СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серия классных часов по патриотическому воспитанию школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Серия классных часов по патриотическому воспитанию школьников: "Партизанское движение в годы Великой отечественной войны", "Концлагеря Великой отечественной войны", "У войны не женское лицо".

Просмотр содержимого документа
«Серия классных часов по патриотическому воспитанию школьников»

МКОУ «Непрядвенская средняя общеобразовательная школа»



Серия классных часов по патриотическому воспитанию школьников


«Партизанское движение

в годы

Великой Отечественной Войны»


«Концлагеря Великой Отечественной Войны»


«У войны не женское лицо»


Классный руководитель Санкина Ольга Николаевна



«Партизанское движение в годы

Великой Отечественной Войны»

Класс: 9- 10 класс

Дата: 2011 – 2012 год

Оснащение:

  • мангнитофон, песни о войне

  • Книга А.Фадеева « Молодая гвардия»( по 1 книге на парту)

  • «Говорят погибщие герои» сборник писем героев ВОВ

Длительность: 45 минут



Ход мероприятия


Звучит песня о войне.

Учитель и несколько учеников читают по абзацам стихотворение Вл.Лифшица «Мальчикам, думающим про войну».

Чёрное небо в багровом огне,

Пот на глаза накатил пелену.

Что я могу рассказать о войне

Мальчикам, думающим про войну?


Мальчикам, думающим, что война-

Это знамён полыхающий шёлк,

Мальчикам, думающим, что она-

Это горнист, поднимающий полк.


Я говорю, что война-это путь,

Путь без привала и ночью , и днём.

Я говорю. Что война- это грудь,

Сжатая жёстким ружейным ремнём.


Я говорю им о том, что война-

Это шинели расплавленный жгут,

Я говорю им о том, что она-

Это лучи, что безжалостно жгут.


Это мосты у бойцов на плечах,

Это завалы из каменных груд,

Это дозоры в бессонных ночах,

Это лопаты. грызущие грунт.

Это глаза воспаливший песок,

Чёрствой буханки последний кусок,

Тинистый пруд из которого пьют.

Я говорю, что война-это труд.


Если ж претензии будут ко мне,

Цель я преследую только одну.

Надо внушать уваженье к войне

Мальчикам, думающим про войну!


Учитель:Я не знаю, как для вас, а для меня 9 мая- это не просто праздник победы над фашизмом, над теми, кто уничтожил 30 млн. людей, а день сочувствия тем, кому выпали в жизни неземные испытания.


Сегодня мы поговорим с вами о тех, кто отдал свою жизнь родине и её народу,

А были этим герои чуть старше, чем вы сейчас. Запомните на всю жизнь фамилии и имена партизанов, о которых мы будем говорить, потому что именно таким людям мы обязаны своей счастливой жизнью, тем. Что мы с вами смеёмся, мечтаем о будущем.

Говоря о войне, невозможно не упомянуть о партизанском движении.


У меня для вас несколько вопросов, ответы на которые вы уже знаете из курса истории.

? кто такие партизаны?

? кем, на ваш взгляд, труднее было быть на войне?

? Известны ли вам фамилии партизан?

? Какой вклад внесло партизанское движение в общую победу?


Точное число партизанов нам до сих пор не известно. Но имена, которые хранятся в памяти народа, мы обязаны знать. Никогда не забудет своего трагического прошлого город Краснодар. Фашисты вошли в этот город 20 июля 1942 года и начали повсюду вводить свой порядок. Пример стойкости и непреклонности показали коммунисты.Они отказались работать на немцев. За это они живыми были закопаны в противотанковом рву. После этой казни антифашисткое движение не прекратилось. Краснодарское подполье возглавили Ф. Лютиков и Н. Баранов. Я уверена, что вы слышали о молодёжном партизанском движении «Молодая гвардия», деятельность которой потрясает нечеловеческой волей к победе. Молодые парни и девушки разрабатывали и осуществляли опасные операции в городе. Например, 7 ноября 1942 года, в очередную годовщину Октябрьской революции, на самых видных местах партизаны вывесили8 алых флагов в знак того, что город не сдаётся. Они забрасывали гранатами машины врага, освобождали пленных солдат и т.д. Организация «Молодая гвардия» насчитывала 92 человека. Многие из них награждены посмертно орденами и медалями.

