«Организация работы с семьей
по патриотическому воспитанию дошкольников
с использованием ИКТ» - (из личного опыта работы).
Воспитатель
МАДОУ детского сада №3
Пищимка Татьяна Анатольевна.
СЛАЙД № 1. В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней.
СЛАЙД № 2. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа.
Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важ-нейшее условие эффективной деятельности ДОО в решении задач патрио-тического воспитания дошкольников.
Освещая сегодня организацию работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, я рекомендую использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников.
СЛАЙД № 3. При взаимодействии детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине появляется:
- рост образования родителей;
- мобильность современных родителей;
- повышение коэффициента детско-родительского общения;
- доступность информации.
В последние годы внимание привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании.
СЛАЙД № 4. Возможно использовать технические средства ИКТ, применимых в детском саду - это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, цифровые фото- и видеокамера, и другие подобные устройства.
В настоящее время определены следующие направления внедрения ИКТ в образовании:
1. Создание презентаций.
2. Работа с ресурсами Интернета
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Следует выделить критерии эффективности использования ИКТ:
- экономичность;
- компактность;
- наглядность;
- возможность проведения мониторинга;
- возможность творческого развития личности.
Считается, что применение информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями — это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками образовательных отношений на всех этапах педагогической деятельности.
Поэтому целью в моей работе является вовлечение родителей в патриотическое воспитание дошкольников через активное использование информационно-коммуникационных технологий в разнообразных формах работы с семьями воспитанников.
СЛАЙД № 5. Для реализации этой цели поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить теоретическую основу проблемы использования ИКТ в работе с родителями дошкольников.
2. Повысить педагогическую грамотность родителей по проблеме формирования начала патриотизма у старших дошкольников.
3. Сформировать у родителей активную позицию и участие в реализации задач патриотического воспитания.
4. Укрепить статус и престиж семьи, уважительного отношения всех членов семьи между собой.
Опираясь на классификацию форм сотрудничества с родителями, мною были разработаны и предложены формы взаимодействия с семьями воспитанников с активным использованием информационно-коммуникационных технологий (ресурсы Интернет, авторские мультиме-дийные презентации, слайд-шоу, демонстрация видео- и фотосъёмки).
СЛАЙД № 6. Работа по патриотическому воспитанию дошкольников ДОО и вовлечение в эту работу родителей проводилась в три этапа:
1) мною были выявлены потребность родителей в воспитании и образовании детей;
2) как педагогически просвещены родители
3) видят ли родители в педагоге партнерство в образовательной деятельности ДОО.
Педагогическое просвещение родителей — самый важный этап. Ак-тивно использую коллективные и индивидуальные формы работы: роди-тельские собрания, консультации, семинары-практикумы, тренинги, педагогические гостиные, деловые игры, устные журналы, встречи с интересными людьми и специалистами. А также наглядно-информационные средства, это газеты, консультации, папки- передвижки, презентации на родительских собраниях проведенных в нетрадиционной форме, круглые столы ит.д.
При применении мультимедийного сопровождения различных форм организации для просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное.
СЛАЙД № 7. Например, живой интерес к теме собрания «Воспитание начал патриотизма и гражданственности» появился у родителей в процессе демонстрации слайдов с результатами мониторинга знаний детей о семье, родной станице и крае. Были включены различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио- фрагменты детских высказываний. Использование возможностей мультимедийной презентации позволило в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми пе-дагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Проводя консультацию «Дети и природа», был организован про-смотр слайд-шоу «Как мы ходили в парк ». Эти фотоматериалы экскурсии в природу, целью которой являлось обогащение знаний детей о растительном и животном мире, о взаимодействии человека и природы. Фото на слайдах иллюстрировали алгоритм ознакомления детей с природными объектами.
Успешно провела мини-собрание ко Дню станицы Каневской на те-му «Моей станице посвящается», на котором я использовала видео- и фотоматериалы экскурсии по улицам и памятным местам родной станицы. Это позволило родителям сформировать представление о том, какие краеведческие знания о родной станице, о ее достопримечательностях, зданиях и учреждениях доступны старшим дошкольникам.
При проведении круглого стола для родителей на тему «Быт и традиции Кубани в истории» использовала Интернет ресурсы, что позволило повысить эффективность общения с родителями. В ходе проведения круглого стола, родители обменивались знаниями, почерпнутыми с педагогических сайтов, делились опытом семейного воспитания. А во время беседы о народных костюмах и народных играх, родители активно использовали материалы из газеты детского сада и консультаций, ране предложенные мною по патриотическому воспитанию дошкольников, опубликованных на сайте ДОО.
СЛАЙД № 8. Ежемесячно предоставляю родителям на CD, DVD, флеш-карты материалы с фотоматериалами, созданные в ходе различных видов и форм деятельности детей группы. На таких носителях записаны занятия, игры, экскурсии, праздники. Это позволяет сделать наглядным содержание образования дошкольников в нашей группе.
Большой интерес у родителей моей группы вызывает открытый просмотр образовательной деятельности на родительских собраниях, в ходе которой демонстрируется подход к применению ИКТ в ознакомлении детей с природой родного края.
Хорошей традицией в нашей группе стало проведение выставок совместного творчества детей и родителей. К сожалению, нет возможности сохранять все детские работы. Но выход мы нашли: нет ничего проще, чем сфотографировать понравившиеся творческие работы и составить из них электронную выставку. Так, у родителей моей группы имеются на дисках
выставки поделок из природного и бросового материала, изделия из мукосольки, поделки оригами.
Для сотрудничества с семьей по формированию основ патриотиче-ского воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогиче-ского просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ: газеты, издаваемые ДОО для родителей; стенгазеты; буклеты; папки-передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации; мини-библиотеки. Использование технических средств ИКТ позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными.
Позиция родителей изменилась, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада. Использование средств ИКТ не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе. Но работа в данном направлении будет продолжена:
- СЛАЙД № 9. Предстоит обобщение и распространение передового опыта семейного воспитания по формированию у дошкольников начал патриотизма (фото-видеоальбомы, мультимедийные презентации, буклеты).
- Оформление родителями электронного портфеля творческих работ, выполненных дома совместно с детьми на такие темы как: «Город Краснодар», «Природа Краснодарского края», «Народные кубанские промыслы», «Быт и традиции казаков в старину», «Знаменитые люди станицы Каневской».
- Составление электронных творческих отчетов посещения семьями воспитанников исторических мест, достопримечательностей, социально-значимых событий станицы и родного края.
- Создание медиатеки по патриотическому воспитанию дошкольников «В помощь родителю».
- Размещение на сайте ДОО консультаций, опыта работы по формированию начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста «Растим юных патриотов».
Спасибо за внимание.