Северо-западный район

Категория: География

Цель урока: создание “образа Северо-Западного района”

Задачи:

Образовательные: составить экономико-географическую характеристику Северо-Западного района России, создать знаковую модель природно-ресурсного потенциала и хозяйственного освоения Северо-Западного района

Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное, анализировать, обобщать, обосновывать свою точку зренияформировать умения работать с разными источниками географической информации и его рационального отбора при изучении нового материала, развивать географическое мышление, формировать картографическую грамотность

Воспитательные: формировать умения работать в парах, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, принимать решение

Оборудование: политико-административная и экономическая карты России, атласы, контурные карты, бланки с заданиями для пар, учебник, дополнительная литература

 

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап

Продолжаем изучение экономических районов европейской России. Сегодня на уроке познакомимся с Северо-Западным районом.

Этот район можно назвать “окном в Европу”. Почему? Постараемся найти ответ на этот вопрос в ходе урока.

Постановка учебной задачи:

Как вы думаете, а какую задачу необходимо решить для этого? (учащиесяся предлагают свои варианты).

Принятие УЗ:

Составить экономико-географическую характеристику Северо-Западного района и на ее основе создать знаковую модель природно-ресурсного потенциала и хозяйственного освоения этого региона.

Вспомните план изучения района.

План изучения района

1.      Состав района

2.      ЭГП района

3.      Природные условия и ресурсы

4.      Население

5.      Специализация хозяйства района

6.      Проблемы и перспективы развития района

Каждая пара изучает один из пунктов плана и представляет отчет о своей работе. Таким образом, совместно будет составлена комплексная характеристика района.

2. Операционно-содержательный этап

Чтобы изучить район необходимо определить его состав.

Состав района (задание всем)

Цель: определить состав Северо-Западного района.

Ход работы:

1) Прочитать §42 (с.192), рассмотреть картосхему “Экономические районы России” (рис. 71 с.160). Учебник: Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: Дрофа.

2) Показать на карте границы и состав Северо-Западного района

Работа в группах по инструктивным карточкам(10 минут).

Задание для 1-й пары

ЭГП района

Цель: выделить особенности ЭГП Северо-Западного района.

Ход работы:

1) Изучить карты атласа (“Административная карта России” и “Европейский Север и Северо-Запад России”), картосхему учебника “Экономические районы России” (рис. 71 с. 160), текст учебника §42 (с.192-193).

2) Закончить предложения:

1. Северо-Западный район занимает: а) окраинное; б) пограничное; в) центральное положение (подчеркните верные ответы)

2. Северо-Западный район граничит со следующими экономическими районами __

3. Пограничными государствами являются ___________________________________

4. Северо-Западный район имеют морскую границу по ________________________

5. Основными транспортными магистралями являются_________________________

3) Сделать вывод: выгодно или невыгодно ЭГП района?_______________________

Задание для 2-й пары

Природные условия и ресурсы

Цель: проанализировать природные богатства данного района

Ход работы:

1Изучить карты атласа 9 кл. “Европейский Север и Северо-Запад России” (физическая и экономическая), карты атласа 8 кл. (климатическая, растительности, почвенная), текст учебника §42 (с.193).

1) Оценить природные условия района.

1. Рельеф ______________________________________________________________

2. Климат: а) тип климата_________________________________________________

б) ср.tя ____________________, ср.tи _____________________________________

в) годовое количество осадков, увлажнение __________________________________

2) Заполнить таблицу:

Природные ресурсы Северо-Западного района

Виды природных ресурсов

Перечень данных природных ресурсов

1. Минеральные

 

2. Водные

 

3. Лесные

 

4. Почвенные

 

5. Биологические

 

6. Рекреационные

 

3) Сделать вывод:________________________________________________________

Задание для 3-й пары

Население района

Цель: изучить население района и составить демографическую справку

Ход работы:

Используя текст учебника §42 (с.193-195), картосхему “Санкт-Петербургская агломерация” (рис. 83 с. 195), карты атласа (“Народы России”, “Плотность населения”), статистический материал (табл.40 с. 163) и дополнительную литературу, составить демографическую справку по следующему плану:

1) численность населения района, доля в России______________________________

2) национальный состав___________________________________________________

3) плотность населения (высчитайте: плотность населения = численность населения / площадь района)______________________________________________________________

4) доля городского населения (сравнить с российскими показателями)____________

5) город-миллионер, крупные города, их численность населения_________________

6) состав Санкт-Петербургской агломерации (перечислить города агломерации)___

7) миграция населения____________________________________________________

Сделать вывод:__________________________________________________________

Задание для 4-й пары

Хозяйство района

Цель: изучить промышленность и сельское хозяйство района

Ход работы:

1) Изучить экономическую карту атласа 9 кл. “Европейский Север и Северо-Запад России”, текст учебника §42 (с.195-198), дополнительный и статистический материал.

2) Определить отрасли промышленной специализации района, занимающие 1-4 места и составить схему: “Отрасли промышленной специализации района”

Заполнить таблицу

Промышленный центр

Отрасли промышленности

Санкт-Петербург

 

Псков

 

Новгород

 

Великие Луки

 

Тихвин

 

4) Перечислить условия для развития сельского хозяйства и указать его специализацию ________________________________________________________________

Сделать вывод о хозяйственном освоении района:_____________________________

Задание для 5-й пары

Основные проблемы и перспективы развития района

Цель: показать проблемы и перспективы развития района

Ход работы:

1) Изучить текст учебника §42 (с.198), дополнительный материал, карту атласа “Экологические проблемы”.

2) Выписать:

а) Проблемы района и пути их решения______________________________________

б) Перспективы развития района____________________________________________

Заслушивание отчетов групп. В это время каждый ученик заполняет сводную таблицу.

Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района

Природные условия

Природные ресурсы

Отрасли промышленности

Отрасли сельского хозяйства

Проблемы

 

 

 

 

 

3. Рефлексивно-оценочный этап

Практическая работа

Составление знаковой модели природно-ресурсного потенциала и хозяйственного освоения Северо-Западного района

Задание (для всех уч-ся). На контурную карту нанести:

1) ЭГП Северо-Западного района: границу района; состав района (границы областей, их центры); подписать названия соседей (приграничные государства и экономические районы); Балтийское море.

2) Используя условные знаки, нанесите природные ресурсы и отрасли специализации района.

Общий вывод по уроку

Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока. Почему район называют “окном в Европу”? (учащиесяся высказывают свою точку зрения).

4. Домашнее задание:

Составить туристический маршрут по городам Северо-Западного района (проекты, презентации, письменные работы). Примерный план: 1) название маршрута; 2) пункты назначения; 3) исторические памятники.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей