СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар – практикум для родителей на тему «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар – практикум для родителей

на тему «Познавательное развитие детей   дошкольного возраста в процессе  экспериментирования с объектами неживой природы»

 

Просмотр содержимого документа
«Семинар – практикум для родителей на тему «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы»»

Семинар – практикум для родителей

на тему «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы»


Задачи

- актуализировать и дополнить представления родителей о роли экспериментирования с объектами неживой природы в развитии детей;

- формировать практические навыки, связанные с организацией экспериментальной деятельности


План семинарии - практикума

1 Вводная информация «Роль экспериментирования в формировании представлений об объектах неживой природы»

2 Практикум «Таинственный невидимка»

3 Практикум с песком

4 Рефлексия


Ход семинара – практикума

1 Вводная информация «Роль экспериментирования в формировании представлений об явлениях неживой природы»

Экспериментальная  работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Ребёнку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание  окружающего мира  и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что – то новое. Эксперимент, свециально организованный взрослым, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами природы и с необыкновенностью их учёта в собственной жизнедеятельности. Дети с удовольствием обследуют песок, глину, познавая их полезные и вредные свойства; плещутся в воде, открывая её тайны, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики, превращают снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри. Игры с песком и водой не только приносят радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, фантазию, речь, воображение, мышление. На прогулке во время игр с песком и водой дети усвоили приемы строительства из песка. Они узнали, как меняются свойства песка и воды, как сделать, чтобы песок не рассыпался, чем отличаются сухой и мокрый песок. Во время зимних прогулок наблюдали за состоянием снега в разную погоду. Дети сами пытаются предполагать, что же произойдет со снегом в тепле и с водой на морозе. . Все это обогащает представление детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира. Дети способны найти ответы на трудные вопросы.

В результате дети учатся практическим действиям по охране природы, развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы, у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию  детских способностей в процессе экспериментирования.

2 Практикум «Таинственный невидимка»

Что находится внутри воздушного шарика? Почему не тонет мячик? Ну какого ребенка не волновали эти животрепещущие вопросы. Поймать «таинственного невидимку» помогут веселые и несложные опыты. Вам потребуются: емкости с водой, прозрачные стаканчики, резиновый напальчник, воронка, трубочки для коктейля, пластиковые бутылки, мыльный раствор (или готовый состав для мыльных пузырей), воздушные шарики, палочка длиной около 60 см. веревочка, миска с водой, мяч, резиновые перчатки.

Ищем невидимку

 Расскажите малышу, что нас окружает воздух. Он есть повсюду, но мы его не видим. Как же убедиться. что он действительно есть? Повесим посреди комнаты (например, на люстре) полоски бумаги или ленточки. От сквозняка они начнут шевелиться. Вот мы и увидели тебя, невидимка!

 Ловушка для невидимки

А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета или резиновой перчатки (так будет смешнее). Сначала широко раскроем пакет (или перчатку). Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко перевяжем резинкой. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.

Дуем, дуем, надуваем…

Попробуем задержать дыхание. Сколько мы вытерпели? Не больше нескольких минут: сразу стало как-то неприятно. Оказывается, воздух – наш большой друг, ведь мы им дышим. Чтобы убедиться, что внутри нас есть воздух, возьмем соломинку для коктейля и подуем через нее себе на ладошку. Что мы почувствовали? Как будто дует ветерок. А теперь один конец трубочки опустим стакан с водой. Когда мы дуем, в воде сразу появляются пузырьки воздуха. Но воздух нужен не только людям, но и животным и даже растениям. Осторожно срежем во время прогулки веточку и поставим в стакан с водой. На стенках стакана сразу же появились пузырьки: растение дышит…

 Кто сидит в стакане?

Опыт 1

Дайте малышу пустой стакан и спросите, есть ли в нем что-нибудь. Кроха, естественно, скажет, что нет. Тогда предложите медленно опустить стакан в миску с водой, держа его вверх дном. Почему же вода не попадает в стакан? Наверное там уже что-то есть? Что же? Правильно, воздух!

Опыт 2

Чтобы убедиться в этом еще раз, снова опустим стакан в воду, только на этот раз будем держать его не строго вертикально, а под углом, Теперь вода легко сможет проникнуть в стакан, а пузырьки воздуха выплывут на поверхность.

