СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар для педагогов с элементами тренинга Тема: «Установление позитивных отношений с родителями воспитанников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников. Задачи:  1.Развивать умение проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. 2.Формировать у педагогов понимание того, что конструктивное отношение с родителями влияет на положительно – эмоциональное состояние ребенка. 3.Совершенствовать коммуникативную культуру педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов с элементами тренинга Тема: «Установление позитивных отношений с родителями воспитанников»»

Амвросиевское дошкольное образовательное учреждение № 4 «Теремок»















Семинар для педагогов с элементами тренинга 

Тема: «Установление позитивных отношений с родителями воспитанников»












Подготовила и провела:


Педагог – психолог

Кошелева Н.Н








2018


Цель: 

повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи: 
1.Развивать умение проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
2.Формировать у педагогов понимание того, что конструктивное отношение с родителями влияет на положительно – эмоциональное состояние ребенка.
3.Совершенствовать коммуникативную культуру педагогов.


Содержание:

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад . Теперь его окружают взрослые и дети , которых он раньше не знал, которые составляют иную сущность, чем его семья. Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания физически, психически, психологически здоровых детей . Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей.
На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад , вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду : играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. Согласитесь картина получилась безрадостная .
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонично развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

  Основная часть.
Сегодняшний наш семинар посвящен отношениям с родителями наших воспитанников и начнем мы его с упражнения «Приветствие», которое поможет нам настроиться на работу.
Цель упражнения: настроить педагогов на работу, создать эмоционально – положительный настрой.
Упражнения «Приветствие».

Ведущая включает любую танцевальную музыку, и педагоги начинают хо­дить по комнате. После слов ведущего «Раз, два, три, друга найди!» каждый Взрослый должен найти себе пару и встать рядом с ней. Ведущий командует: «Поздоровайтесь руками, мизинцами, пятками, ко­ленками Спинами и в конце обнялись и сказали здравствуйте».

Вот и замечательно мы с вами поздоровались.

А сейчас мы свами сядем на места и сделаем еще одно упражнение

Упражнение « Поза Наполеона»

 Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два,покажи!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

 Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. 
Взаимодействие между педагогами и родителями начинается с установления контакта .
Упражнение «Взгляд».
Цель упражнения: выяснить значение взгляда в общении.
Продемонстрируйте мимикой ваш взгляд на ребенка: 

с улыбкой ,
с обидой ,
с удивлением,

с гневом,
с радостью

С грустью.
Согласитесь во время выступления на родительском собрании можно найти родителей которые мимикой показывают наше отношение к нам и как они заинтересованы в той или информации.
Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка… или Наша Таня громко плачет».
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Анализ упражнения:
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. 
Мы выяснили, что установление контакта зависит от того, как мы себя держим, как говорим, какими движениями сопровождает рассказ.

Упражнение « Закончи предложение»

«Самое важное для воспитателей одной группы – взаимопонимание и единая стратегия воспитания и обучения детей, родителей.  Чтобы  лучше друг друга понимать, предлагается следующее упражнение.

Закончите предложения.

Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

Наиболее успешно в группе проходят занятия…

Мне кажется, что детям не нравится…

Я бы хотела поговорить с родителями…

Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

(психолог, логопед , специалист по лечебной физкультуре).

Я готова помочь коллегам…

         (в проведение праздников, родительских собраний, подготовке к открытым занятиям и др.).

8 Следующее родительское собрание будет на тему…..

 Обменяйтесь листками и сравните, в чем совпадают ваши мнения, а в чем они различны.
Далее мы поговорим о тех принципах в работе педагогов, которые помогают установить позитивные отношения с родителями воспитанников:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с детьми и родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность и требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к нему и детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
 Индивидуальный подход.
Необходимо не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж педагога и учреждения в целом.
Динамичность.
Детский сад сегодня находиться в режиме развития и представлять собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняться формы и направления работы педагога с семьей. Для более эффективного решения образовательных задач, воспитатели используют интегративный подход при организации образовательного процесса.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей с учетом образовательных областей.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания, заинтересовать их жизнью своего ребенка и жизнью группы, вовлечь в участие жизни группы.
Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание.
Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Поэтому их можно проводить в форме дискуссий, КВН, диспутов и т.д.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.
Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя. Для введения родителей в воспитательно-образовательный процесс приглашается “Гость группы”(родители беседуют с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни), для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, родители наделяются ролью “Добровольного помощника” с обязательным объявлением благодарности. 
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, у любого педагога могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях с родителями.

