3
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«7 правил выживания в новом коллективе»
Цель семинара-практикума: обеспечение готовности обучающихся к вступлению в профессиональную деятельность за счет активизации их психологических ресурсов; формирование позиции понимания учащимися своих возможностей, способностей, личностного потенциала.
Участники семинара-практикума: учащиеся группы СД-3;
куратор группы
Оформление семинара-практикума:
Мультимедийная презентация, видеоролики.
Ход практикума:
Организационный момент
Перед тем, как начать нашу встречу, предлагаю вам посмотреть ролик (фрагмент мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена») и ответить на вопрос: «О какой проблеме в жизни людей, пойдёт речь?».
Ответ на вопрос, обсуждение увиденного, объявление темы семинара-практикума.
II. Основная часть
А) Тест «Умеете ли вы вести деловые беседы?» Предлагаемый ниже тест призван помочь вам разобраться, пусть хотя бы в первом приближении, одарены ли вы способностями к ведению деловых бесед или надо срочно приложить усилия, чтобы овладеть хотя бы минимумом дипломатических навыков.
Ответьте «да» или «нет» на вопросы, подчеркнув выбранный вариант ответа.
1. Бывает ли, что вас удивляют реакции людей, с которыми вы сталкиваетесь в первый раз?
2. Есть ли у вас привычка договаривать фразы, начатые вашим собеседником, поскольку вам кажется, что вы угадали его мысль, а говорит он, по вашему мнению, слишком медленно?
3. Часто ли вы жалуетесь, что вам не дают всего необходимого для того, чтобы успешно закончить порученную вам работу?
4. Когда критикуют мнение, которое вы разделяете, то возражаете ли вы либо возникает ли у вас подобное желание?
5. Способны ли вы предвидеть, чем вы будете заниматься в ближайшие 6 месяцев?
6. Если вы попадаете на совещание, на котором присутствуют незнакомые вам люди, то стараетесь ли вы скрыть свое собственное мнение по обсуждаемым вопросам?
7. Считаете ли вы, что в любых переговорах всегда кто‑то становится победителем, а кто‑то обязательно проигрывает?
8. Говорят ли о вас, что вы упрямы и твердолобы?
9. Считаете ли вы, что на переговорах всегда надо запрашивать вдвое больше того, что вы хотите получить в конечном итоге?
10. Трудно ли вам скрыть свое плохое настроение, например, когда вы играете и проигрываете?
11. Считаете ли вы необходимым возразить по всем пунктам тому, кто на совещании высказал мнение, противоположное вашему?
12. Неприятна ли вам частая смена видов деятельности?
13. Заняли ли вы ту должность и получили ли ту зарплату, какие наметили несколько лет назад?
14. Считаете ли вы допустимым пользоваться слабостями других ради достижения своих целей?
15. Уверены ли вы, что можете легко найти аргументы, способные легко убедить других в вашей правоте?
16. Старательно ли вы готовитесь к встречам, в которых вам предстоит принять участие?
Ключ к тесту
Запишите себе по одному очку за каждый ответ, совпавший с приведенными ниже ответами:
1 – нет; 2 – нет; 3 – нет; 4 – нет; 5 – да; 6 – нет; 7 – нет;
8 – да; 9 – нет; 10 – да; 11 – да; 12 – да; 13 – да; 14 – нет;
15 – нет; 16 – нет.
Если вы набрали:
от 0 до 5 очков, то вы не рождены для переговоров. Лучше всего подобрать себе работу, где от вас этого и не потребуется;
от 6 до 11 очков, то вы хорошо умеете, вести переговоры, но есть опасность, что вы проявите властные черты своего характера в самый неподходящий момент. Вам стоит заняться повышением своей квалификации в этой сфере, а главное – учиться жестко, держать себя в руках;
от 12 до 16 очков, то рады признать, что вы всегда очень ловко ведете переговоры. Но будьте осторожны! Окружающие вас люди могут подумать, что за этой ловкостью скрывается нечестность. А такое мнение тоже не идет на пользу делу.
Б) Озвучивание правил поведения в новом коллективе
Правило №1: Не скромничайте слишком.
Ведите себя естественно и уверенно. Задавайте вопросы, если что-то не понимаете. Ярлык «скромницы» довольно неприятен и в какой-то мере даже опасен для вашего имиджа. Коллеги могут «сесть на шею» и тогда-то уж Вам будет действительно тяжело держать лицо.
Правило №2: Не ставьте себя выше и умнее других!
Не зря в Библии гордыня – одна из смертных грехов, она никогда не приносит ничего хорошего. Будьте доброжелательны, приветливы и отзывчивы, всегда здоровайтесь и прощайтесь и улыбайтесь. Как говорят, будьте проще, и люди к Вам потянутся.
Правило №3: Четко выясните ваши рабочие обязанности.
В противном случае коллеги плотненько сядут к Вам на шею и свесят ноги. Чаще всего новенькие молодые девушки превращаются в помощниц «на побегушках» – приносят, уносят, помогают и, к сожалению, просто не умеют отказать. Не допускайте этого!
Как научиться отказывать? На самом деле, умение правильно отказать человеку и не обидеть пригодиться вам не только в профессиональной деятельности, но и в дружеских отношениях.
Главным правилом хорошего отказа является улыбка! Улыбнитесь (только искренне) и посетуйте на большое количество работы (даже если это не совсем так). Пару раз вот так «улыбнетесь» и вас больше не будут грузить.
Правило №4: Попросите помочь.
У Булгакова в замечательном произведении «Мастер и Маргарита» есть фраза Воланда, адресованная Маргарите: «...Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут». На мой взгляд, просто гениальная фраза, но ПОКА не для нас, начинающих вживаться в новый коллектив. Отличный вариант завязать отношения с коллегой – попросить разобраться в документе или в вопросе, в котором вы ничего не понимаете. Даже если на самом деле это далеко не так, и вы компетентный специалист, человеку будет приятно помочь вам.
Правило №5: Общайтесь в неформальной обстановке.
Неформальная обстановка – это то, то действительно поможет вам влиться в новый коллектив.
Отличный повод для сближения – обеденный перерыв. Пригласите коллег в новое кафе. В такой спокойной обстановке будет комфортно и вам и другим людям.
Правило №6: Всегда следите за своим внешним видом. Дело в том, что малейшие недочеты в одежде или прическе могут послужить отличным поводом для злых шуточек или обсуждений за вашей спиной. Особенно важно это правило в женском коллективе! Женщины, как известно очень внимательны и придирчивы в плане имиджа. Не позволяйте в первые дни и недели наклеить на вас ярлык «дурнушки».
Кстати, это касается и выполнение ваших должностных обязанностей. По началу следите, чтоб все было выполнено идеально.
Правило №7: Не старайтесь завоевать всех и сразу.
В первую очередь постарайтесь завести отношения с теми, кто сидит рядом. Это могут быть даже разговор о работе, позже вы уже выясните интересы друг друга, и будет гораздо проще.
Девочки, и самое главное правило – оставайтесь верными себе. Даже если в новом коллективе вас принимают не так, как вам хотелось бы!
В) Просмотр и обсуждение ролика «Деловой этикет – знакомство с коллективом».
III. Заключительная часть. Рефлексия