СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сила России в единстве народа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование патриотизма, уважения к героическим и трагическим страницам истории.

Просмотр содержимого документа
«Сила России в единстве народа»

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства

"Сила России в единстве народа"



Разделы: Внеклассная работаПатриотическое воспитание



"Патриот - это человек, служащий Родине, 
а Родина - это прежде всего народ." 
(Н.Г. Чернышевский)



Цели:

  • углубление и расширение знаний по истории России периода Смуты и борьбы русского народа против польских и шведских интервентов;

  • формирование представления об истории создания государственного праздника Дня народного единства, о возрождении традиций и роли православной веры для единения российского народа;

  • воспитание патриотизма, идентичности, уважения к героическим и трагическим страницам истории.

Задачи:

  • формирование у учащихся представление о новом государственном празднике, показать, основываясь на факты, значение действий народного Ополчения под руководством К.Минина и Д.Пожарского в деле освобождения Родины от польских интервентов;

  • развитие у учащихся чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, исходя из событий далекого прошлого.

Предварительная подготовка:

  • заранее учащиеся получают задания для презентации, раздаются стихотворения и доклады для заучивания наизусть;

  • ученики подготавливают газеты о Минине К., Пожарском Д., изгнании поляков из Москвы, раздаются роли участникам мини-спектакля.



Ход мероприятия



1 СЛАЙД - Здравствуйте, уважаемые коллеги и ученики!

Вступительное слово учителя:



2 СЛАЙД - 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства».



3 СЛАЙД - 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».



4 СЛАЙД /ПУСТОЙ/ Сегодня мы перелистаем страницы нашего устного журнала, посвященного Дню народного единства и вспомним о событиях начала XVII века, когда была освобождена Москва и было положено начало выхода страны из Смуты, подумаем о духовном смысле данного праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.



В завершение праздника вам будет предложено разгадать криптограмму. Слушайте внимательно всех выступающих, и тогда вы с лёгкостью ответите на поставленные вопросы.

Итак, мы начинаем.



5 СЛАЙД 1-й ученик: (об истории праздника)

4 столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".

В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии. Не могли разделить властные полномочия между собой бояре. А Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.

Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.

Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-, много раз прадеды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, все религии,деревни, села и города.

4 ноября 1612 г., в день праздника иконы Казанской Божьей Матери интервенты были изгнаны из Москвы, что и ознаменовало собой конец Смутного времени. Пожарский в тот день принес обет построить в Китай-городе Казанский собор.

Царь Алексей Михайлович Романов своим указом объявил этот праздник государственным, и праздновался он вплоть до 1917 года, когда он был большевиками отменен.

С 2005 года по решению Государственной Думы новой, современной России этот праздник вновь стал государственным и был назван Днем народного единства.

6 СЛАЙД - 2-й ученик:

Медленно 
История листается... 
Все пройдет, 
А Родина останется.

1612 год - смутное время для России, раздирают ее враги на части, нет истинного царя, одни самозванцы одолели Россию, кто настоящий, кто мнимый – совсем запутался народ! Сигизмунд III у ворот Смоленска вот уже почти два года... Да, тяжелое время! А как Москва?

7 СЛАЙД /ПУСТОЙ/

Показывается небольшая сценка из жизни Москвы 1611-1612 годов: Беседа горожан друг с другом.

Первый: Совсем обнаглели ляхи–иноверцы! Видишь, что они над нами чинят! И надругаются, и насилуют, и дома наши отнимают. И грозят нам смертью.

Второй: Действительно, управы на них нет, совсем нас за людей не считают, хозяевами себя чувствуют.

Третий: Беда идет! Смоленск то полякам отдан, совсем немного и под ляхами ходить будем.

Первый: Не бывать этому! Вот увидишь, поднимется русский народ! Слухи идут, что собирается народ русский на ворога идти. И руководитель есть - Кузьма Минин и князь Пожарский.



8 СЛАЙД Учащиеся рассказывают о Кузьме Минине и князе Пожарском (8 – 10 слайд)

3-й ученик:

Минин Кузьма – организатор ополчения против польских интервентов в начале 17 в.



СМОТРИ В ПРИЛОЖЕНИЕ И СЛУШАЙ ВЫСТУПАЮЩЕГО , СЛАЙДЫ С 9 ПО 11



12 СЛАЙД - 4-й ученик:

Дмитрий Михайлович Пожарский (1578 – 1642 гг.) русский национальный герой, новгородский воевода, участник многих дипломатических переговоров, военный руководитель второго ополчения, освободившего Россию от польских интервентов. Происходил из семьи обедневших князей Стародубских.



