СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум "Труд детей в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уголок природы в детском саду называют маленькой лабораторией. И это название оправдывает себя. Деятельность детей в уголке природы тесно связана с экскурсиями. Пополняя после экскурсии уголок природы новыми обитателями, воспитатель знакомит детей с жизнью растений или животных в природных условиях.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум "Труд детей в природе"»

Уголок природы в детском саду называют маленькой лабораторией. И это название оправдывает себя. Деятельность детей в уголке природы тесно связана с экскурсиями. Пополняя после экскурсии уголок природы новыми обитателями, воспитатель знакомит детей с жизнью растений или животных в природных условиях.

Уголок в старшей группе отличается большим разнообразием растений. Организация труда и наблюдений здесь тоже иная, так как дети уже имеют некоторые представления о растениях и навыки ухода за ними. Поэтому уход за объектами в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя.

В этой группе большое место занимают длительные наблюдения детей за ростом и развитием растений. В этом большую роль играет систематическая и правильно организованная воспитательная работа с детьми в уголке природы.

С учётом особенностей возраста и требований Программы целесообразно подбирать для уголка природы растения, которые привлекали бы внимание детей, вызывали радостные эмоции. К ним, прежде всего, относятся цветущие растения. Цветущих растений много, но следует отдать предпочтение там, которые неприхотливы, не требуют сложного ухода, например, бальзамин, бегония фуксия, герань и др.

Детей старшей группы воспитатель знакомит с разнообразными формами стеблей комнатных растений (прямостоячие, свисающие, вьющиеся), с величиной, формой листьев, цветков. Следовательно, в уголке природы нужно иметь соответствующий подбор растений. Можно рекомендовать, например, такие растения: фикус, драцена, комнатный виноград, традесканцию, колокольчик, золотое дерево, маранту, колеус и др.

Следует иметь также комнатные растения, требующие разного ухода:

-редкой поливки (алоэ),

-частой поливки (колеус, примула),

-поливки только с поддона (амаралис),

-мытья тряпочкой больших кожистых листьев (фикус, драцена).

Такой подбор комнатных растений в уголке природы даёт возможность расширить представления детей о жизни растений, их строении, значении ухода, кроме того, позволяет формировать у ребят разные навыки ухода за обитателями уголка.

Для ухода за растениями уголка природы в группе требуется иметь инвентарь: лейки, щёточки, тазы, клеёнки, тряпочки, палочки для рыхления земли.

Размещая растения, нельзя забывать об эстетической стороне: нужно стараться расставлять растения красиво, подбирая по величине, окраске листьев, строению стебля, цветению. Ставить растения нужно свободно, чтобы детям удобно было ухаживать и наблюдать за ними.

Уголок природы не должен носить застывшего характера: растительный мир должен быть представлен не только комнатными растениями. В течение года, в зависимости от природного окружения, а также от сезона, уголок пополняется новыми растениями, как принесёнными извне (из сада, леса), так и выращенными детьми.

Интерес детей к растениям нужно поддерживать и развивать, используя для этого разные приёмы.

Если воспитатель при детях ежедневно (особенно весной) внимательно осматривает растения, объясняет свои действия, поворачивает растение к свету другой стороной, чтобы они не наклонялись только в одну сторону, снимает сухие листья, чтобы они не засоряли растение, поливает те растения, где земля сухая, и т.п., дети начинают проявлять интерес к растениям уголка природы.

Уход за растениями в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитатель (дежурства организуются в начале года). Они поливают растения. Поливка растений является для детей трудным видом ухода. Увлекаясь самим процессом поливки, они могут поливать одно и тоже растение несколько раз в день. Поэтому эта работа выполняется детьми под контролем воспитателя. Привлекая всех ребят поочерёдно к поливке, педагог учит каждого ребёнка, как нужно правильно держать лейку (прикладывая её носик к краю горшка), приучает лить воду понемногу, не торопясь, говорит, что воду лить нужно до тех пор, пока вся земля в горшке не будет влажной и на поддоне не покажется вода.

Воспитатель показывает, как нужно рыхлить палочкой поверхность земли в горшках, постепенно приучает к этому уходу и детей.

В старшей группе детей знакомят с некоторыми способами размножения растений. Для этого пересаживают и размножают 2-3 растения. В этой работе принимают участие и дети.

Пересадка комнатных растений. Как правило, весной осматривают все растения, выбирают те, у которых видны корни из горшка. « Корни растений не помещаются в горшке, им уже стало в нём тесно, потому растение необходимо пересадить в более просторный горшок»,- объясняет воспитатель во время беседы.

Отобрав растения, требующие пересадки, воспитатель вместе с детьми перечисляет, что нужно приготовить для пересадки: горшки разных размеров, землю, дренаж, совки, палочки.

Пересаживая растение, воспитатель объясняет все свои действия и привлекает к помощи ребят. Растения следует пересаживать, если им тесно или если они заболевают( наблюдается приостановка в росте, пожелтение листьев или их опадение, образование недоразвившихся побегов или листьев).

Техника пересадки. В горшок, приготовленный для пересадки, на дно насыпают дренаж, где образуются щели, через которые лишняя вода может стекать на поддонник и лучше проникать будет воздух и вода к корням снизу. Сверху дренажа насыпают немного земли. Прежде чем помещать растение в новый горшок, надо внимательно осмотреть его земляной ком: подгнившие, обломанные или повреждённые корни отрезать острым ножом. Подготовленное растение, опускают в середину горшка так, чтобы корни равномерно распределились по всему горшку, а корневая шейка стебля (место перехода в корень), находилась на уровне 1-2 см ниже краёв горшка. Левой рукой поддерживают растение, а правой насыпают землю и проталкивают её деревянной палочкой между корнями, время от времени постукивая горшком о стол или встряхивают его, чтобы земля осела. Землю обжимают вокруг растения большим и указательным пальцами обеих рук, пока корневая шейка не будет на требуемом уровне.

После пересадки растение обильно поливают и ставят на 5-6 дней в затенённое место до укоренения. Поливку на это время заменяют ежедневным опрыскиванием. Если земля в горшке начнёт высыхать, значит, корневая система растения начала работать.









ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. М.М.Марковская. «Уголок природы в детском саду»

  2. «Наблюдения и труд детей в природе». Составитель А.Ф.Мазурина.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!