Пояснительная записка.
Создать образ объекта на уроке географии чрезвычайно важно, так как лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Для изучения субъектов РФ по программе выделяется 1 час, на котором мы делаем акцент только на количестве и составе субъектов. При изучении географии у учащихся не формируется целостная картина субъектов РФ, образа региона.
. Мной разработаны уроки по теме: «Состав и ЭГП» экономических районов с применением интерактивных возможностей. Именно на этих уроках можно затратить время для создания образа субъектов РФ при помощи компьютерных презентаций и серии заданий. Система уроков состоит в следующем: 1урок «Состав и ЭГП района», 2- «Население и хозяйственное освоение района», 3- «Хозяйство экономического района. Именно на первых уроках по каждому экономическому району есть время и возможность для целостного формирования образа субъектов с их достопримечательностями и особенностями культурного наследия. Хочу познакомить вас с серией уроков в разделе «Экономические районы Росси» по теме: «Состав и ЭГП района» на примере трех экономических районов.
Основные элементы урока, формирующие образ субъектов РФ, входящих в состав ЭР:
1 Изучение субъектов, входящих в состав района с помощью презентаций, в которых представлены фотографии, документы, выражающие образ региона.
2 Закрепление образа субъекта по вопросам по презентации и по картам атласа.
3 При изучении следующего экономического района в разделе: «Состав и ЭГП» сравниваем состав этого района с ранее изученным.
Урок изучения нового материала.
Тема: Северокавказский экономический район.
Класс: 9
Предмет: География
Цели урока: В результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся смогут: называть субъекты РФ, входящие в состав эк. района; смогут дать оценку ЭГП района.
Ценностные изменения в субъекте деятельности: обучающийся сможет задуматься о роли Северо- Кавказского эк. района в экономике страны.
Структура урока
Этап урока
|
Скриншот окна программы Notebook
|
1. Организация начала урока
|
Подготовка к уроку, настройка интерактивной доски, программного обеспечения Notebook
|
2. Актуализация: что мы уже знаем о эк. районах РФ.
Какие эк. р-ны изучили, какова специализация изученных районов. Район о котором пойдёт речь сегодня, можно назвать житницей нашей страны, здравницей. Одновременно это самый неспокойный район здесь часто случаюся терростические акты. Какой это эк. р-н ?.
Определение темы урока и его задач
Что нам надо чтобы решить проблему?
- диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации
|
![](file:///C:/Users/DNS1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg)
|
3. Сообщения учащихся о субъектах входящих в состав района.
Учащиеся используют презентации.
Класс делает краткие записи в тетрадь.
|
![](file:///C:/Users/DNS1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image004.jpg)
|
4. Вывод: о составе экономического района.
Сравнить по этому показателю с ранее изученными районами:
|
1 область, 2края, 7 республик.
Республики входили в состав Северного эк.р-на, (Карелия, Коми) Волго-Вятского эк.р-на, (Марий Эл, Мордовия, Чувашская).
Края впервые в изучаемом эк.р-не, автономный округ был в Северном эк. р-не, города федерального подчинения в Центральном и Северо- Западном. Москва и Санкт Петербург.
|
5. формирование, закрепление умений и применение их в стандартных ситуациях;
Работа с контурной картой у доски и на местах
Нанести границы района, подписать соседей, омывающие моря
|
![](file:///C:/Users/DNS1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image006.jpg)
|
6. ЭГП района
Учащиеся характеризуют ЭГП, дают оценку.
Сравнить по этому показателю с ранее изученными районами. Определить черты сходства и различия.
|
Приморское (Каспий, Азовское море, Чёрное)
Приграничное (Украина, Грузия, Азербайджан, - Южная Осетия, Абхазия непризнанные государства)
Соседи ( Поволжский, Центрально-Чернозёмный эк. районы)
Транспортная сеть развита на равнинах в горах ж.д. только вдоль побережий
Положение на юге.
Геополитическое положение (нестабильное)
Ответы учеников ( Приморское положение имели Северный и Северо-Западный эк. р-ны. Приграничное все кроме Волго-Вятского эк.р-на).
Центральный эк. р-н имеет столичное положение, Северо-Западный имел столичное положение.
Соседи.
Геополитическое положение.
Экологическое положение.
|
7.домашнее задание
|
Параграф 34
Состав, ЭГП района.
|
8. самостоятельное применение знаний, умений
Индивидуальная работа учащихся по карточкам (определить субъект РФ по описанию).
|
![](file:///C:/Users/DNS1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image008.jpg)
|
Урок изучения нового материала. Тема: Дальневосточный экономический район. Класс: 9
Предмет: География. Цели урока: В результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся смогут: называть субъекты РФ, входящие в состав эк. района; смогут дать оценку ЭГП района.
