СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северокавказский экономический район. 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Создать образ объекта на уроке географии чрезвычайно важно, так как лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Для изучения субъектов РФ по программе выделяется 1 час, на котором мы делаем акцент только на количестве и составе субъектов. При изучении географии у учащихся не формируется целостная картина субъектов РФ, образа региона.

. Мной разработаны  уроки по теме: «Состав и ЭГП» экономических районов с применением интерактивных возможностей. Именно на этих уроках можно затратить время для создания образа субъектов РФ при помощи компьютерных презентаций и серии заданий. Система уроков состоит в следующем:  1урок «Состав и  ЭГП района», 2- «Население и хозяйственное освоение района», 3- «Хозяйство экономического района. Именно на первых уроках по каждому экономическому району есть время и возможность для целостного формирования образа субъектов с их достопримечательностями и особенностями культурного  наследия. Хочу познакомить вас с серией уроков в разделе «Экономические районы Росси» по теме: «Состав и ЭГП района» на примере трех  экономических районов.

Основные элементы урока, формирующие образ субъектов РФ, входящих в состав ЭР:

1 Изучение субъектов, входящих в состав района с помощью презентаций, в которых представлены фотографии, документы, выражающие образ региона.

2 Закрепление образа субъекта по вопросам по презентации и по картам атласа.

3 При изучении следующего экономического района в разделе: «Состав и ЭГП» сравниваем состав этого района с ранее изученным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок изучения нового материала.

Тема: Северокавказский экономический район.

Класс: 9

Предмет: География

Цели урока: В результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся смогут: называть субъекты РФ, входящие в состав эк. района; смогут дать оценку ЭГП района.

Ценностные изменения в субъекте деятельности: обучающийся сможет задуматься о роли Северо- Кавказского эк. района в экономике страны.

 

Структура урока

Этап урока

Скриншот окна программы Notebook

1. Организация начала урока

Подготовка к уроку, настройка интерактивной доски, программного обеспечения  Notebook

2. Актуализация: что мы уже знаем о эк. районах РФ.

Какие эк. р-ны изучили, какова специализация изученных районов. Район о котором пойдёт речь сегодня, можно назвать житницей нашей страны, здравницей. Одновременно это самый неспокойный район здесь часто случаюся терростические акты. Какой  это эк. р-н ?.

Определение темы урока и его задач

Что нам надо  чтобы решить проблему?

- диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации

 

3. Сообщения учащихся о субъектах входящих в состав района.

Учащиеся используют презентации.

Класс делает краткие записи в тетрадь.

 

4. Вывод: о составе экономического района.

 

Сравнить по этому показателю с ранее изученными районами:

1 область, 2края, 7 республик.

 

Республики входили в состав Северного эк.р-на, (Карелия, Коми) Волго-Вятского эк.р-на, (Марий Эл, Мордовия, Чувашская).

Края впервые в изучаемом эк.р-не, автономный округ был в Северном эк. р-не, города федерального подчинения в Центральном и  Северо- Западном. Москва и Санкт Петербург.

5. формирование, закрепление умений и применение их в стандартных ситуациях;

Работа с контурной картой у доски и на местах

 

Нанести границы района, подписать соседей, омывающие моря

 

6. ЭГП района

Учащиеся характеризуют ЭГП, дают оценку.

 

 

 

 

 Сравнить по этому показателю с ранее изученными районами. Определить черты сходства и различия.

 

Приморское (Каспий, Азовское море, Чёрное)

Приграничное (Украина, Грузия, Азербайджан, - Южная Осетия, Абхазия непризнанные государства)

Соседи ( Поволжский, Центрально-Чернозёмный эк. районы)

Транспортная сеть развита на равнинах в горах ж.д. только вдоль побережий

Положение на юге.

Геополитическое положение (нестабильное)

 

 

Ответы учеников ( Приморское положение имели Северный и  Северо-Западный эк. р-ны. Приграничное все кроме Волго-Вятского эк.р-на).

 

Центральный эк. р-н имеет столичное положение, Северо-Западный имел столичное положение.

Соседи.

Геополитическое положение.

Экологическое положение.

7.домашнее задание

 

Параграф 34

Состав, ЭГП района.

8. самостоятельное применение знаний, умений

 

Индивидуальная работа учащихся  по карточкам (определить субъект РФ по описанию).

