Система критериального оценивания учебных достижений учащихся
Оценивание
Что означает оценивание?
- Для чего необходимо оценивание ?
- На кого воздействует оценивание ?
Все группы дают комментарии с позиции своей области: когнитивные, социальные и аффективное
Система оценивания
Оценивание учебных достижений - это процесс установления степени соответствия реально достигнутых обучающимися результатов планируемым целям обучения и ожидаемым результатам
Оценка
Отметка
- результат контроля учебно-познавательной деятельности учащихся;
- количественное выражение оценки.
- условно выражает количественную оценку знаний, умений и навыков учащихся в цифрах, или баллах.
- Отметка обращена во вне, в социум.
- Отметка подчеркнуто формализована.
- установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.
- Оценка всегда направлена "во внутрь", личность
- Оценка эмоциональна отметка подчеркнуто формализована.
Цели системы критериального оценивания:
получение объективной информации о результатах обучения обучающихся на основе критериев оценивания и предоставление её всем заинтересованным участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса.
Ключевые идеи системы критериального оценивания
Элементы
Ключевые идеи
Компетентностный подход
Освоение учебной программы оценивается через конкретные результаты, выраженные в знаниях, умениях, навыках, способностях и опыте обучающихся
Обратный дизайн
Проектирование образовательного процесса в обратном дизайне: Учебная программа – Система оценивания - Процесс обучения и преподавания
Социо-конструктивистская теория обучения
Обучающийся перестает быть пассивным объектом оценивания, а становится «создателем/строителем» этого процесса. Обучающийся понимает «что», «как» и «почему» будет оцениваться. Это повышает качество обратной связи, взаимодействий, саморегуляции и ответственности обучающихся и учителей
Таксономия целей обучения
Цели обучения предполагают шесть уровней мыслительных навыков: знание и понимание; применение; анализ; синтез; оценка
Теория речевой деятельности
Критерии оценивания по языковым предметам характеризуют 4 вида речевой деятельности: слушание; говорение; чтение; письмо
Зона ближайшего развития
Создается благоприятная среда для развития обучающихся под руководством учителя и в сотрудничестве со сверстниками
Теория скаффолдинга
Пошаговая поддержка обучающихся и использование разноуровневых заданий в оценивании
Теория формативного оценивания
Основу оценивания составляют вопросы: «на какой стадии обучения учащиеся находятся?», «куда они стремятся в своем обучении?», и «что необходимо сделать, чтобы помочь им достигнуть этого?»
Теория полного усвоения знаний
Различия в успехах обучающихся можно сократить посредством трех факторов:
- Диагностика исходного уровня и адаптация образовательного процесса к потребностям обучающихся
- Поддержка мотивации обучающихся путем смягчения возможных разочарований от первых неудач
- Поощрение и индивидуальный подход
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-1
Основные принципы системы критериального оценивания
- Взаимосвязь обучения и оценивания.
- Объективность, достоверность и валидность.
- Ясность и доступность.
- Непрерывность.
- Направленность на развитие.
Активити: работа в группах – визуализируйте каждый принцип (30 минут)
Каждой группе нужно давать обратную связь
Основные принципы системы критериального оценивания
- Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами.
- Объективность, достоверность и валидность. Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.
- Ясность и доступность. Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся.
- Направленность на развитие. Оценивание инициирует и определяет направление развития системы образования, школы, учителей и обучающихся.
Активити: работа в группах – визуализируйте каждый принцип (30 минут)
Каждой группе нужно давать обратную связь
Формативное оценивание
вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок.
Что является предметом оценки в формативном подходе к оценке учебных достижений?
кроме предметных результатов обучения (знаний и умений по предмету), оцениваются также:
- образовательные потребности учеников,
- метапредметные компетенции (способность овладевать знаниями),
- личностные компетенции, куда входят регулятивные умения (способность к самоорганизации и взаимодействию),
- социальные компетенции,
- коммуникативные компетенции и т.д.
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Проводится
Формы проведения
Информирует
учителем в течение четверти
- индивидуальная
- в парах
- в группах
- в группах сменного состава
учащихся , насколько правильно они выполняют задания в период изучения материала;
учителей о прогрессе учащихся для коррекции процесса преподавания.
- учащихся , насколько правильно они выполняют задания в период изучения материала; учителей о прогрессе учащихся для коррекции процесса преподавания.
Роль учителя
Роль ученика
четкое формулирование критериев оценивания в соответствии с целями обучения;
составление заданий в соответствии с целями обучения и критериями оценивания;
разработка дескрипторов к заданиям;
обеспечение учащихся эффективной обратной связью;
корректировка процесса преподавания и оценивания.
- четкое формулирование критериев оценивания в соответствии с целями обучения; составление заданий в соответствии с целями обучения и критериями оценивания; разработка дескрипторов к заданиям; обеспечение учащихся эффективной обратной связью; корректировка процесса преподавания и оценивания.
активное участие в обучении;
понимание критериев оценивания/ дескрипторов;
самоооценивание/ взаимооценивание.
