Урок-путешествие по русскому языку (4 класс).
Тема: Имя прилагательное.
Тип урока: Обобщение и повторение знаний по теме «Прилагательное».
Триединая цель:
- дидактическая: совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;
- развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся;
- воспитательная: воспитывать любовь к языку; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.
Оборудование: презентация; карточки с прилагательными для творческой работы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Великая, могучая, многонациональная, любимая … О чем это я? (О стране)
- С помощью каких слов я смогла описать страну? Как называются эти слова? (имена прилагательные).
- Кто уже догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Сегодня у нас урок – путешествие.
(Слайд 2) Перед вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.
- Как её можно назвать?
Имя ее – Страна Прилагательных. Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и падеж прилагательных, поупражняемся на примере различных заданий.
В пути мы будем делать остановки и встретимся с невидимыми жителями этой страны, которые будут чинить нам разные препятствия. Поэтому в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
Итак, отправляемся в путь!
II. Чистописание.
Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).
(Слайд 3) Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:
- Что такое имя прилагательное?
(Слайд 4) - И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке Чистописания.
- Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 5)
- Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных) (Слайд 6)
- В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.)
Назовите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р. (Слайд 7)
1 ряд – выписывают окончания женского рода.
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода.
- Что такое имя прилагательное?
- Какие окончания имеют имена прилагательные ж.р; м.р; ср.р.?
- С какой частью речи очень дружит имя прилагательное?
III. Словарная работа
- Вперёд! (Слайд 8)
Вот мы уже в дубраве Словарных слов.
(Слайд 9-14) - Давайте некоторые из них запишем (картинный диктант: заяц, береза, месяц, дорога, яблоко, солнце).
- Назовите орфограммы.
- Подберите признаки данных предметов и самостоятельно запишите три словосочетания, определите род имен прилагательных. (взаимопроверка)
- Как определить род имени прилагательного? (Слайд 15)
- Какие окончания имеют прилагательные ж.р.? м.р.? ср. р.?
- Составьте предложение с любым словом.
(Слайд 16-17) Запись предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу.
- Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?
Задание: - объясните пропущенные орфограммы; (слайд)
- подчеркните грамматическую основу; (слайд)
- составьте схему, установите взаимосвязь; (1 ученик у доски) (слайд)
Разберите имя прилагательное весеннее как часть речи. (весеннее (солнце)-н.ф. весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.) (1 ученик у доски) (слайд)
- определите падеж имен прилагательных; (слайд)
- Как определить падеж имен прилагательных?
- Как различить Им.п. от В.п.?
IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.
- Мы приближаемся к водопаду Ошибок. (Слайд 18)
- Почему водопад Ошибок?! Множество ошибок можно допустить при написании окончаний имен прилагательных. А как же их избежать?
- Как объяснить написание безударных окончаний имен прилагательных? (ученики работают у доски по одному)
(Доска с обратной стороны)
На перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… поляне
тепл… ветер
к перв… ручью.
- Как изменяются имена прилагательные?
- Что вы можете сказать об именах прилагательных мн.числа?
- Как определить падеж имени прилагательного?
физ. минутка
V. Закрепление. Творческая работа.
И вот мы на площади Прилагательных. (Слайд 20)
- Прочитайте текст.
(Слайд 21)
Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне!
- Докажите, что данная запись является текстом.
- Мы с вами находимся на площади прилагательных, а чего же не хватает?
- Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично? (Слайд 22)
- Как можно озаглавить текст? (слайд)
Дополните этот текст прилагательными.
Задание: - озаглавь и спиши текст, вставляя имена прилагательные (слабым ученикам даются имена прилагательные на карточках);
- найдите имена прилагательные, определите число, род, падеж.
(Наступила ранняя весна. Бегут быстрые ручейки по грязным дорогам. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!)
- Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают свои работы)
-Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)
(Слайд 23 проверка падежа, рода)
- Почему же прилагательные у всех разные, но род, число и падеж не изменился?
- О каком времени года говорится в тексте?
Весна – замечательное и прекрасное время года.
Как вы понимаете поговорку: Нет в марте воды, нет в апреле травы?
(Слайд 24) Вот и подходит наше путешествие к концу. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии.
Пожалуй весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.
ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!..
Алексей Плещеев
Так писал о наступлении весны А.Плещеев, а как бы вы написали?
(Слайд 25)
Задание: по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о весне. (несколько учеников зачитывают свои стихотворения) Можно придумать свои стихи о весне или о предстоящем весеннем празднике и посвятить своим мамам.
_____ весна
_____ ото сна
_____ настаёт
_____ поёт (Слайд 26)
VI. Итог урока.
(Слайд 27)
- О какой части речи мы сегодня говорили?
- Что такое имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Что вы можете сказать о именах прилагательных мн.числа?
- Как определить род и падеж имен прилагательных?
Домашнее задание: Написать о любимом времени года.