Опыт 3

Закрепим при помощи пластилина на дне стакана кусочек бумаги. Дайте малышу убедиться, что бумажка сухая. Повторите опыт 1 и спросите малыша, промокла ли, по его мнению, бумажка. Попросите объяснить, почему. А теперь пощупаем бумажку снова и проверим, правы ли мы были.

Опыт 4

А вот еще один, более интересный вариант того же опыта.

Возьмите деревянный брусок, кусочек пенопласта или пробку, воткните в него маленький флажок, сделанный из спички и бумажки. Пустите «кораблик» в воду.  Накройте его широкогорлой банкой, осторожно опустите банку на дно, а  затем поднимите банку на поверхность. Наш флажок остался сухим потому что в банке был воздух!

3 Практикум с песком

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами неосознанно начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямы. А если к этому добавить различные игрушки, то у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и в тоже время, учится и добивается цели.

Опыт 1

«Откуда берётся песок»

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаги.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите его.

Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Ветер, вода разрушают камни, в результате чего появляется песок.

Опыт 2

«Из чего состоит песок»

Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (Зёрнышек – песчинок)

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок

Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Опыт3

«Куда исчезла вода»

В стаканчик с песком нальем воды. Потрогаем песок.

Каким он стал?

Куда исчезла вода?

Вода быстро впитывается в песок.

Опыт4

«Лепим из песка»

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, оставить до высыхания.

Что происходит с поделками после высыхания?

Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

4 Рефлексия

Родителям предлагается высказать своё мнение о проделанной работе, попробовать организовать экспериментальную деятельность вместе с детьми



























инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Опубликовано 03.10.2016 - 8:18 - Вахрушева Марина Евгеньевна

Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

 

"Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

                                                     возвратиться к тому, что он узнал".

                                                                                               Сухомлинский В.А

 

Цель проектно-исследовательской деятельности    

·        формирование и развитие исследовательской деятельности дошкольников. 

Задачи:

·        формировать и развивать: познавательный интерес, познавательную активность;

·        развивать творческое воображение;

·        развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

·        развивать коммуникативные навыки. 

Инновация – что это такое: модное слово или старое понятие?  

До сих пор нет точного определения понятия – инновация.

С одной стороны,

Инновация – это идея, новшество или процесс её внедрения.

С другой,

Инновация – это одновременно и идея и процесс её внедрения.

В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Это связано с динамичным развитием общества.

От современного ребенка требуется активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

Несмотря на давнюю историю развития исследовательского обучения в нашей стране по-прежнему обучение строится преимущественно не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. И это не удивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании».

Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребенка, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

По определению А. В. Леонтовича.

 Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Исследовательская деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими детьми в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – нормативный документ, отражающий государственные требования к дошкольному образованию.

         ФГОС ДО переносит акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование личностных характеристик как планируемый итоговый результат дошкольного образования, что предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное) через разные виды детской деятельности.

Современному педагогу дошкольной образовательной организации необходимо при организации образовательного процесса осваивать не просто одну образовательную технологию в рамках старого метода, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового к организации детской деятельности.

Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Ребенок познает мир через деятельность.       

         В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа.

Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом,

Педагог - перестает выполнять информационные функции, а педагог становится организатор, помощник, консультант в познавательной деятельности детей.

Как доказывают исследования ученых, познавательно-исследовательская деятельность для детей является не только естественной деятельностью, но и средством их личностного развития. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Так как в дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесным, следовательно, для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ педагога об этой реальности. Интерес к исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Именно

Исследовательский метод способствует:

§  актуализации знаний детей;

§  накоплению опыта поисковой деятельности.

Ведь через практические действия, проведения опытов ребенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решение проблемы, увидеть новые возможности в уже знакомом и найти новый вариант применения имеющихся знаний.

Исследовательская деятельность позволяет ребенку:

§  открывать свойства объектов;

§  устанавливать причинно-следственные связи, проявления и изменения свойств объектов;

§  выявлять скрытые свойства;

§  определять закономерности;

§  расширять представления об окружающем, связывая их в целую картину мира, тем самым формируя интегративные качества личности дошкольника.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!