Сейчас я вашему вниманию предлагаю упражнение

«Ты мне, я – тебе»
Команды задают друг другу проблемные педагогические ситуации «родитель – воспитатель» (заранее приготовленные, лежат у них на столе). 
Оценивается полнота и правильность ответов. При дополнении ответов командой, задающей вопрос, ей присуждаются дополнительные очки.

Ситуация 1.
В детский сад обратилась мама пятилетнего Коли с жалобой на воспитателя. Она считает, что воспитатель не должна заставлять ребенка убирать за собой игрушки, для этого есть нянечка. Ребенок должен развиваться, а не заниматься уборкой.
Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. 

Ситуация 2.
Вечер. За Владом и Настей пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Насти кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!» «Мама, но ведь надо убирать за собой», — говорит Настя. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу». Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. 

(Здесь требования воспитателя отменяются самой же мамой, поэтому работа должна вестись не с ребенком, а с его родителями.Тогда эффект от подобного воспитательного воздействия будет заметен).

Ситуация 3.
Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что нового узнали дети на занятиях и предложила закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает». Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. 


Ситуация 4.
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми. Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор

Сейчас вашему вниманию я предлагаю кроссворд

«Кроссворд воспитателя» 
1. Один из приемов активизации родителей (Игра)
2. Самая интересная форма общения с родителями (Конкурс)
3. ПЕДАГОГИ
4. Что символизирует «РЕКА» между двух берегов (Дети)
5) Лист-опросник для получения каких-либо сведений (Анкета)
6) Традиционная форма проведения родительского собрания. (Лекция)
7) Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение)
8) Нетрадиционная форма проведения родительского собрания (Аукцион)



Упражнение «Желаю Вам...».

Давайте представим, что педагог, стоящий рядом – родитель одного из детей группы, и постараемся ему как можно искреннее сказать приятные слова. Согласитесь, что лучший комплимент – похвала успехов их ребенка: «Татьяна Николаевна, мне так приятно, что сегодня Валерия так красиво рассказала стихотворение на утреннике, видно, вы дома готовились, повторяли». Итак, начали: цветок волшебный ты держи, и комплимент родителю скажи».

Что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Выстраивание отношений педагога с родителями невозможно без доброжелательного отношения к детям.
Чему научатся малыши в детском саду, какие воспоминания останутся у них о дошкольном учреждении зависит от отношения к ним их воспитателя.
Педагог не должен говорить с детьми свысока. Малыши не уважают взрослых, чувствующих свое превосходство. Имея дело с детьми надо заработать их уважение. Воспитатель должен развивать в себе выдержку и не пытаться воздействовать на воспитанников авторитарными методами.
В общении с детьми педагог должен занимать позицию – понимания, принятия и признания ребенка. 
Сейчас наши дети отличаются от нас больше, чем когда – либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось. Они более свободны в общении со взрослыми, слабо реагируют на принуждения и нотации в воспитания, имеют свою точку зрения и пытаются ее отстаивать. Поэтому воспитатель должен занимать позицию друга по отношению к детям, быть разносторонне развит, эрудирован, должен знать потребности детей и закономерности их развития. 

Давайте попробуем понять, какими чертами обладает современный ребенок.

 Упражнение «Портрет современного ребенка».
Педагоги делятся 2 группы. Каждая группа составляет список качеств, присущих современным детям.

Обсуждаются качества детей, принятие и непринятие этих качеств.
Взаимодействие педагога с родителями можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. От воспитателя требуется творческий подход к организации работы, поиск новых форм и методов. Контакт между педагогом и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – воспитание детей, которую можно достичь только общими усилиями.

