СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум "Что значит быть лидером"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – формирование представления о необходимости развития лидерского потенциала для дальнейшей жизненной успешности.

Задачи:

  1. Развитие организаторских способностей, активности, креативности
  2. Формирование навыков работы в команде
  3. Развитие Я-концепции
  4. Обучение навыкам социальной активности, развитие инициативности и ответственности.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум "Что значит быть лидером"»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Луганской Народной Республики «Центр внешкольной работы «Синяя птица»

города Кировска»











Семинар – практикум

для молодых педагогов

«Что значит быть лидером»




Подготовила:

психолог ГБУДО ЦВР

Мороз Ю.С.






Кировск, 2017 г.


Нельзя создать лидеров, они создают себя сами

П. Сенге



Цель – формирование представления о необходимости развития лидерского потенциала для дальнейшей жизненной успешности.

Задачи:

  1. Развитие организаторских способностей, активности, креативности

  2. Формирование навыков работы в команде

  3. Развитие Я-концепции

  4. Обучение навыкам социальной активности, развитие инициативности и ответственности.



Не печалься о том, что никто не знает тебя,

а стремись быть тем, кого могут знать.

Конфуций


Знакомство с участниками.

Упражнение «Кто Я»

Цель - способствовать самоанализу развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции», умение анализировать и определять психологические характеристики — свои и окружающих людей.

У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Членам группы предлагается на листе бумаги ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Затем зачитывают вслух свои ответы.

Вступление. Краткая информация о теории лидерства (презентация «Что значит быть лидером»)

Каким должен быть педагог? Какими личностными качествами должен он обладать? Насколько сильны должны быть лидерские задатки педагога? Все это риторические вопросы, на которые ищут ответы и психологи и педагоги.

У человека, сознательно вступающего на педагогический путь, помимо четкой мотивации, должны быть и врожденные качества, среди которых любовь к детям должна стоять на одном из главных мест.

Особенно молодому педагогу сложно стать авторитетом в глазах детей, поэтому только лидеры по своей внутренней сущности могут добиться успеха на учительском поприще. Педагог, обладающий лидерскими качествами способен вести за собой подопечных, увлекать в страну идей и знаний, новых свершений. Если же педагог будет малоинициативен, равнодушен к своей профессиональной деятельности, то даже способный ребенок может не раскрыть свои таланты.

Подобно магниту, притягивающему к себе железные гвоздики, педагог – лидер располагает к себе детей и коллег. Если же педагог, придя в образовательное учреждение, займет позицию «куска металла», холодного, не отталкивающего, но и не притягивающего, то «железные гвоздики» останутся неподвижными и равнодушными.

Лидер в педагогическом коллективе – это человек, профессионал, умеющий организовать любую деятельность (с детьми, с педагогами, с родителями).

Педагог должен быть принят самими ребятами в качестве ориентира и эталона. Быть лидером — значит:

  • быстрее и точнее других ориентироваться в собеседнике, ситуации;

  • уметь смотреть на мир глазами тех, кого он намерен возглавить;

  • быть актёром, но и командиром; сообщать новое, но и вести диалог;

  • видеть не таких ребят, которые перед ним сейчас, а таких, какими они будут завтра, если диалог состоится;

знать предмет, а главное — как он придёт в жизнь ребят, что они обретут благодаря нему.

Задача лидера — объективизировать мир, показать его многообразие, а одновременно — избавить ребёнка от растерянности, которой сопровождается разрушение эгоцентрических приоритетов, сменяющееся адекватным восприятием объективных явлений и предметов.

Лидер — это умение в каждый миг диалога оперировать сведениями, которые востребованы собеседником, но в ту же минуту и желанны, и неожиданны, формируют внимание и интерес. Коммуникативный лидер — это человек диалога.

Важно быть не только лидером, но и эффективным лидером. Психолог и автор ряда известных книг Дениэл Гоулман выяснил, что всех эффективных лидеров, в том числе и лидеров-педагогов, объединяет одна существенная особенность: они обладают качеством, которое теперь называют эмоциональным интеллектом. Гоулман, пришел к выводу, что эмоциональный интеллект – непременное условие грамотного лидерства. Человек, не обладающий эмоциональным интеллектом, может иметь первоклассную подготовку, обладать острым умом и бесконечно генерировать новые идеи, но он все равно не станет великим лидером. Составляющие эмоционального интеллекта – самосознание, самоконтроль, мотивация и социальные навыки.

