СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - практикум для психологов. "Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с особенностями в развитии эмоциональной и поведенческой сферы".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

http://www.myshared.ru/slide/1345036/ 

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ»

Цели:

  • Формирование представлений о взаимосвязи эмоционального состояния, поведения ребёнка и его психологического здоровья, осознание негативных факторов появления эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников;
  • Закрепление знаний практических психологов о возможных проявлениях нарушений поведения и эмоционального развития дошкольников;
  • Повышение знаний практических психологов ДУЗ о задачах и видах работы по сопровождению детей с особенностями  в поведении и эмоциональном развитии;
  • Закрепление знаний практических психологов о формах  и методах профилактической, коррекционной и развивающей работы с дошкольниками с особенностями в поведении и эмоциональном развитие;
  • Повышение знаний практических психологов ДУЗ о здоровьесберегающих технологиях в работе с детьми с особенностями в развитии;
  • Формирование практических умений  работы  с дошкольниками по снятию эмоционального напряжения, создания положительных эмоций, сплочения детского коллектива;
  • Гармонизация эмоционального состояния, нейтрализация последствий стресса, оздоровление организма;
  •  Формирование навыков саморегуляции своего эмоционального состояния;
  • Способствование повышению самооценки и профессиональному росту практических психологов.

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум для психологов. "Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с особенностями в развитии эмоциональной и поведенческой сферы".»

Семинар-практикум

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ»

Цели:

  • Формирование представлений о взаимосвязи эмоционального состояния, поведения ребёнка и его психологического здоровья, осознание негативных факторов появления эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников;

  • Закрепление знаний педагогов-психологов о возможных проявлениях нарушений поведения и эмоционального развития дошкольников;

  • Повышение знаний педагогов-психологов ДОУ о задачах и видах работы по сопровождению детей с особенностями в поведении и эмоциональном развитии;

  • Закрепление знаний педагогов-психологов о формах и методах профилактической, коррекционной и развивающей работы с дошкольниками с особенностями в поведении и эмоциональном развитие;

  • Повышение знаний педагогов-психологов ДОУ о здоровьесберегающих технологиях в работе с детьми с особенностями в развитии;

  • Формирование практических умений работы с дошкольниками по снятию эмоционального напряжения, создания положительных эмоций, сплочения детского коллектива;

  • Гармонизация эмоционального состояния, нейтрализация последствий стресса, оздоровление организма;

  • Формирование навыков саморегуляции своего эмоционального состояния;

  • Способствование повышению самооценки и профессиональному росту педагогов-психологов.

План

  1. Упражнение «Волшебный клубочек».

  2. Упражнение «Ступени надежды».

  3. Теоретический аспект темы семинара (доклад психолога).

  4. Определение «Факторов риска появления эмоциональных и

поведенческих нарушений у дошкольников» (Работа в

подгруппах).

  1. Классификация эмоционально – поведенческих нарушений.

(Работа в подгруппах).

  1. Упражнение «Австралийский дождь».

  2. Психологическое сопровождение и поддержка детей с

проявлениями эмоциональных и поведенческих нарушений в

дошкольном учебном заведение.

  1. Профилактическая и коррекционно-развивающая работа

педагога-психолога с дошкольниками с особенностями

развития эмоционально- поведенческой сферы.

  1. Упражнение «Солнечный зайчик».

  2. Мимическая гимнастика с элементами дыхательных упражнений и

выполнение мудры «Знание».

  1. Упражнение «Пиктограммы».

  2. Релаксация «Прогулка по лесу».

  3. Упражнение с элементами гимнастики и самомассажа.

  4. Упражнение «Я очень хороший».

  5. Слайд шоу «Здоровьесберегающие технологии».

  6. Памятка афоризмов для педагогов-психологов.

  7. Упражнение «Ступени надежды».



ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

1.Упражнение «Волшебный клубочек»

Цель: сплочение коллектива, создания психоэмоционального контакта, положительного эмоционального фона|.

Участники по кругу, предавая клубок, приветствуют своего коллегу, называют его по имени и говорят, что очень рады видеть его.