То, что пережили эти смелые и отважные люди, не удастся пережить больше никому, даже просто читая об этих пытках, становится страшно.

В городе Краснодаре и по сей день есть напоминание об их подвигах- памятник , на постаменте изображены 5 партизан( Олег Кошевой, Ваня Земнухов, Ульяна Громова, Люба Швецова, Серёжа Тюленин). Этот памятник символизирует всех тех, кто отдал свою жизнь за свободу Родины.


Когда молодые люди вступали в ряды «Молодой гвардии», они давали такую клятву:

« Я, вступая в ряды «Молодой гвардии», перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом своей родной многострадальной Земли, перед лицом своего народа торжественно клянусь:

Мстить беспощадно за сожжённые города и сёла, за кровь наших людей, за мученическую смерть 30 шахтёров- героев. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам её без минуты сомнения.

Кровь за кровь! Смерть за смерть!»

Именно такую клятву дал Олег Кошевой, 15-летний юноша и его одноклассники Ульяна, Сергей, Иван, Люба. Говорят, что жизнь прекрасна и удивительна только в 15 лет. Для этих героев жизнь была величайшим испытание на прочность и верность своей клятве.

Что двигало молодыми людьми, когда они без лишних раздумий шли на смерть?

Конечно, любовь к родине и своему народу!


Я попрошу вас зачитать отрывки из последней главы романа А. Фадеева «Молодая Гвардия», для того, чтобы понять какими храбрыми и самоотверженными были эти молодые люди в свои неполные15 лет. ( Глав 64 стр.509)


Находясь в камерах последнюю ночь в своей жизни и точно зная, что на утро их уже будет в живых, молодогвардейцы писали предсмертные записи родным.

Мы заслушаем последние слова Марии Дымченко, Клавы Ковалёвой, Ивана Земнухова, Любови Шевцовой и Веры Поршневой.


Мудрее и трагичнее этих слов нет ничего.

И за то, что сейчас мы живы и счастливы мы обязаны этим отважным подросткам!

Мне бы очень хотелось, что бы каждый из нас ценил каждую минуту своей жизни и помнил о том, что в жизни всегда есть место подвигу!



































«Концлагеря Великой Отечественной Войны»



Оснащение:

  • магнитофон,трагическая музыка ( во время рассказа учителя)

  • плакаты о войне

  • сборник воспоминаний и рассказов «только победа и жизнь»


Ход мероприятия

Пусть помнят те, которых мы не знаем,

Нам страх и подлость были не к лицу.

Мы пили жизнь до дна и умирали

За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

Н. Майоров, 1941 год


Учитель:63 года назад, в самом начале войны были написаны эти строки, в надежде, что их услышим мы с вами. И желание поэта-фронтовика осуществилось.

Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память тех, кто не пожалел своей жизни ради будущего своего народа, т.е. ради нас.Когда мы вспоминаем о ВОВ, на сердце возникает ощущение горечи и страдания.


1418 дней и ночей войны, 30 миллионов людей, не доживших до победы, тысячи сожжённых городов и деревень. Даже спустя 60 лет эта боль не утихает.

Помнится каждый день и каждый бой.

Самое начало войны-22 июня 1941 года, из воспоминаний мужчины, которому в тот год исполнилось 6 лет:

« У каждого из нас своё 22 июня. У меня такое: я простужен, дома только отец, тёплый воздух. Запах листвы.

Отец читает мне лермонтовский «Воздушный корабль». Я пока ещё многого не понимаю, но тайна стихов завораживает и делает меня счастливым. И вдруг отец замолкает. В открытые окна слышен знакомый и, вместе с тем, перебарывающий тревогу голос диктора.Сообщение чрезвычайном выступлении Наркома иностранных дел.

Ещё несколько секунд детского неведения, счастья.

