Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения
Семинар классных руководителей
Подготовила учитель русского языка и литературы
Аблязимова Л. М.
2015г.
Ребенок - росток человеческий.
В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию.
Цель становящейся личности –
утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение.
А цель педагога помочь ему в этом.
- В чем отличие стандарта 2004 г. и ФГОС второго поколения?
- Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
- 1.В Стандарте 2004 г. детально описывается содержание образования – темы, дидактические единицы. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- · личностным
- · метапредметным
- · предметным
- В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий , позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные
- 2. Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании. Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности . Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.
- 3.отличие стандартов – это возможность реализовывать его только во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии , что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества. Стандарты 2004 года не учитывали желания и предпочтения населения к получению общего образования. Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков. Хотелось бы обратить внимание на то, что центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.
В основе ФГОСа лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает
- *формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- *проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- *активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- *построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
В условиях модернизации
российского образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности
гражданина России,
введения Федеральных государственных
образовательных стандартов второго
поколения, возрастают
воспитательные функции школы
При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Цель воспитательной работы современной школы по ФГОС
- помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей
Главные задачи современной школы по ФГОС
- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель . От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.
Цель деятельности классного руководителя по ФГОС
создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя по ФГОС
- формирование здорового образа жизни;
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом .
Классному руководителю необходимо знать
- психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;
- быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;
- владеть современными технологиями воспитания.
Коммуникативные
Организационно-
координирующие
Функции
Классного
руководителя
Аналитико-
прогностические
Контрольные
1. Организационно-координирующие
- обеспечение связи ОУ с семьей;
- установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО);
- проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- Организация внеурочной деятельности;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, воспитательный план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
- Ежедневный контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
- Контроль за внеурочной деятельностью.
Взаимодействия классного руководителя
Внутришкольный круг
- Учителя-предметники
- Педагог-психолог
- Педагоги дополнительного образования (внеурочной деятельности)
- Социальный педагог
- Библиотекарь
- Медицинский работник
Внешний круг
- Семьи обучающихся;
- Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех
участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация
педагогического труда в едином
образовательном пространстве и
социокультурной среде.
Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.
Януш Корчак