2.Упражнение «Ступени надежды»

Цель: определить ожидания участников от семинара-практикума.

Психолог-ведущий. «Когда Вы приходите на какие-то мероприятия, обязательно на что то надеетесь и хотите чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на рисунок «Ступени надежды». Вы сейчас находитесь на первой ступени, если же ваши ожидания оправдаются, то вы подымитесь вверх по ступеням. Напишите свои ожидания на листочках, расскажите о них и прикрепите листочки с записями к первой ступени.

(участники семинара- практикума пишут свои ожидания и озвучивают их по очереди и прикрепляют к первой ступени.«Я жду от встречи…», «Я хотела бы…».)

Удачи всем в достижении ожидаемого!


3.Теоретический аспект темы семинара (доклад психолога).

Уважаемые коллеги! В современном обществе, где ежегодно усиливаются требования к маленькой личности, где происходит изменения жизненных догм, такие кратковременные состояния, как тревожность, агрессивность, замкнутость, импульсивность превращаются в стойкие. Не каждый ребёнок способен справиться с такими требованиями, и это провоцирует постоянство негативных состояний, которые существенно влияют на здоровье каждого.

Среди большинства факторов, от которых зависит будущее нашего общества, одним из главных является состояние здоровья человека. Связь между здоровьем, эмоциональным состоянием и поведением человека очевидна и очень сложна. Поведение человека формируется с детства под влиянием окружения (родители, семья, сверстники, детский сад и т.д.) как сознательно, так и бессознательно – на основе эмоционального восприятия (Схема№1). Поведение, связанно с здоровьем, является неотъемлемой частью стиля жизни человека.

Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь, практический опыт и находит отражение в поведении, составляет характерную особенность дошкольного детства.

Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие неэффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.

Таким образом, эмоциональное мироощущение дошкольника – это «выражение субъективного переживания, его интенсивности и глубины, зрелости эмоций и чувств в целом ».

Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.


4. Факторы риска проявления эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников.

Для эффективного оказания психологической помощи необходимо определить фак­торы риска.

Их можно разделить на две основные группы:

средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивиду­альные личностные особенности).

Что можно отнести к средовым и субъективным факто­рам?

(Ответы участников семинара.)


К средовым факторам можно отнести неблагоприятные се­мейные условия и неблагоприятные условия, связанные с дет­ским учреждением.

Семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его

интересов - могут вызвать у него негативные переживания.

В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка с взрослыми. Для примера: проведенные исследования показа­ли, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой - к фрустрации потребности безопасности, развитию тре­вожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).

Учет индивидуальных осо­бенностей ребенка при построении работы, особенно оздорови­тельной, создаст благоприятную почву для эффективного сози­дания психологического комфорта и формирования психологи­ческого здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоро­вье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спо­койная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, кото­рые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ре­бенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независи­мости.


5. Классификация эмоциональных и поведенческих нарушений по факторам риска

Какие нарушения можно отнести к средовым и субъективным факто­рам?

Деление на 2е подгруппы

(Ответы участников семинара.)



1. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми:
- неуравновешенность;
- возбудимость;
- бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т. д.);
- негативизм;
- упрямство;
- неуступчивость;
- конфликтность;
- жестокость;
- устойчивое негативное отношение к общению;
- застревание на отрицательных эмоциях;
- эмоциональная холодность;
- отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.

2. Особенности внутреннего мира:
- острая восприимчивость;
- впечатлительность;
- болезненная чувствительность;
- наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
- тревожность;
- мнительность

Данная классификация является условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.

6.Упражнение «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников. Снятие мышечного напряжения, тренировка концентрации внимания, создание положительного настроя на работу.

Время проведения: 5 мин.

Ход упражнения

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

  • Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?

  2. Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

  3. Ваши впечатления по проведенному упражнению?

7. Психологическое сопровождение и поддержка детей с проявлениями эмоциональных и поведенческих нарушений в дошкольном уч­ебном заведении.

Задачи психологического сопровождении и поддержки детей с нарушениями эмоционально-поведенческой сферы :

  1. Формирование навыков эффективного поведения, положительной коммуникации и изменений в эмоциональном развитии .

  2. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.

  3. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).

  4. Формирование потребности в саморазвитии (умение на­ходить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Базовым этапом в работе по профилактике и коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников является формирование слаженной системы работы всех специалистов ДУЗ в данном направлении (воспитателей, музыкальных руководителей, учителя логопеда, практического психолога, медицинских работников); привлечение активного участия родителей к работе с детьми с особенностями в развитии эмоционально-поведенческой сферы; непосредственная работа практического психолога с детьми дошкольного возраста по профилактике и коррекции эмоционально-поведенческих нарушений. (Схема№1)

Работа практического психолога по формированию навыков эффективного поведения, положительной коммуникации и изменений в эмоциональном развитии детей, а так же обеспечение благоприятных условий для полноценного развития ребенка как личности включает в себя следующие виды работы:

- выявление факторов, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния

у детей;

- комплектование «группы риска» для коррекционных занятий; проведение занятий;

- создание благоприятного психологического климата в ДУЗ и семье;

- применение педагогами здоровьесберегающих технологий в режиме дня и на занятиях.


8. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа

практического психолога с дошкольниками с особенностями

развития эмоционально- поведенческой сферы


Основной формой работы по коррекции эмоционально-поведенческих нарушений с дошкольниками является курс специальных занятий, целью которых является эмоциональное воплощение ребенка в заданный образ, отождествление с ним, то есть имитация различных эмоциональных состояний.

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;

2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи;

4) имитация осуществляет функцию «начальной, исходной ориентировки развивающегося субъекта в проблемных областях, наиболее значимых на данной конкретной ступени онтогенеза». В связи с тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы, имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих;

5) имитация эмоциональных состояний позволяет не только расширить представления детей об эмоциях, умение их дифференцировать и понимать, но и активизировать эмоциональный словарь дошкольников, так как при освоении значения слов, обозначающих эмоции, дети выделяют не существенные признаки, на основе которых формируются видовые обобщения, а ситуацию, в которой эта эмоция возникла, свои действия в ней и эмоциональные переживания;

6) имитация эмоциональных состояний способствует развитию устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, позволяет произвольно изменять мышечный тонус, что формирует у детей произвольную регуляцию поведения;

7) имитация выполняет важную функцию в социально-эмоциональном

развитии дошкольника: с помощью имитации строится образ другого лица и, одновременно, строится и углубляется представление ребенка о самом себе. В теории социального научения имитация рассматривается как «ключевой процесс социализации, как способ приобретения ребенком поведения, принятого, одобряемого в его социальном окружении» .

Таким образом, имитация детьми различных эмоциональных состояний оказывает влияние на их самочувствие, создавая определенный эмоциональный настрой, способствует развитию психомоторики, произвольной регуляции поведения, то есть является основным методом коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.

Работа по профилактике и коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников проводится с использованием здоровьесберегающих технологий.


9.Упражнение «Солнечный зайчик»

Цель – снять напряжение с мышц лица.

Посмотрите в окно. Солнечный зайчик заглянул Вам в глаза. Закройте их. Солнечный зайка не озорник он наш помощник. Он греет нас солнечным теплом. Мы его нежно погладим ладошками. На лбу, на щёчках, на глазах, на носу, на подбородке, на ушах, на шее, на груди, на животе, на ногах, вверх – вниз, вверх-вниз. И убежал к другим детям солнечный зайчик. Помашем ему рукой. До новых встреч солнечный зайчик!


    1. Мимическая гимнастика с элементами дыхательных упражнений и выполнение мудры «Знание»

Цель мимической гимнастики: снятие напряжения с мышц лица.

Прежде чем продолжить нашу работу мы сделаем мимическую гимнастику. Чем отличается мимическая гимнастика от простой гимнастики? Правильно мимическая гимнастика тренирует и укрепляет мышцы лица и помогает нам показывать чувства более выразительно.