13 СЛАЙД : Принимал участие в подавлении восстания Ивана Болотникова.



14 СЛЙД /ПУСТОЙ/

- Участвовал в первом ополчении против Лжедмитрия под командованием Прокопия Ляпунова.

15 СЛАЙД

С помощью грамот, которые рассылал по всей стране, помогал призвать народ на борьбу против оккупантов.

16 СЛАЙД

Не залечивши ран, после похода в первом ополчении согласился на командование вторым ополчением. Умело организовал борьбу с гетманом Ходкевичем, шедшим в Москву выручать поляков.

17 СЛАЙД

В разных городах Пожарскому установлены памятники.



18 СЛАЙД

- Посмотрим самые трагичные страницы из периода Смуты.



Лжедмитрий I в Москве, 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толпы, въехал в Москву.

Свадьба Лжедмитрия I и М. Мнишек, Исполняя своё обещание вступить в брак с Мариной Мнишек, Дмитрий отправил в Польшу дьяка Афанасия Власьева, он-то и совершил заочно обряд обручения, на котором представлял царственного жениха;



19 СЛАЙД

Сдача Смоленска, больше года боярин Шеин выдерживал осаду Сигизмунда, который со своей литовско-польской ратью тесным кольцом обложил древний Смоленск. Видя, что помощи ждать неоткуда, что не сегодня-завтра Русь признает короля Сигизмунда и сына его, Владислава, своими господами, Шеин решил сберечь остатки рати, которая так стойко, с беззаветным мужеством боролась против врага.

20 СЛАЙД

Поляки разоряли православные храмы, сжигали русские деревни, носили на саблях и копьях головы русских воинов.

21 СЛАЙД

Речь К. Минина перед нижегородцами и формирование второго ополчения;

22 СЛАЙД

Путь Второго народного ополчения лежал не по кратчайшему пути на Москву, а в обход всех городов для пополнения рати и для того, чтобы прийти, откуда не ждали поляки. По дороге войско обучалось военному искусству, для этого была сделана остановка в Ярославле.

23 СЛАЙД

битва у стен Кремля с поляками;

24 СЛАЙД

и освобождение Москвы.

25 СЛЙД /ПУСТОЙ/

Преподаватель:

Но, говоря об освобождении Москвы от польских захватчиков, нельзя не рассказать о подвиге Ивана Сусанина. Давайте послушаем, а потом посмотрим сценку по теме.

26 СЛАЙД - 5-й ученик:

Кто такой Иван Сусанин? Возможно, он был простым крестьянином из деревни Домнино, возможно, сельским старостой. Сыновей у него не было, а была только одна дочь Антонида. Приискал он парня в округе изо всех получше и принял к себе в дом заместо сына. Хоть и зять был, а не меньше сына его любил. По-нынешнему, по фамилии, парня Сабининым звали.

СЛАЙД №27 СРАЗУ ПОСЛЕ ЭТИХ СЛОВ ПУСТОЙ

28 СЛАЙД

2-й ученик читает отрывок из К. Рылеева «Иван Сусанин»

Известно мне: погибель ждет 
того, кто первый восстает 
на угнетателей народа, – 
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, – 
Я это чувствую, я знаю...
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!

29 СЛАЙД - ПУСТОЙ

Мини-спектакль

(Показывается сын Сусанина, которого тот отправляет предупредить царя об опасности.)

Сын: Отец, поляки, ровно стадо псов ненасытных круг деревни рыскают, и Михаила Федоровича ищут, хотят его убить.

Сусанин: Иди, Богдан, за солдатами, Где ни на есть, возьми и приводи скорей царя спасать, а не то всему царству русскому конец. Прощай, сынок! Беги скорей! (сын уходит)

2-й ученик:

Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты,
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
Все в дымной избушке вкушают покой;
Один, настороже, Сусанин седой
Вполголоса молит в углу у иконы
Царю молодому святой обороны!..

Поляки: Сусанин, что молишься богу? Теперь уж не время – пора нам в дорогу! Проведешь нас к царевичу, отдадим тебе за это все золото, что мы взяли на Руси.