Своей работой педагоги должны показать родителям, как важно их участие в педагогическом процессе, показать, что заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Главное во взаимоотношениях педагога с родителями и детьми – искренность, доброжелательность, готовность к сопереживанию и пониманию.

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот:

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

Спасибо за совместную работу. Желаю удачи и хорошего настроения!





Один из приемов активизации родителей
2. Самая интересная форма общения с родителями
3. ПЕДАГОГИ
4. Что символизирует «РЕКА» между двух берегов
5) Лист-опросник для получения каких-либо сведений
6) Традиционная форма проведения родительского собрания.
7) Основной метод изучения семей воспитанников.
8) Нетрадиционная форма проведения родительского собрания



1. Один из приемов активизации родителей
2. Самая интересная форма общения с родителями
3. ПЕДАГОГИ
4. Что символизирует «РЕКА» между двух берегов
5) Лист-опросник для получения каких-либо сведений
6) Традиционная форма проведения родительского собрания.
7) Основной метод изучения семей воспитанников.
8) Нетрадиционная форма проведения родительского собрания



Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

Наиболее успешно в группе проходят занятия…

Мне кажется, что детям не нравится…

Я бы хотела поговорить с родителями…

Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

(психолог, логопед , специалист по лечебной физкультуре).

Я готова помочь коллегам…



Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

Наиболее успешно в группе проходят занятия…

Мне кажется, что детям не нравится…

Я бы хотела поговорить с родителями…

Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

(психолог, логопед , специалист по лечебной физкультуре).

Я готова помочь коллегам…



Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

Наиболее успешно в группе проходят занятия…

Мне кажется, что детям не нравится…

Я бы хотела поговорить с родителями…

Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

(психолог, логопед , специалист по лечебной физкультуре).

Я готова помочь коллегам…

Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

Наиболее успешно в группе проходят занятия…

Мне кажется, что детям не нравится…

Я бы хотела поговорить с родителями…

Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

(психолог, логопед , специалист по лечебной физкультуре).

Я готова помочь коллегам…

Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

Наиболее успешно в группе проходят занятия…

Мне кажется, что детям не нравится…

Я бы хотела поговорить с родителями…

Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

(психолог, логопед , специалист по лечебной физкультуре).

Я готова помочь коллегам…



Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

Наиболее успешно в группе проходят занятия…

Мне кажется, что детям не нравится…

Я бы хотела поговорить с родителями…

Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

(психолог, логопед , специалист по лечебной физкультуре).

Я готова помочь коллегам…



Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

Наиболее успешно в группе проходят занятия…

Мне кажется, что детям не нравится…

Я бы хотела поговорить с родителями…

Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

(психолог, логопед , специалист по лечебной физкультуре).

Я готова помочь коллегам…



Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

Наиболее успешно в группе проходят занятия…

Мне кажется, что детям не нравится…

Я бы хотела поговорить с родителями…

Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

(психолог, логопед , специалист по лечебной физкультуре).

Я готова помочь коллегам…



Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

Наиболее успешно в группе проходят занятия…

Мне кажется, что детям не нравится…

Я бы хотела поговорить с родителями…

Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

(психолог, логопед , специалист по лечебной физкультуре).

Я готова помочь коллегам…












Ситуация 1.
В детский сад обратилась мама пятилетнего Коли с жалобой на воспитателя. Она считает, что воспитатель не должна заставлять ребенка убирать за собой игрушки, для этого есть нянечка. Ребенок должен развиваться, а не заниматься уборкой.
Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. 

Ситуация 2.
Вечер. За Владом и Настей пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Насти кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!» «Мама, но ведь надо убирать за собой», — говорит Настя. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу». Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. 

(Здесь требования воспитателя отменяются самой же мамой, поэтому работа должна вестись не с ребенком, а с его родителями.Тогда эффект от подобного воспитательного воздействия будет заметен).

Ситуация 3.
Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что нового узнали дети на занятиях и предложила закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает». Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. 


Ситуация 4.
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми. Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!