Мы будем выполнять мимическую гимнастику и мудру «Знание»

Цель выполнения мудры: снятие эмоционального напряжения, тревоги беспокойства, меланхолии, печали, тоски. Активизация процессов памяти, мышления.

Указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца, оставшиеся пальцы выпрямлены (не напряжены).

Данную мудру можно выполнять как одной так и двумя руками одновременно.

Руки держать произвольно, без напряжения.


Упражнения мы будем выполнять стоя в кругу.

И так приготовились, спина прямая, сложите пальцы в мудру и будем выполнять мимическую гимнастику. Медленный вдох, медленный выдох, вдох-выдох, и ещё раз вдох-выдох. Теперь вытянули губы в трубочку и произнесли на выдохе звук «У», пока весь воздух не выйдет. Делаем вдох , а теперь растянули губы в стороны и произнесём звук «Ы», пока весь воздух не выйдет. Опять сделаем вдох-выдох. Отдохнули все мышцы лица. Все друг другу улыбнулись. Скажите глазами и улыбкой, что Вы рады видеть друг друга! Спасибо!


    1. Упражнение «Пиктограммы»

Цель: создание положительного эмоционального состояния, умения различать и показывать чувства мимикой и жестами, давать краткую характеристику чувствам.

Из присутствующих на семинаре-практикуме выбирается 8 человек для выполнения упражнения. На спину участникам прикрепляется изображение чувств (радости, грусти, злости, страха, робости, брезгливости, удивления, самодовольства). Зрителям предлагается показать жестами и мимикой чувство, а участникам упражнения отгадать название чувства изображённого у них на спине, дать краткую характеристику о чувствах (приятное - не приятное, долго длиться или быстро проходит и что нужно сделать, чтобы не приятное чувство быстро ушло, а приятное долго длилось).

(Детский вариант упражнения «Отгадай и покажи чувство»)


    1. Релаксация «Прогулка по лесу»

Цель-гармонизация эмоционального состояния детей, нейтрализация последствий стрессов, оздоровление организма.

Пришло время отдохнуть и набраться сил и здоровья.

(Релаксация предлагается выполнить участникам в 2х вариантах лёжа или сидя в позе «кучера»), (Детский вариант релаксации)

На счёт один - примите удобную позу. На счёт два закройте глаза. На счёт три внимательной слушайте мой голос и представляйте все, о чём я буду вам говорить. И так один – примите удобную позу. Два- закройте глаза. Три - внимательно слушайте и представляйте всё что я вам буду говорить. Мы отправляемся в волшебную страну. И вот мы уже в волшебной стране, идём по лесу. Дует тёплый, нежный ветерок и мы медленно и спокойно идём по тропинке. Добрые деревья кивают нам своими листочками, они здороваются с нами. Нам легко и приятно, мы спокойны, мы отдыхаем, набираемся силы и здоровья. Тропинка привела нас на большую поляну, покрытую мягкой, зелёной травой и множеством разноцветных цветов. Мы делаем медленно глубокий вдох и выдох. Приятные запахи цветов наполняют нас и нам легко и приятно, мы спокойны, мы отдыхаем, набираемся силы и здоровья. Трава гладит и ласкает наши ноги и манит нас прилечь и отдохнуть. Мы ложимся на эту мягкую, нежную траву. Тёплое солнце гладит нас своими лучами и согревает. Гладит нашу голову и нам тепло и приятно, мы спокойны, мы отдыхаем. Луч солнца греет нас, переходит на шею, медленно спускается на плечи, согревает нашу правую руку и левую руку. Нам тепло и приятно, мы спокойны, мы отдыхаем, набираемся силы и здоровья. Тёплый луч солнца двигается дальше и наполняет нашу грудь и живот теплом, медленно спускаясь к нашей правой ноге, переходит на левую ногу. Теперь уже всё наше тело наполнено светом и теплом. Нам легко и приятно, мы спокойны, мы отдыхаем, набираемся, силы и здоровья. Солнце в волшебной стране согрело нас и наполнило силой, здоровьем, добром и радостью. Нам легко и приятно мы отдохнули и набрались силы и здоровья. Теперь мы сможем продолжать свой путь. На счёт один мы откроем глаза, на счёт два мы присядем и потянемся после отдыха, а на счёт три встанем. (Ведется счёт)


    1. Упражнение с элементами гимнастики и самомассажа.

