СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар "Создание здоровьесберегающего пространства в процессе обучения младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по здоровьесбережению в начальной школе на районном семинаре учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Семинар "Создание здоровьесберегающего пространства в процессе обучения младшего школьника"»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

  1. Вступление. Всем вам известна притча о бабочке и мудреце. Напомнить?
    Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” Слайд 1

А сам думает: “Скажет, живая я ее умерщвлю, скажет мёртвая, выпущу.
– Помните, что ответил мудрец?
Мудрец, подумав, ответил: – “Всё в твоих руках”. Слайд 2
А в наших с вами руках самое главное – это наши ученики. И от того, какие ценности мы с вами заложим, во многом зависит их дальнейшая судьба.

2. Обоснование проблемы. Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему  мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.  

Ответы педагогов. Обсудить проблему (Варианты ответов).

 - Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность.

Принятие решения

– Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.

Слайд 3 При поступлении в школу по данным Минздрава здоровье детей выглядит так:

  • 14% детей практически здоровы,

  • 50% имеют функциональные отклонения,

  • 35-40% хронические заболевания.

Многие годы  дети  проводят  в  стенах  образовательных  учреждений, практика  обнаружила, что лишь малую часть выпускников можно отнести к числу здоровых. Современная  школа  не  улучшает  здоровье  детей. Результаты  научных  исследований  показали,  что  все  изменения  в  здоровье  детей  происходят  именно  в  период  обучения  детей  в  школе. За  это  время  70% детей  из  категории  здоровых  переходят  в  группу  детей  страдающих  какими – либо  заболеваниями.

Среди школьников за период обучения:

  • в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения,

  • в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы,

  • в 5 раз – нарушение осанки,

  • в 4 раза – нервно-психических расстройств.

  • многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов,

  • более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении, учебных перегрузках,

  • абсолютно здоровыми можно считать около 1/3 первоклассников, а уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %,

  • за последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.


Ученые считают, что здоровье человека зависит от его окружения. Слайд 4

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В соответствии с ФГОС сегодня меняется позиция учителя на уроке. Педагог выступает в роли организатора учебного процесса. Он должен способствовать созданию комфортной обстановки на уроке для каждого ученика, он должен создавать условия для выбора деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивая тем самым создание ситуации успеха для каждого ребенка. На таком уроке повысится познавательная мотивация, снизится тревожность и утомляемость, которые, в конечном итоге, зачастую приводят к серьёзным заболеваниям.

Совместное целеполагание. Тема нашего семинара. Слайд 5
– Почему мы обратилась к этой теме? На протяжении нескольких лет мы занимаемся проблемой сохранения здоровья учеников.
– О чём сегодня пойдёт речь? (Варианты ответов). (Здоровьесберегающие технологии)
– Какой смысл мы вкладываем в понятие “Здоровье”?

  • Задание для групп

– На каждую букву этого слова назовите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З
Д
О
Р
О
В
Ь
Е

Задор
Движение
Оптимизм, образ жизни
Радость
Образованность
Восторг
-----------
Единство души и тела

– На основании вами сказанного, попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов).
Слайд 6
Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

– Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии. Когда мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, часто сразу возникает ассоциация с проведением физкультминуток (с.7), соблюдением гигиенических требований (8), проведением зарядки (9). Но это не единственные составляющие данной педагогической технологии. Необходимо не только следить за сохранением физического здоровья ребенка, но и создать комфортные условия обучения для поддержания его психологического и социального благополучия. Так как психическое здоровье человека во многом определяет его физическое состояние.

Представим, что мы готовим урок. Мы ставим перед собой определенные задачи. В первую очередь, нужно включить ребенка в процесс познания, где ему предстоит работать с большим объемом учебной информации. От этого дети утомляются.

Чтобы активизировать познание, необходимо подключать эмоциональную сферу.
Чтобы получить результат деятельности, мы оцениваем ребенка, т.е. заведомо ставим часть детей в ситуацию успеха или неуспеха. Слайд 10

Перед вами четыре составляющих урока, которые мы используем в своей деятельности наиболее часто. Как же сделать так, чтобы каждая из них поддерживала здоровье ребенка, а не ухудшала его?
– За годы обучения в школе ученики должны не только получить знания, но и развить свои способности, сохраняя при этом свое здоровье. А что может сделать учитель во время урока для укрепления здоровья детей?

Давайте попробуем вместе ответить на вопрос, «Каким критериям должен соответствовать современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий?» (с.11)

Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?

 Известно, что положительно  на здоровье детей влияют следующие факторы: С. 12

- двигательная активность

- психологическое здоровье школьника

- творческий характер процесса обучения

- использование оздоровительной силы природы

- использование технологий, имеющих здоровье сберегающий ресурс

Работа педагогов в группах и обмен опытом по теме: « Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок?»

(1 группа – «Условия здоровьесбережения на уроке». 2 группа – «Структура современного здоровьесберегающего урока». Каждая группа обсуждает, выбирает карточку с нужным тезисом. Можете добавить свои из опыта работы. Ведущий группы представляет свой проект.)

Ответы педагогов 1 группы:

  • Смена видов деятельности.

  • Использование методов групповой работы.

  • Использование интерактивных методов.

  • Создание положительной психологической атмосферы.

  • Активность каждого участника.

  • Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

  • Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.

  • Благоприятная эмоциональная обстановка.

  • Личностно-ориентированный подход к детям.

  • Упражнения для глаз.

  • Дозировка объема учебного материала.