Надо сказать, что лидерство проявляется в имидже педагога. Выделяют так называемый лидерский стиль отношений и деятельности. Он зависит от типа темперамента, направленности, эмоциональности педагога и соответствует современному харизматическому стилю. По типу темперамента он близок сангвинику – спокойному человеку, направленному «во вне». Основные черты характера: общительность, открытость, беззаботность. Лидерский стиль отношений и деятельности используют те, кто умеет убеждать и вести за собой.

Преимущества: быстрая мобилизация ресурсов и упорство в достижении цели. Недостатки: игнорирование мнения меньшинства и возможные социальные напряжения. Пути совершенствования: вырабатывание умения слушать других, считаться с мнением меньшинства, не практиковать подавление оппонентов, а убеждать их.

Таким образом, лидерство – неотъемлемая часть профессионального педагога.

ЛИДЕР (англ. Tеасhег - ведущий, руководитель) - самый авторитетный член группы.

Лидером считают человека, обладающего наибольшим ав­торитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.

В начале XX века американский социолог Э. Богардус перечислил десятки качеств, которыми должен обладать лидер, — чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность и т.д. Он считал, что лидером человека делают прежде всего такие качества, как ум, энергия, характер.

Р. Стогдилл в 1948 году, обобщив данные многих исследований, назвал уже 124 черты лидерства. Он пытался доказать, что лидер должен обладать большим интеллектом, чем окружающие его люди. Однако ему возразили: мол, превосходящий других ум — вовсе не обязательный фактор успеха. Немалую роль играют другие черты, например целеустремленность.

Согласно английскому писателю С. Норткоту Паркинсону, существуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой:

- Воображение – способность представить несуществующее;

- Знание – необходимо для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которую «нарисовало» воображение; это качество также придает лидеру уверенность;

- Талант – это качество, которое позволяет держать любую ситуацию под контролем;

- Решимость – это качество, без которого не возможно достижение успеха. Оно состоит из трех компонентов:

1. Лидер должен знать, что поставленная цель реальна и достижима

2. Лидер верит, что все, что нужно сделать, будет сделано

3. Лидер должен передавать свою решимость, убежденность другим

- Жесткость – это также необходимое качество для лидера, для достижения успеха нужно быть жестким, безжалостным, прежде всего к своим недостаткам;

- Притяжение - лидер должен обладать способностью притягивать к себе людей, чтобы ему верили и были готовы пойти за ним.



Упражнение «Я подарок для человечества»

Цель: повышение самооценки педагогов.

Педагогам даётся несколько минут на размышление, на поиск своих положительных качеств. Начинать своё выступление нужно со слов «Я подарок для человечества, потому что…» Обсуждение: Сложно ли было себя хвалить? Было ли трудно, тяжело высказывать свои положительные качества? Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?





Два на два, или новый Юлий Цезарь

Цели:

- эффективно тренировать взаимодействие с парт­нером при максимальной концентрации и быс­троте реакций;

- дать возможность участникам тренинга прове­рить себя и свою готовность выступать в каче­стве лидера;

- развить умение эффективно работать в несколь­ких направлениях деятельности;

- научиться действовать в условиях стресса, не те­ряя способностей концентрировать внимание на проблеме..

Время: в зависимости от количества участников. Каждая четверка игроков находится в игре 10 минут.

Ход упражнения

Это упражнение возвращает нас к рассказам об императоре Юлии Цезаре, который обладал порази­тельной способностью одновременно и качественно выполнять несколько различных действий. Порой лидеру приходится применять на практике замеча­тельные качества знатного римлянина.

В каждом раунде игры будет участвовать четверо игроков в поле и две группы судей. (Количество судей значения не имеет, так что по­рой можно всех зрителей разделить на две судей­ские группы, каждая из которых получает конкрет­ное задание.)

Итак, первая игровая четверка выходит на пло­щадку и выносит с собой два стула. Первый и вто­рой игроки садятся друг против друга на расстоянии 2-2,5 м. Третий и четвертый игроки вначале распо­лагаются за стулом второго участника. Это их стар­товая позиция, потом по ходу игры они могут сво­бодно передвигаться по комнате.

Правила игры таковы. В течение двух минут пер­вый игрок обязан повторять все движения второго игрока, выполняемые им произвольно: любые движения сидя, стоя, в движении по комнате... Кроме того, первому игроку предстоит отвечать на непре­рывные вопросы третьего и четвертого игроков. Во­просы могут быть любыми. Когда иссякнет фанта­зия одного из спрашивающих, в дело немедленно включается второй.

