

3.Пособие -

4.Иные заработки -

1.Коммунальные платежи-

2.Оплата кружков -

3.Основные продукты -

4.Предметы бытовой химии -

5.Монетка в копилку -

6.Покупка одежды и обуви -

1.

2.

3.

4.

Итого -

5.

6.

Итого -

Итого -

  • Если в какой – то графе вам нечего написать ставьте прочерк.

  • В примечание напишите то, что хотелось бы купить.

  • Посчитайте и скажите, какое у вас соотношение доходов и расходов.


  1. Рефлексия (Слайд 13)

- Найдите ошибки

  1. Доходы в каждой семье должны превышать или быть равны расходам.

  2. Семейный бюджет - доходы родителей.

  3. Гонорар - это деньги, которые удалось накопить.

  4. У любого государства есть бюджет.

  5. Лучше ходить в магазин за покупками со списком.

  6. Планировать свои расходы - лишняя трата времени.

  7. Богатый – не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто умеет сберечь и преумножить деньги.

  8. Я ребенок и мне не надо думать о расходах своей семьи.

-Почему с некоторыми высказываниями вы не согласны и считаете их ошибочными?


  1. Подведение итогов

- О чем же мы с вами говорили?

- Трудная ли была для вас тема? Если да, то почему?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Бывает в вашей жизни так, что вы придя в магазин и увидев, игрушку устраиваете скандал родителям потому ,что они вам ее не купили…..? Сегодня вы побывали в роли взрослого и попробовали спланировать бюджет . Трудно это? (Да). Я очень надеюсь, что теперь, когда вы придете в магазин, вы не будете обижаться на родителей за не купленную игрушку, а сами сможете подсказать им, что купить и почему.

-Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению.

Спасибо за занятие!!!



Используемые ссылки:

презентация(Картинки)

  1. http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&q=фото+смайлик+радость#urlhash=6024511597845275079

  2. http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&q=фото+смайлик+радость#urlhash=2016118079666836164

  3. http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&q=фото+мухи+цокотухи&us=10&usln=3&usstr=фото+мухи+&usqid=ae432f204810c531&hasnavig=0#urlhash=2557039143618739807

  4. http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&q=фото+золушки+и+белоснежки#urlhash=661552024689567118

  5. http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&q=фото+золушки+из+мультика#urlhash=3716559759690665114

  6. http://go.mail.ru/search_images?q=картинки%20на%20тему%20магазин&fr=web

  7. http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&q=картинки+на+тему+доходы

  8. http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&q=картинки+на+тему+моя+семья

Стихи на орг. момент

  1. http://www.trepsy.net/pedagog/stat.php?stat=4440

  2. С.Я.Маршак «Утром мушки проснулись»


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!