– Сравните ваши ответы с методическими рекомендациями. Слайд 13

Ответы педагогов 2 группы:

  • Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения.

  • Проверка домашнего задания должна быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).

  • В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.

  • В основной части урока формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).

  • Заключительная часть урока используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.

  • Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока – это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.

– Я предлагаю вам сравнить ваши ответы с методическими рекомендациями. Слайд 14.

Вывод. Так каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок? Это такой урок, который соответствует принципу «Не навреди!». Урок, на котором обязательно должен присутствовать психологический комфорт;

эмоциональная и двигательная активность; рациональная организация урока;

система оценивания – создание ситуации успеха для каждого (адекватные по сложности задания);

санитарно-гигиенические требования – это проветривание, освещение, климат-контроль, питание, школьное оборудование, чистая доска, режим дня, расписание.


– А сейчас вашему вниманию предлагаем материалы, накопленные нашим МО. Работу по здоровьесбережению мы ведем давно. Было изучено много литературы по данному вопросу. И вот чем мы владеем на сегодняшний день. Слайд 15
При построении урока мы используем рекомендации, приёмы, технологии, которые связаны со здоровьесбережением: гигиенические условия, смена видов учебной деятельности с чередованием через 7-10 минут и средней продолжительностью не более 10 минут. Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся (с. 16), которые соответствовали бы видам работы. Учитель постоянно следит за правильной посадкой учащихся (с.17). Эффективное использование средств здоровьесберегающих технологий (физкультминутки (с. 18). Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. В первом классе 2-3 физминутки, во2 – 4 классах 1-2. ). Минутки релаксации (для кого - расслабление, а для кого – сконцентрированное внимание (с. 19), дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз). При помощи родителей изготовили дорожку для профилактики плоскостопия и расслабления мышц стопы (с. 20). На переменах стараемся проводить организованный отдых Перед уроками мы каждый день проводим утреннюю гимнастику. Слайд 21

3. Вывод

– Наблюдения и опыт работы показывают, что методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя стали регулярно проводить физминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности, на объем и сложность материала, задаваемого на дом (д\з составляет 1\3 часть объема выполненного в классе), в воспитании уделяют достаточно времени вопросам здоровья. Многое уже сделано: практически поменялась психология учителя, преодолели авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходим от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создаем атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка. Но много еще предстоит сделать: обучение родителей и самих учащихся вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий. Помощь родителей в организации учебного процесса, соблюдении детьми режима дня будут способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

4. Закрепление материала

  • Игра «Волшебный клубок»

(Среди участников мастер-класса выбираются 6 человек (по желанию). Они берут таблички с опорными словами, слушают инструкцию ведущего, делают выводы по изученному материалу).

– В завершении нашей беседы мне хочется Вас убедить в том, что все основные составляющие современного урока неразделимы. Невозможна организация здоровьесберегающего урока без грамотной деятельности учителя. Предлагаю вернуться к составляющим образовательного процесса.
(Учебная игра заключается в том, что участники мастер-класса выстраивают логическую цепочку о взаимодействии составляющих образовательного процесса (родители, учитель, эмоции, познавательные потребности, успешность, физиология). Участники мастер-класса с табличками встают в круг, передают клубок от «компонента» к «компоненту», обосновывая свой выбор, при этом оставляя себе нить клубка. В результате, в центре круга образуется «паутинка», символизирующая связи между компонентами. Затем одному из участников системы предлагают покинуть круг, не бросая нить. Естественно, что другие участники мастер-класса почувствуют натяжение нити, нить может порваться и система взаимосвязей внутри разрушится. Таким образом, участники игры должны прийти к коллективному выводу, что все компоненты не только взаимодействуют между собой, но и выстраивают единую систему под названием «здоровье школьника», где каждый компонент в отдельности не может существовать.)

Помещение на доску назад 6 табличек-компонентов

  • Упражнение “Чемодан пожеланий”

– Поскольку мы с вами являемся составляющей «цепочки» - учитель, то …

Мы убедились, что учитель в этой неразрывной цепи один из главных связующих компонентов. Давайте не будем забывать, что в школе необходимо сберегать здоровье не только школьников, но и учителя. Ведь, не секрет, что от здоровья учителя тоже зависит успешность и качество процесса обучения. У каждого из вас, наверняка, есть свои секреты эмоционального восстановления, снятия утомления, благополучного выхода из стрессовой ситуации и т.д. Мне хочется, чтобы мы поделились друг с другом этими секретами.

А я вам предлагаю познакомиться с книгой Луизы Хей «Мудрость женщины». По мнению Луизы Хей, главный вопрос – любите ли вы себя?
Сл. 22 Любить себя – значит принять себя таким, каков ты есть, со всеми недостатками и достоинствами, научиться радоваться самому себе.
Давайте попробуем вернуть себе улыбку. У улыбки много чудесных свойств. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно. Во-вторых, располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
Все эти советы в конечном итоге позволят нам неосознанно творить свое настроение. И помогут выполнить три важных условия Слайд 23

  • Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

  • Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

  • Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.

5. Подведение итогов. Завершение занятия. Рефлексия

– Моё выступление подошло к концу, Вы вернетесь в свои классы…. Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня. (Впечатления коллег)


Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

– Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников. Сл.24, 25








Литература

  1. Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва, 2005.

  2. Базарный В.Ф. Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях. В.Ф. Базарный, Л.П Уфимцева, - М., 1983. - 232 с.

  3. Журавлева, Е.Л. Целительные пальчики. Е.Л. Журавлева, - Кемерово, 1996

  4. Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе // Образование. – 2002. – №4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!