СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для педагогов "Стресс и как с ним бороться"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум для педагогов "Стресс и как с ним бороться"

Носкова Анастасия Андреевна, педагог - психолог

Задачи:

  1. Способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования
  2. Содействовать освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния
  3. Гармонизация отношений внутри коллектива

Методы:

  • Аутотренинг.
  • Медитационные и релаксационные техники.
  • Творческая деятельность

Предшествующая работа: Составление презентации.

 

Содержание:

Психолог: Уважаемые коллеги! Когда речь идет о гуманистическом подходе в обучении, то зачастую педагог предстает неким идеальным существом, которое никогда не раздражается, не испытывает ряд переживаний. Но, тем не менее, не секрет, что наша профессия является одной из самых стрессогенных. Предварительная диагностика показала, что … (подводится итог) Сегодня мы поговорим о том, что такое стресс, как он проявляется и что делать, чтобы сохранить свое душевное здоровье в трудных жизненных ситуациях.

 

  1. Упражнение “Знакомство”. Составление визиток-бейджиков.

 

  1. РАЗМИНКА «УЛЫБНИТЕСЬ!»

— Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало. Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что ж, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

Спасибо. Теперь вы готовы к работе, и эта информация для вас!

 

  1. Презентация: Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

Основные признаки стресса:

- физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение,  хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

- эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

- поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).  Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям. 

 

  1. Тестовая психологическая игра «Кокология». Тест «Стирка»

(см. презентацию).

Цель: Проведение самодиагностики по определению уровня стресса учителей.

 

  1. Упражнение  «Комплимент»

Цель: повысить самооценку педагогов.

Ведущий: Передавая клубок, участник озвучивает положительное качество соседа, тот в свою очередь повторяет сказанное в свой адрес и делает комплимент следующему участнику. Например: – Вера Ивановна, Вы умная.

– Да, я умная. Вы, Анастасия Андреевна, общительная

Резюме: В каждом человеке есть положительные качества, но чтобы их заметить, надо внимательно и доброжелательно относиться друг к другу.

 

  1. «Найди своих»

Цель: повысить настроение, снизить чувство усталости

Ведущий: Я раздам вам карточки, на которых написаны названия животных. Названия повторяются на 2-4 карточках. Задача каждого – найти свою стаю, при этом можно пользоваться выразительными движениями, но ничего нельзя говорить. Позвольте себе быть совершенно свободными и даже немного смешными. Когда вы найдете «своих» встаньте рядом, но продолжайте молчать. Что у вас получилось? Кто оказался рядом с вами?

  1. Теория с шариком. Гнев. 

Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался.

Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев или злость.

Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.)

Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники  отпуска­ют шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)

Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.

Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники  выполняют задание.)

Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается)

А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)

 

  1. «Мои способы снятия стресса»

Цель: выявить приемы, используемые педагогами для самостоятельного снятия стрессовых состояний.

Ведущий: Какими приемами для самостоятельного снятия стрессовых состояний пользуетесь Вы?

Какие приемы Вы знаете, но не пользуетесь ими?

(На доске записываются все приемы борьбы со стрессовым состоянием без оценок). С некоторыми приемами я Вас познакомлю.

 

Полезная информация

  1. Аутотренинг – один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга. Аутотренингом можно заниматься как в группе под руководством психолога, так и индивидуально, в свободное время, на природе, перед сном. Частота занятий зависит от степени усталости, напряжения и колеблется от 1-2 раз в день до 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени. Можно использовать приятную, мягкую музыку.

 

  1. Упражнение «Приятный сон»

Цель: снятие психомышечного напряжения, отдых, восстановление сил, мобилизация.

Продолжительность: 10 минут

Психолог: Примите удобную позу, закройте глаза, успокойтесь. Медленно мысленно произнесите словесные формулы:

Я спокойна. Мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю…

Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается… Оно бьется легко и ровно… Я совершенно спокойна.