Сусанин: Так и быть, Покажу вам дорогу к царевичу. (уходят )



30 СЛАЙД

2-й ученик:

Друг за другом идут в молчанье сарматы
все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес -
Все глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми
склонившись угрюмо до самой земли
дебристую стену из сучьев сплели.
Послушаем 1 куплет арии Сусанина.- (ПОСЛЕ ЭТИХ СЛОВ НАЖИМАЕМ НА ЗНАЧОК «ЗВУК» )

31 СЛАЙД

Поляк: Куда ты завел нас?! Ты, верно, нарочно сбился с пути, но тем Михаила тебе не спасти! Ты обманул нас, старик!

Сусанин: Да. И с этого леса вам не выбраться! Здесь вы и погибнете. Вот вам моя голова, но Москвы вам не видать!

Поляк: Будь ты проклят! Да умри же ты!

32 СЛАЙД

2-й ученик:

Поляки прокляли и изрубили Сусанина саблями на куски, но выйти из леса уже не смогли.

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

33 СЛАЙД (Ученики читают стихи под музыку)

1-й учащийся

В день четвертый ноября 
Выходной у нас не зря. 
Праздник, пир, увеселенья – 
День народа единенья!

2-й учащийся

Минин К. и Д. Пожарский, 
Что на службе были царской, 
Град Москву освободили, 
Подвиг славный совершили!

3-й учащийся

Вот что было в день сей в мире 
Века уж назад четыре. 
Соберёмся ж вместе, братья, 
За столом, не в поле ратном

4-й учащийся

Дети раз отца спросили: 
- Все ли русские в России? 
- Как сказать вам, малыши? 
Вот соседи – чуваши, 
Кум – еврей наполовину, 
Дядя – славный армянин, 
Прадед крёстной тёти Нины 
Настоящий был грузин.

5-й учащийся

Все мы разные, так что же? 
Все мы – Люди, мы – похожи! 
Будем жить в единстве дружном, 
Кровь друг друга лить не нужно!



6-й учащийся

Наша матушка Россия 
Как и прежде станет сильной. 
Праздник – День патриотизма, 
Славься, гордая Отчизна



СРАЗУ ПОСЛЕ СЛОВ ДАНЫ СЛАЙД 34 , ВКЛЮЧАЕМ ЗНАЧОК «ЗВУК», СЛУШАЕМ ТОЛЬКО ПЕРВЫЕ СЛОВА –СЛАВЬСЯ, СЛАВЬСЯ И ВЫКЛЮЧАЕМ.



Преподаватель:

Уважаемые ученики! Теперь вы знаете, что за событие произошло 4 ноября 1612 года в России, поделитесь впечатлениями с друзьями, которые смутно помнят, с какими событиями связана эта историческая дата. Сегодня через наше мероприятие мы прикоснулись к нашему героическому прошлому, перенеслись на четыре века назад. Мы гордимся нашими соотечественниками, которые принимали участие в освобождении Москвы от интервентов. Теперь мы очень хорошо понимаем, что сила России- в единстве народа. История не раз подтверждала это. Так было в годы монгольского ига, когда общими усилиями всех русских княжеств под руководством Дмитрия Донского Русь была освобождена. Так было и во время Отечественной войны 1812 года с армией Наполеона, когда "дубина народной волны поднялась и била французов до тех пор, пока не исчезло все нашествие".

Только единство многонационального и поликонфессионального народа Советского Союза спасло Родину от фашистской гадины. Честь и хвала нашим предкам! Так будем же достойными их! Только при единодушной поддержке народом современной России своего лидера - В.В. Путина Крым вернулся в страну. И сегодня, как никогда, важно крепить единство народов России перед угрозой мирового терроризма. С праздником вас!

35 СЛАЙД / ПУСТОЙ/

6-й ученик

Родина, суровая и милая, 
Помнит все жестокие бои... 
Вырастают рощи над могилами, 
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия, 
Радость или горькая нужда?
Все проходит. Остается Родина, 
То, что не изменит никогда. 
С ней живут, 
Любя, страдая, радуясь, 
Падая и поднимаясь ввысь. 
Над грозою торжествует радуга, 
А над смертью торжествует жизнь.



Преподаватель:

Теперь вы знаете, с какими событиями связана дата 4 ноября? А сейчас РАЗГАДАЕМ КРИПТОГРАММУ по теме праздника. Ученики отвечают на вопросы преподавателя, поясняя события .

Подведение итогов

Преподаватель: Уважаемые зрители! Участники и организаторы праздника очень хотели бы знать, как вы оцениваете это мероприятие. Для этого вам надо ответить на вопросы анкеты, которую мы предлагаем вам. Проводится рефлексия по методу “Анкета”. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!