Семинар-практикум
«Мяч и речь»
для родителей детей
5 года жизни
Учитель-логопед
1 квалификационной категории
ГБДОУ г.Севастополя
«Детский сад №107
комбинированного вида»
Косяк Екатерина Николаевна
Практикум для родителей: "Мяч и речь"
Организация занятия совместно с родителями.
Цели: Дать родителям новые знания и научить использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития речи детей, общей и мелкой моторики. Расширять словарный запас. Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление). Привлекать родителей к совместым играм с детьми. Вовлекать родителей в процесс коррекции речевого развития ребенка.
Оборудование: Рисунки мячей (домашнее задание) и составленные детьми загадки о мячах (домашнее задание). Игра «Футбол» (дыхание). Мешочек с массажными мячами. Большие мячи с ушками. Чупа-чупсы.
Ход практикума
l. Вводная часть.
1. Логопед. Ребята, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. И мы вместе будем играть и заниматься. Послушайте загадку:
Круглый, но не апельсин.
Большой, но не дом.
Сделан из резины, но не лодка.
Скачет, но не лошадь.
(Мяч)
Верно! Это мяч. Самая любимая детская игрушка. Каждый из вас дома составил загадку о мяче и нарисовал картинку. Послушаем, какие загадки у вас получились.
Дети читают загадки.
Логопед. Вот молодцы! Как много загадок о мяче и все они разные! И рисунки разные! Спасибо мамам за помощь в составлении загадок. Давайте из ваших рисунков и загадок составим книгу. Мамы нам помогут.
Дети с мамами составляют общую книгу (скрепляют листы).
Логопед. Вот и готова наша книга! В ней собраны ваши загадки и рисунки. Молодцы! Присаживайтесь на места. Послушайте интересные факты о мяче.
ll. Основная часть.
2. Интересные факты о мяче.
Игры с мячом известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.
Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными из игр.
В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали и кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по сноси упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.
Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.
3. Пальчиковая гимнастика
Будем мячики считать.
Дети сжимают и разжимают все пальчики.
Этот мяч – он из резины.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Этот мячик синий-синий.
Этот мяч большой и красный.
Этот мяч такой прекрасный!
Будем мы его катать.
Выполняют круговые движения между ладонями.
Будем с ними мы играть.
4. Упражнения на фитболе.
Логопед показывает большой мяч с ушками и приглашает детей с ним поиграть (проводится игра на координацию речи и движения, развитие общей моторики). Каждая мама помогает ребенку сесть на мяч. Ребенок одновременно произносит слова и выполняет движения.
Раз, два – прыгай мячик,
Раз, два – и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
(или)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой –
Не угнаться за тобой.
5. Игра «Мяч передавай – слово называй» (Подбор слов-признаков)
Логопед. Вот как весело! Мячики веселые! А каким еще может быть мяч? Становитесь в круг. Беритесь за шнур.
Мячик передавай –
Слово называй.
Мяч какой?
Дети: Резиновый, круглый, большой, маленький, разноцветный и т.п.
Дети с мамами стоят в кругу, держась за шнур. На котором укреплен мячик. Ребенок (или мама) называют слово: каким может быть мяч и передают мячик следущему.
6. Игра «Мяч в ворота задувай, что может делать мяч – называй». (Развитие дыхания. Подбор слов-действий).
Логопед. Молодцы! Много слов назвали. А теперь подумайте: что может делать мяч.
Мяч в ворота задувай,
Что может делать мяч – называй.
Дети. Прыгать, скакать, мчаться, катиться и т.п.
Дети с мамами стоят в колонну друг за другом. На столе расположена игра «Футбол» (развитие дыхания). Ребенок (или мама) называет слово: что может делать мяч и задувает мячик в ворота.
Дети и мамы садятся на места.
7. Упражнения с массажными мячами. Массаж ладоней.
Логопед раздает массажные мячики.
Будем мячики катать,
Наши ручки разминать.
1. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.
3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
5. Возьмите мячи по одному в каждую руку, сожмите и разожмите их. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими.
8. Игра с мячами «Где находится мяч?» (Практическое употребление простых предлогов. Ориентировка в пространстве).
Логопед. А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной). Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе). Спрячьте мячик под стол. Где лежит мячик? (Под столом). Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке).
9. Игра «Мяч обратно кидай – слова наоборот называй» (Употребление антонимов).
Дети с мамами стоят в кругу. Логопед произносит слово и кидает мяч. Ребенок (или мама) называет слово с противоположным значением и перекидывает мяч обратно логопеду.
Большой – маленький
Высоко- низко
Далеко- близко
Темный – светлый
Длинный – короткий
Тупой – острый
Темный – светлый
Тяжелый – легкий и т.п.
lll. Итог занятия.
Логопед. Молодцы и дети и мамы. Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось? Что понравилось больше всего?
Ответы детей и родителей.
Спасибо скажем мячикам,
Спасибо скажем пальчикам,
Спасибо язычку.
Красиво, четко, правильно я говорить могу!
Ловко вы мячи бросали,
В игры весело играли.
Ребята и мамы молодцы!
Получайте-ка призы!
Логопед угощает всех чупа-чупсами.
![](https://fhd.multiurok.ru/f/3/a/f3afc5a85c431db05c4cd005c1fa4d6a2d3c2fcf/sieminar-praktikum-miach-i-riech-dlia-roditieliei-dietiei-5-ghoda-zhizni_1.jpeg)
![](https://fhd.multiurok.ru/f/3/a/f3afc5a85c431db05c4cd005c1fa4d6a2d3c2fcf/sieminar-praktikum-miach-i-riech-dlia-roditieliei-dietiei-5-ghoda-zhizni_2.jpeg)