Моя правая рука расслаблена… Моя левая рука расслаблена… Руки расслаблены… Плечи расслаблены и опущены…

Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках…

Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук…

Расслаблены мышцы правой ноги… Расслаблены мышцы левой ноги… Мои ноги расслабленны…

Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю…

Мое тело расслаблено… Расслаблены мышцы спины… Расслаблены мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… Мне легко и приятно… Я отдыхаю…

Веки опущены… Расслаблены мышцы рта… Мой лоб прохладен…Я отдыхаю… Я спокоен…

Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза. Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодра и свежа…

 

  1. Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

 

  1. Притча «Бабочка».

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в   такую атмосферу, в которой вы  будут чувствовать себя   комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие.

 

  1. Упражнение «Цитаты»

Каждый участник пишет на бумажке свой девиз, жизненный принцип, или любую фразу-цитату, с которой он согласен. Бумажки сворачиваются и перемешиваются. Каждый участник вытягивает цитату, читает её и угадывает, кому она принадлежит.

Время: 12 мин.

 

    14. Упражнения «Узелки». Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.

 

 

 15.  «Шоколадотерапия»

— А напоследок мне бы хотелось задать вам вопрос: любите ли вы сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берете ту, которая «на вас смотрит», или это не так?

Кажется, что на ваш выбор ничто не влияет, но психологи утверждают, что мы отдаем предпочтение тем или иным формам конфет в зависимости от особенностей своего характера. Я предлагаю вам тест».

(Я угощаю участников конфетами «Ассорти».)

У тех, кто выбрал квадратную форму конфет, все находится под контролем, они двигаются вперед, иногда лишая себя маленьких и неожиданных радостей.

Прямоугольная форма конфет говорит о том, что у человека хорошо получается роль «жилетки», в которую плачутся его друзья. Если они обращаются к нему за помощью, он отвлекается не раздумывая, но при этом забывает уделять достаточно времени своим собственным проблемам.

На кого «смотрела» ромбовидная форма конфет, тот принимает важные решения в одиночку, чтобы потом ни с кем не делить радость от успеха, он выбирает друзей достаточно осторожно, а уж любимого человека тем более.

Кому понравилась круглая форма конфет — те находятся в полной гармонии не только со своим внутренним миром, но и с внешним. Эти люди любят быть в центре внимания, у них хорошо развита интуиция.

И наконец, кто выбрал конфеты овальной формы, легко находят общий язык с незнакомыми людьми, их общительности можно только позавидовать.

 

И по знаку зодиака также можно рассказать о сладкоежке:

Овен — съедает все шоколадки за один присест.

Телец — любит шоколад и может поделиться с тобой только конфетами с фруктовой начинкой.

Близнецы — могут разломить каждую конфету, посмотреть на начинку и выбрать нужную.

Рак — растянет запас конфет надолго, как минимум на месяц.

Лев — заберет все конфеты себе и поделится лишь после того, как вдоволь насладится сам. А те, что не любит, отдаст.

Дева — выберет две коробки шоколада — белого и черного. Одну — себе, другую — тебе.

Весы — очень любят шоколадки и съедают за один присест. Себе выбирают те, что покрупнее.

Скорпион — медленно смакует шоколад или конфеты. Иногда шоколад на его пальцах тает быстрее, чем во рту.

Стрелец — любит и выбирает дорогие конфеты.

Козерог — предпочитает трюфели.

Водолей — выберет батончики с изюмом и орехами.

Рыбы — раздают конфеты всем друзьям и знакомым. Могут даже забыть оставить себе кусочек на пробу.

 

16. Рефлексия занятия.Упражнение “Закончи предложение” .

– Во время занятия я поняла, что… – Самым полезным для меня было… – На занятии мне не понравилось… – Если бы я еще раз попало на тренинговое занятие, то я хотела бы…

Спасибо за работу.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!