Обратите внимание, что в игре участвуют и судьи. Они - самые справедливые и внимательные арбитры в мире. Одна группа судей будет следить за тем, что­бы первый игрок не пропускал движений партнера и повторял каждое из них. За каждый пропуск на­числяется штрафное очко! Вторая группа следит за ответами на вопросы. Ответы могут быть абсолютно свободными, отличаться нелогичностью, отсутствием связи с вопросом и т.д. Важно, чтобы прозвучала ос­мысленная реакция первого игрока на вопросы двух ассистентов и чтобы в своих ответах он не пользо­вался запрещенными "Да!","Нет!", "Не знаю!" Использование каждого запрещенного ответа при­носит штрафное очко. Игра продолжается в течение двух минут. Затем судьи первой и второй групп сообщают о количест­ве заработанных игроком штрафных очков. Резуль­тат записывается. После этого игроки меняются ро­лями: отвечать и повторять движения в течение двух минут будет теперь второй игрок. Вновь подведение итогов, запись и смена ролей: те­перь игровые стулья занимают третий и четвертый уча­стники, а первый и второй будут задавать вопросы. Это задание можно проводить по очереди со всей группой, чтобы определить абсолютного чемпиона - того, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.

Завершение: обсуждение упражнения.

- Какие действия было сложнее выполнять — по­вторять движения партнера или отвечать на вопрос?

- Случались ли во время игры мгновения кризи­са, когда вы понимали, что теряете контроль над си­туацией? Что помогло вам преодолеть такие момен­ты и вернуться к выполнению задания?

- Что вы вынесли для себя из игры? Что вы ду­маете сейчас о сильных и слабых сторонах своего поведения в кризисной ситуации

Упражнение «Личный багаж»

Цели:

- развить способности составления психологического портрета человека;

- помочь членам группы разобраться в себе, преодолеть внутренние барьеры,

неуверенность, скованность.

Время: 30 мин.

Инструкция:

Вы познакомились, узнали друг друга. Сейчас мы попробуем определить, насколько хорошо вы стали понимать товарищей, их личные качества. Представьте, что вскоре вам предстоит расстаться, и каждый готовит в дорогу свой рюкзак. Это его личный багаж. Мы будем собирать рюкзак вместе. При этом договоримся класть в него не вещи, а личные качества друг друга. Поровну: те, которые мы в нем полюбили, и те, которые, как нам кажется, могут ему в жизни помешать. Что положит в рюкзак товарища группа? Есть у этой игры еще несколько правил.

Первое: мы кладем в рюкзак только те качества, свидетелями, проявления которых мы стали вовремя совместной работы.

Второе: мы не можем положить в рюкзак качество характера, за которое не проголосовала вся группа. Даже один человек из нас обладает правом вето. Группе придется переубедить его, иначе спорное качество так и не попадет в багаж вашего товарища.

Примечание: для каждого участника, которому группа помогла собрать личный багаж, составляем итоговый список, указываем дату и ставим подписи членов группы. Этот лист торжественно вручаем собранному в дорогу игроку.

Вопросы к обсуждению:

Что вам понравилось в игре?

Что заставило задуматься над тем, как воспринимает вас группа? Какие вещи, данные вам в дорогу группой, явились для вас неожиданностью?

Согласны ли вы с тем багажом, которым группа снарядила вас? Может быть, вы не готовы или не хотите прислушаться к мнению группы? Что из багажа вы хотели бы все же оставить?

Подведение итогов семинара:

- Что вы узнали нового на нашей встрече?

- Что понравилось и почему?

- На что стоит обратить внимание в следующий раз?

Ритуал прощания. Упражнение «Дары волхвов»

Цель – снятие напряжение, создание благоприятного психологического фона.

Напоминание содержания новеллы О.Генри «Дары волхвов».

Сейчас мы с вами тоже подарим друг другу бескорыстные подарки. Давайте станем в круг, возьмемся за руки и подарим воображаемые подарки.

Спасибо за внимание!







Литература:

1. Евтихов О. В. Тренинг лидерства: Монография. — СПб.: Речь , 2007. - 256 с.

2. Кипнис М. Тренинг лидерства. - 2-е изд., стер. - М.: Ось-89, 2006. - 144 с.

3. Мурашов, А. Учительская харизма – быстрые крылья или тяжкий груз? // Народное образование. - № 9. – С. 257 – 264.

4. С чего начинается лидер. – Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 232 с.

5. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведение. – М.: Академия, 2003. - 576 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!