- активное участие в обучении; понимание критериев оценивания/ дескрипторов; самоооценивание/ взаимооценивание.
Включить определение Формативное оценивание
Текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, обучающихся и других участников педагогического процесса информацией, необходимой для совершенствования обучения. Формативное оценивание осуществляется в процессе повседневной работы в классе, является показателем текущей успеваемости обучающихся, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс
Формативное оценивание
Для эффективного формативного оценивания необходимы:
Результат
Алгоритм достижения результата (шаги выполнения заданий)
Доступность
Точность
Конкретность
Определение цели обучения
Определение уровней мышления
Шаги
к успеху
Разработка критериев
Разработка заданий
Разработка дескрипторов
Оценивание
Предоставление обратной связи
Формативное оценивание
Задание
Организуйте формативное оценивание, согласно учебной программе по предмету «Познание мира» (2-класс):
ЦО: 2.1.3.2 Показывать на карте Казахстана свою область, крупные реки, города, дороги
1 ) Обозначить уровни навыков мышления
2) Определить критерии оценивания
3) Подготовка заданий
4) Определить критерии оценивания и подготовить задание согласно им, составить дескрипторы.
Ресурс: Карта Республики Казахстан
17
Цель обучения
2.1.3.2 Показать на карте Казахстана свою область, крупные реки, города и дороги
Уровень навыков мышления
Применение
Критерий оценивания
Находит объекты на карте
Задание
Внимательно рассмотрите карту Казахстана. Найдите на ней свою область, крупные реки и города. Запишите в контрольную тетрадь названия своей области, рек и городов.
Критерий оценивания
Дескрипторы
Находит объекты на карте
- записывает в тетрадь названия своей области, рек и крупных городов;
- находит на карте Казахстана свою область, крупные города и реки.
Обратная связь – одно из средств формирования понятия о ходе учебного процесса, позволяет определить уровень достижения задач и целей обучения, информирует учителя об успехах и трудностях учащегося. Организация эффективной обратной связи является основой успешного обучения.
Кто может дать обратную связь?
Правила предоставления обратной связи
Обратная связь…
Активити – посмотрите пжл на эти правила и скажите, какие правила вы увидели на видео
Обратная связь
Задание: прочитайте, обсудите педагогические ситуации и выскажите свое мнение об обратной связи, которую учитель дает учащимся. Предложите конструктивную обратную связь.
Цель обучения: уметь излагать рассказ последовательно
Дескриптор: располагает части текста последовательно в соответствии с сюжетной линией рассказа; пересказывает основное содержание текста.
Задание для формативного оценивания:
Расположите части текста по порядку и приклейте на бумагу, соблюдая последовательность событий рассказа. Прочитайте и перескажите.
Обратная связь
Учитель дает обратную связь по заданию, используя слова поощрения: «Очень хорошо», «Молодец» и другие.
Обратная связь
Задание: прочитайте, обсудите педагогические ситуации и выскажите свое мнение об обратной связи, которую учитель дает учащимся. Предложите конструктивную обратную связь.
Цель обучения: составлять рассказ
Дексрипторы:
пишет в соответствии с темой;
соблюдает композиционные особенности при написании рассказа;
использует разнообразный словарный запас.
Задание для формативного оценивания:
Составьте рассказ на тему «Моя семья».
Обратная связь
При проверке письменных работ учащихся учитель исправляет ошибки и пишет правильный ответ.
В течение всего лета, спасаясь от жары, обнимавшей город, семья Сент-Клэр проживала на вилле рядом с озером, в нескольких километрах от Нового Орлеана. Виллу окружали сады, в которых Ева и Том с удовольствием торчали часами. Но в сердце темнокожего мальчика зарождалась тревога. Он слышал, как двоюродная тетя Евы жаловалась на плохое здоровье племянницы. Том, в свою очередь, уже замечал, что с некоторого времени руки девочки стали прозрачнее и бледнее, дыхание ее сделалось тяжелым, а в середине игры ей, уставшей и задыхающейся, приходилось присесть.
В течение всего лета, спасаясь от жары, обнимавшей ............ семья Сент-Клэр проживала на ............ рядом с озером, в нескольких километрах от Нового Орлеана. Виллу окружали .......... в которых Ева и Том ............ торчали часами. Но в сердце темнокожего мальчика зарождалась ............. Он слышал, как двоюродная тетя Евы ............ на плохое ............ племянницы. Том, в свою очередь, уже замечал, что с некоторого времени руки девочки стали прозрачнее и ............ дыхание ее сделалось ............ а в середине .......... ей, уставшей и задыхающейся, приходилось присесть.
«Сэндвич похвалы» (Feedback Sandwich) Часть 1 – благоприятное мнение, что понравилось ; Часть 2 – конструктивное мнение, что необходимо улучшить; Часть 3– рекомендация на будущее: мне понравилось, но в следующий раз …
Формативное оценивание по предметам
Задание:
- Выбрать цели обучения по одному из предметов по учебной программе, определить критерии оценивания, согласно критериям подготовить задание и составить дескрипторы.
Рефлексия
ЖЕЛАЮ
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!