Цель: активизировать физиологические процессы организма после релаксации, настрой на активную работу.

Растирание себя в положении стоя.

Чтобы совсем проснуться, давайте ещё стоя потянемся, а теперь разотрём себя. Сначала руки растираем, правую, левую. Теперь переходим на грудь, и ноги, вниз - вверх, вниз - вверх.

Обстукивание себя в положении стоя.

И похлопаем себя нежно ладошками, сначала правую руку, затем левую Теперь переходим на грудь, живот и ноги вниз - вверх, вниз - вверх.

Молодцы! Мы отдохнули, полнив силы и здоровье!


    1. Упражнение «Я очень хороший»

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе

(Упражнение выполняется в кругу).

Пусть каждый по очереди скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Но перед тем как сказать, давайте немного потренируемся. Давайте возьмёмся за руки и все вместе скажем с начал слова «Я хороший (ая)!» шёпотом, потом – обычным голосом, а затем прокричим его.

Замечательно! Теперь каждый по очереди получая мячик, будет говорить: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Мы все очень хорошие!



    1. Слайд шоу «здоровьесберегающие технологии»



    1. Памятка афоризмов для практических психологов.

Каждый участник семинара-практикума получает памятку афоризмов

Памятки афоризмов

  • Цель воспитания - счастье человека, а средство воспитания - радость.

  • Желаете себе добра, делайте добро другим.

  • Наилучший способ подбодрить себя – это подбодрить кого то.

  • Кто умеет владеть собой – тот может руководить людьми.

  • Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица.

  • Кто всё имеет, тот ничем не наслаждается.

  • Чтобы хорошо думать – нужно хорошо жить.

  • Пускай не хватает сил, но желание можно похвалить.

  • Если не бегаешь, пока здоровый, пройдется побегать, когда заболеешь.

  • Если Вы хотите, чтобы жизнь улыбалась Вам, подарите ей своё хорошее

настроение.


    1. Упражнение «Ступени ожидания»

Цель: высказывание ожидания участников тренинга. Рефлексия.

Каждый участник высказывается о том, оправдались ли его ожидания, и переклеивает стикер на другую ступень. А так же каждый участник высказывается о своих ощущениях в период проведения различных упражнений на семинаре – практикуме.




Благодарю всех за внимание!













Список литературы

  1. Некоторые педагогические афоризмы Г.Н.Волкова // Чӑваш тӗнчи =

Чувашский мир. – 2007. – Чӳк (№ 9). – С.9 ; Чӳк (№ 10). – С. 10.

  1. Приктические семинары и тренинги для педагогов. – Вып.1.Воспитательи ребёнок: эффективное взаимодействие/ авт.-сост Е.В.Шитова. – Учитель, 2009. – 171 с.

  2. Баранова Н. П. Тренинги для учителей по педагогическому мастерству. — X.: Основа|основание|, 2009. — 159 с.

  3. Психологическое здоровье дошкольников / Уклад. Т. И. Прищепа. — X.: Основа, 2010. — 239 с. (Серия «Психология воспитание»).

  4. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций Ярославль, 1999.

  5. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. № 2-3.

  6. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / Материалы международного семинара. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.

  7. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. М: Илекса, - Ставрополь: Сервисшкола, 2001.

  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: Просвещение., 1990.

  9. Шаповаленко Н.В. Формы и функции подражания у детей дошкольного возраста. Автореф. канд. психол. наук. М, 1988.

  10. Кулакова, В.Д. Охрана психологического здоровья дошкольников В.Д. Кулакова //Воспитатель ДОУ. – 2009. - № 7. – С. 96–103.

  11. Тимофеева, С.П. Записки рядового психолога о нерядовых проблемах детей / С.П. Тимофеева // Воспитатель ДОУ. – 2009. - № 9. – С. 67–78.


12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!