Ценностные изменения в субъекте деятельности: обучающийся сможет задуматься о роли Дальневосточного эк. района в экономике страны.
Структура урока
Этап урока
|
Скриншот окна программы Notebook
|
1. Организация начала урока.
|
Подготовка к уроку, настройка интерактивной доски, программного обеспечения Notebook
|
2.Актуализация: что мы уже знаем о эк. районах РФ.
Какие эк. р-ны изучили, какова специализация изученных районов. Какой эк. р-н осталось изучить.
Определение темы урока и его задач
Что нам надо чтобы решить проблему?
- диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации
|
![](file:///C:/Users/DNS1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image010.jpg)
|
3. Сообщения обучающихся или учителя о субъектах входящих в состав района.
Обучающиеся используя презентации
делают краткие записи в тетрадь.
|
![](file:///C:/Users/DNS1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image012.jpg)
|
4. Вывод: о составе экономического района.
Сравнить по этому показателю с ранее изученными районами:
|
3 области, 3 края, 1 республика, 1 автономная область, 1 автономный округ.
Республики входили в состав Северного эк.р-на, Волго-Вятского эк.р-на, Поволжья, и Северо-Кавказского эк. района.
Края входили в состав Северо-Кавказского района.
В Центральном и Северо-Западном эк. районах были города федерального подчинения.
А.О. встречалась в Северном эк. районе.
А. область встречается впервые.
|
5. Формирование, закрепления умений и применение их в стандартных ситуациях;
Работа с контурной картой у доски и на местах
Нанести границы района, подписать соседей, пограничные государства, субъекты РФ входящие в состав.
|
Работа с интерактивной контурной картой у доски.
Обучающиеся в контурных картах на местах.
|
6. ЭГП района
Обучающиеся характеризуют ЭГП, дают оценку.
Сравнить по этому показателю с ранее изученными районами. Определить черты сходства и различия.
|
Район находится на востоке РФ. Вытянут на 4500 км.
Приморское положение (прямой выход в Тихий океан), омывается Северным Ледовитым и Тихим океанами.
Приграничное положение (Китай, КНДР, Япония, США). Китай и Япония отличаются высоким уровнем экономического развития, при этом испытывают нехватку природных ресурсов имеющихся в России.
Удалён от основных экономических центров России.
Различия в положении северных районов и южных районов (где сконцентрирована большая часть экономики, основные транспортные магистрали и поры).
Геополитическое положение – Тихоокеанский флот, ведём торговлю с Японией, Кореей, США.
Соседи - Восточно-Сибирский эк. район.
Ответы учеников:
Сухопутное положение имел Центральный и Волго-Вятский эк. р-ны.
Приграничное все кроме Волго-Вятского эк.р-на.
Приморское все кроме В-В, Ц.
Центральный эк. р-н имеет столичное положение, Северо-Западный имел столичное положение.
Соседи.
Геополитическое положение. (Балтийский, Черноморский, Северный)
|
7.домашнее задание
|
Параграф 58
Состав, ЭГП района.
|
8. Самостоятельное применение знаний, умений
Индивидуальная работа обучающихся по карточкам (определить субъект РФ по описанию и ответить на дополнительные вопросы).
|
Амурская область
|
Амур
|
Благовещенск
|
Свободный
|
Еврейская а.о
|
евреи
|
германская
|
Бира Биджан
|
Хабаровский край
|
Хабаровск
|
БАМ
|
звероводство, промысел морского зверя
|
Приморский край
|
Ханка
|
Находка
|
пантовое оленеводство
|
Камчатский край
|
Ключевская сопка
|
Командорские
|
Мутновская Паужетская
|
Сахалинская область
|
Итуруп,Кунашир, Шикотан,Хабомаи
|
Илья- Муромец
|
Оха
|
Якутия
|
тюркская
|
Якутск
|
Оймякон
|
Магаданская область
|
"Колыма"
|
Колымская
|
деградация кормовых угодий комплексное нарушение земель
|
Чукотский а.о.
|
Билибинская
|
чукотско-камчатская семья
|
Анадырь
|
|
Литература:
- Заяц Д.В.- Регионы России. М.: Чистые пруды,2010 (Библиотечка «Первого сентября», серия «География»).
- Жижина Е.А.- Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.-М.: «ВАКО», 2005.
- учебник Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А.,- География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс.- М.: Дрофа, 2012.
- географический атлас, 9 класс. – М.: Дрофа, 2013.