На этом кончилось детство.разлука с городом, с отцом, с нормальными детскими радостями….Таким остался в моей памяти «самый длинный»день в моей жизни.»


Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину Ии погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти.

Наш сегодняшний классный час мы посвящаем разговору о концлагерях.

К 1945 году на территории Германии насчитывалось 1100 лагерей смерти.Через них прошли 18 миллионов человек, 12 миллионов погибли.

На территории Польши были тоже построены концлагеря. Их названия известны на весь мир: Освенцим, Биркинау,Майданех. На территории Латвии распологался Саласпилс для детей.

В газовых камерах Освенцима ежедневно погибало до 12 тыс. человек. Труппы подвергались утилизации, из них варилось мыло, делались удобрения. Голодные и беззащитные заключённые содержались хуже скота, на них ставились античеловеческие эксперименты.

В феврале 1945 года Гитлер отдал приказ о том, что не один узник концлагеря не должен попасть в руки освободителей. В Заксенхаузене было уничтожено 41.332 человека, в Берге-Берзене-37.000, в Бухенвальде-13.000, в Маутхаузене. Кого не успевали умертвить, перегоняли в Люберек. Чтобы утопить в Балтийском море. Тысячи узников погибли во время этих маршей смерти.

Во время освобождения Германии солдаты были настолько потресены увиденным, что случались нервные срывы.И это у тех, кто прошёл через всю войну со всеми ужасами и страданиями!


Ответственность за гибель и мучения заключённых концлагерей лежит не только на палачах СС, но и на германском правительстве,использовавшем рабский труд, поставлявшем печи для крематориев, газ для душегубок, на немецких и швейцарских банках, хранивших золотые коронки и драгоценности убитых.

На территории концлагерей были созданы мемориалы, где до сих пор встречаются бывшие узники. С каждым годом их становится всё меньше. Многие из них отказываются делиться воспоминаниями, не позволяют нервы и больное сердце. Но всё же есть записанные воспоминания, которые мы с вами сейчас заслушаем., они записаны со слов узников сразу после их освобождения.

( сборник воспоминаний «только победа и жизнь», стр.207)


Мы узнали сегодня об ещё одной стороне той жестокой войны- беспощадном истреблении людей. Через все эти испытания прошёл русский народ .День. когда был поднят флаг над рейхстагом, стал победой над смертью.

И тогда по всей стране люди слышали радостное сообщение президиума верховного Совета СССР об объявлении 9 мая праздником победы.( стр.313)

Война закончена. Но прошла ли беда? Ведь каждой семьи коснулся пожар войны.

Лучше всего эти чувства переданы в стихотворении поэта-фронтовика Н.Доризо «Послевоенный первый год»(читают ученики)


Спешит солдат домой с войны.

Встречай служивого, Петровна!

Но нет ни дома. Ни жены, одни обугленные брёвна.

Окошка нет. Чтоб постучать,

И крыши нет, как не бывало,

И не с кем разговор начать,

Чтоб хоть узнать, что с жинкой стало.

Ведро помятое в углу..

Не знал, что так он к ней вернётся,

Что не на фронте. А в тылу

Снаряд смертельный разорвётся.

И вдруг откуда-то стремглав

Измученная и худая,

Его, хозяина, узнав

Собака выскочила, лая.

Она неистово визжит,

Глядит в глаза с тоской щемящей.

И руки лижет, и дрожит.

И к обгоревшим стенам тащит.

Корзинка. Или ящик что-ли,

И замечает вдруг солдат

Трёх мокрых крохотных щенят,

Рождённых час назад, не боле.

И мать. Что прежде никого

К щенкам не подпускала близко,

Упорно тянет к ним его

С доверчивым и тихим визгом.

И рада так ему она

И так вокруг него хлопочет,

Как будто успокоить хочет

А, может быть, жива жена!

Солдат махорку достаёт.

Как бы почувствовав подмогу.

Послевоенный трудный год,

Жизнь начиналась понемногу!

1945 год

В память погибших и выживших в той беспощадной войне объявляется минута молчания.


Продолжение данной темы следует на уроках истории.















































«У войны не женское лицо»


Оснащение:

  • магнитофон, трагическая музыка

  • видеомагнитофон, видеофильм «А зори здесь тихие»

  • свеча

  • роман « У войны не женское лицо»



Ход мероприятия.

(звучит музыка)

Учитель: каждый из нас знает, насколько опасна и ужасна война. Мы уже говорили с вами о концлагерях, о Молодой гвардии, о пионерах-героях. В этом году исполняется 60 лет со дня Победы и мы поговорим с вами о женщинах на войне. Тема нашего классного часа-« У войны не женское лицо»

Невозможно вспомнить подвиг каждого на войне, но есть воспоминания, от которых катятся слёзы, и мурашки пробегают по коже. Подвиг женщины на войне подобен свече, которая освещает путь в темноте и согревает в холод. Каждая женская жизнь- это огонь свечи…мы зажигаем 1 свечу в память о всех женщинах на войне. Представьте себе поле из 800 тысяч горящих свеч, именно столько девушек и женщин защищали Родину .


(учащиеся читают по два абзаца стихотворение М. Исаковского «Русской женщине»

Да разве об этом расскажешь-

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!...


В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И всё- без конца и без счёта-

Печали, труды и заботы

Пришлось на тебя на одну.


Одной тебе волей-неволей,-

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

За всё ты бралася без страха.

И как в поговорке какой,

Была ты и пряхой, и ткахой,

Умела- иглой и пилой.


Рубила, возила, копала-

Да разве же всё перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живёшь


Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.


И воин, идущий на битву

И встретить готовый её.

Как клятву читал, как молитву,

Далёкое имя твоё…

1945

Какое слово у нас всегда ассоциируется со словом «женщина»?

Ученик:всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова- сестра, друг. Жена. И самое главное,-мама. Женщина даёт жизнь. Женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – это слова синонимы.

Но на самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только, спасала, перевязывала раненых, но и убивала, стреляла, подрывала мосты, ходила в разведку и брала пленных. Женщина убивала врага, который обрушился с невиданной жестокостью на её землю, на её дом и детей.

Учитель: одна из дошедших до Берлина девушек написала на стенах Рейстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну» после войны оксфордский словарь узаконил новые русские слова- указ, совет и др. а какое на ваш взгляд слово следовало бы ещё добавить?

Ученик: многозначительное русское слово «подвиг».Но как ни странно, ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. И если когда-нибудь в языки народов мира войдёт это слово, то в том будет доля свершенного в годы войны русской женщиной , державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну наравне с мужчиной.

Учительженская память охватывает тот материк чувств на войне, который ускользает от взгляда мужчины. Если мужчину захватывает война как действие, то женщина чувствовала и переносила всё иначе: бомбёжка, смерть, страдание- это ещё не вся война для женщины. Женщина сильнее мужчины ощущала быт войны. И то, что она запомнила, она вынесла из смертельного ада.

Они ещё живы, участники боёв. Но человеческая жизнь не бесконечна, продлить её может лишь память, лишь она побеждает время .

(ученики рассказывают биографии героинь романа «» У войны не женское лицо»)

Из воспоминаний:

  • Клавдии Григорьевны Крохиной

  • Елены Сергеевны Сапрновой

  • Ксении Сергеевны Осадчевой

  • Тамары Илларионовны Давидович

  • Софьи Константиновны Дубняковой

  • Марии Семёновны Кулаковой


О подвиге женщин на войне снято много фильмов, но не один из них не превзошёл фильм «А зори здесь тихие» по одноимённой повести Бориса Васильева. Давайте посмотрим отрывок из этого фильма.

(просмотр последних 25 минут фильма)


Итог: Можно ли победить народ, женщина которого в самый тяжёлый час тащила с поля раненого солдата, истекала кровью, но выполняла задание. Умирала во имя жизни в то время, когда дома её ждали близкие? Нет! И подвиг этот навсегда останется в памяти людей!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!