 

 

 

Урок изучения нового материала. Тема: Дальневосточный  экономический  район. Класс: 9

Предмет: География. Цели урока: В результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся смогут: называть субъекты РФ, входящие в состав эк. района;  смогут дать оценку ЭГП района.

Ценностные изменения в субъекте деятельности: обучающийся сможет задуматься о роли Дальневосточного эк. района в экономике страны.

Структура урока

Этап урока

Скриншот окна программы Notebook

1. Организация начала урока.

Подготовка к уроку, настройка интерактивной доски, программного обеспечения  Notebook

2.Актуализация: что мы уже знаем о эк. районах РФ.

Какие эк. р-ны изучили, какова специализация изученных районов. Какой эк. р-н осталось изучить.

Определение темы урока и его задач

Что нам надо  чтобы решить проблему?

- диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации

 

 

3. Сообщения обучающихся или учителя  о субъектах входящих в состав района.

Обучающиеся используя презентации

 делают краткие записи в тетрадь.

 

4. Вывод: о составе экономического района.

 

Сравнить по этому показателю с ранее изученными районами:

3 области, 3 края, 1 республика, 1 автономная область, 1 автономный округ.

 

 

 

 

Республики входили в состав Северного эк.р-на, Волго-Вятского эк.р-на, Поволжья, и Северо-Кавказского эк. района.

Края входили в состав Северо-Кавказского района.

 В Центральном и Северо-Западном эк. районах были города федерального подчинения.

А.О. встречалась в Северном эк. районе.

А. область встречается впервые.

 

5. Формирование, закрепления умений и применение их в стандартных ситуациях;

Работа с контурной картой у доски и на местах

 

Нанести границы района, подписать соседей, пограничные государства, субъекты РФ входящие в состав.

 

Работа с интерактивной контурной картой у доски.

Обучающиеся в контурных картах на местах.

6. ЭГП района

Обучающиеся характеризуют ЭГП, дают оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сравнить по этому показателю с ранее изученными районами. Определить черты сходства и различия.

 

 

Район находится на востоке РФ. Вытянут на 4500 км.

 Приморское положение (прямой выход в Тихий океан), омывается Северным Ледовитым и Тихим океанами.

Приграничное положение (Китай, КНДР, Япония, США). Китай и Япония отличаются высоким уровнем экономического развития, при этом испытывают  нехватку природных ресурсов имеющихся в России.

Удалён от основных экономических центров России.

Различия в положении северных районов и южных районов (где сконцентрирована большая часть экономики, основные транспортные магистрали и поры).

Геополитическое положение – Тихоокеанский флот, ведём торговлю с Японией, Кореей, США.

Соседи - Восточно-Сибирский эк. район.

 

Ответы учеников:

 Сухопутное  положение имел Центральный и Волго-Вятский эк. р-ны.

 Приграничное все кроме Волго-Вятского эк.р-на.

Приморское все кроме  В-В, Ц.

Центральный эк. р-н имеет столичное положение, Северо-Западный имел столичное положение.

Соседи.

Геополитическое положение. (Балтийский, Черноморский, Северный)

 

7.домашнее задание

 

Параграф 58

Состав, ЭГП района.

8. Самостоятельное применение знаний, умений

 

Индивидуальная работа обучающихся по карточкам (определить субъект РФ по описанию и ответить на дополнительные вопросы).

Амурская область

Амур

Благовещенск

Свободный

Еврейская а.о

евреи

германская

Бира Биджан

Хабаровский край

Хабаровск

БАМ

звероводство, промысел морского зверя

Приморский край

Ханка

Находка

пантовое оленеводство

Камчатский край

Ключевская сопка

Командорские

Мутновская Паужетская

Сахалинская область

Итуруп,Кунашир, Шикотан,Хабомаи

Илья- Муромец

Оха

Якутия

тюркская

Якутск

Оймякон

Магаданская область

"Колыма"

Колымская

деградация кормовых угодий комплексное нарушение земель

Чукотский а.о.

Билибинская

чукотско-камчатская семья

Анадырь

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Заяц Д.В.- Регионы России. М.: Чистые пруды,2010 (Библиотечка «Первого сентября», серия «География»).
  2. Жижина Е.А.- Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.-М.: «ВАКО», 2005.
  3. учебник Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А.,- География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс.- М.: Дрофа, 2012.
  4. географический атлас, 9 класс. – М.: Дрофа, 2013.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!