СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сила русского характера как одно из слагаемых Великой Победы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сила русского характера как одно из слагаемых Великой Победы»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

Тема урока"Сила русского характера"

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

- репродуктивный,

- проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу)

- метод самостоятельной работы с текстом

- проблемно-поисковый метод: создание   системы образов, выделение ключевых концептов

Цель урока: раскрытие понятия «сила русского характера».

Задачи урока:

1.Образовательные:

формировать умение анализировать текст художественного произведения;

научиться осмысливать прочитанный текст и выделять главную мысль.

развивать умение выражать свои мысли;

оценивать поступки героев, делать выводы;

2. Развивающие:

развивать навыки анализа текста:

развивать монологическую и диалогическую речь;

развивать навыки работы с художественным текстом;

развивать навыки составления текстовой характеристики литературного героя;

развивать умения извлекать необходимую информацию из текста.

3. Воспитательные:

воспитывать подлинную любовь к человеку и гуманное отношение к миру;

глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни;

развивать умения самостоятельно оценивать  свои мысли и высказывания, свои действия.

содействовать воспитанию любви и интереса к произведениям о Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам войны.

Оборудование: 

медиапрезентация к уроку;

иллюстрации к   повести;

портрет А.Н.Толстого;

выставка книг А.Н.Толстого, справочный материал по теории литературы.






Планируемые результаты обучения


Предметные

Метапредметные

Личностные

Выяснить историческую обусловленность поступков героев, уметь характеризовать героев произведения, строить и обосновывать умозаключения;

приводить оценки действий, поступков героев; применять понятийный аппарат темы идея, композиция, тема, характер;

проводить поиск необходимой информации в текстовых источниках;

составлять описание действий, характера героев произведения;

аргументировать свое отношение к героям

Познавательные УУД;

умение работать с различными источниками информации;

осуществлять подбор критериев для характеристики героев произведения;

устанавливать причинно-следственные связи, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, диалог, выразительное чтение

Регулятивные УУД:

принятие и удержание цели и задач урока;

умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя;

владеть основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные УУД:

готовность к сотрудничеству с товарищами, коллективной работе, умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной форме:

аргументировать свою точку зрения и уважительно и относиться к чужой.

способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности.

воспитание высоких нравственных качеств (благородства, чести, достоинства, уважения)




Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Организационный

Приветствие учителя.

Определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

-Здравствуйте, ребята! Все готовы к работе на уроке.

Но прежде, чем начать работать, мы с вами сделаем речевую разминку.

Чтение стихотворения с разной громкостью:

1строку - шёпотом,

2 – тихо, 3 – 4 громко

Отгремели раскаты

Далёкой войны.

Но останутся в памяти

Родины нашей сыны!

Многим из вас интересна тема Великой Отечественной войны. Она волнует сердца людей во все времена.


Учащиеся приветствуют учителя

Чтение стихотворения с разной громкостью: 1строку - шёпотом,

2 – тихо, 3 – 4 громко

Отгремели раскаты

Далёкой войны.

Но останутся в памяти

Р одины нашей сыны!

Слайд 1

Метапредметные: готовность к сотрудничеству с товарищами; освоение основ межкультурного взаимодействия. Осознание психологической цели и внутренней готовности к её осуществлению.

Владеть основами самоконтроля и самооценки.

2. Актуализация знаний

Учитель задает вопросы, проверяет домашнее задание.

- С каким произведением вы познакомились?







Видеоролик

Проверка домашнего задания

- Вспомните его содержание по плану. Всё так? Восстановите план.

Кто желает пересказать?







- Прочитайте последний абзац текста.

- Посмотрите на выделенные словосочетания. Какую фразу из них можно составить.


Отвечают на вопросы учителя

Слайд 2

- Рассказ А.Н.Толстого «Русский характер» повествует об одном из самых больших танковых сражений в годы Великой Отечественной войны, которое проходило летом 1943 года на Курской дуге. Главный герой рассказа – участник того сражения.

Просмотр

Слайд 3

- Нет

К раткий пересказ, подготовленный дома по плану

1.Егор Дрёмов – бог войны

2.Беда

3.Мужество Егора

4.В родительском доме

5.Решение Егора

6 .На фронте

7.Письмо матери

8.Встреча

- Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила - человеческая красота.

Слайд4

Слайд 5

Метапредметные: готовность к сотрудничеству с товарищами; освоение основ межкультурного взаимодействия. Осознание психологической цели и внутренней готовности к её осуществлению.

Владеть основами самоконтроля и самооценки.

Личностные:

освоение основ межкультурного взаимодействия. Умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной форме.


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


Сегодня на заключительном уроке по этому произведению мы проанализируем, как раскрывается великая сила русского характера – человеческая красота в литературных образах героев рассказа. Тема урока: «Сила русского характера». Запишите её.

Перед вами на доске таблица, которую мы будем заполнять, работая по тексту произведения.

Учащиеся (в паре) дают определение словосочетаниям «русский характер».

Работа со словарями и сопоставление разных словарных статей.

Личностные:

освоение основ межкультурного взаимодействия. Умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной форме.

4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Вопросы для обсуждения:

-  Откройте текст рассказа. Глава 1. Беседа по вопросам.

- Найдите определения, характеризующие образ Егора Дрёмова в мирной жизни и на войне?


Учитель следит за умением сделать правильный вывод, добивается полного ответа от учащихся.

- Через образ танкиста-Егора Дрёмова, что показывает читателю автор?


- Мы вспомнили, что во время Курского сражения Егор обгорел и попал в госпиталь. Найдите это в тексте 1-ой главы.



- Как окружающие отнеслись к изменившемуся лицу Егора?

- А сам Егор?



- О каких качествах характера Егора можно сказать?

- Запишите эти качества в таблицу.

- Раскрывая образ танкиста – Егора Дрёмова, о чём рассказывает читателю автор? Послушайте первые строки рассказа.

Чтение учителя:

«Русский характер! Поди – ка опиши его… Рассказывать ли о его героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть»

-Под качествами характера Егора Дрёмова проведите черту и запишите – о героических подвигах.

- Егор получает отпуск и едет домой.

- Какую роль играет пейзаж в описании душевных переживаний героя?

- Найдите в тексте 2-ой главы



- Как мать и отец, Марья Поликарповна и Егор Егорович,  встречают гостя, узнав, что он привез привет от сына?




- Какие качества характера родителей мы запишем в таблицу?

- Это тоже русский характер. Раскрывая образы родителей, о каких отношениях к другу сына говорит автор?

- Под качествами характера родителей проведите черту и запишите – о человеческих отношениях.

- И Егор решает уйти. Почему?







Физкультминутка.

- Встаньте. Вдохните воздух и расправьте плечи. Выдохните воздух, наклоните плечи вперёд и закройте лицо руками. Повторите ещё раз. 

- Так шёл Егор Дрёмов из дома на станцию почти 20 километров.

Учитель задает вопросы по тексту

Работа с текстом 3 главы.

Комментарий учителя

- Беда не сломила Егора.  Он не хочет чувствовать себя инвалидом, решает вернуться на фронт, бить врага.

- Как встретили его товарищи, о чем это говорит? Зачитайте первые строки третей главы.

- Недели через две пришло письмо от матери.

- Как отреагировал Егор на это письмо?


- Давайте прочитаем окончание рассказа по ролям

- Какие качества русского характера показывает читателю автор через образ Кати Малышевой?

Выберите и запишите в таблицу (гордая, честная, весёлая, верная, любящая)

- Раскрывая образ Кати Малышевой, что хочет показать автор?

- Это называется – красота взаимоотношений. Запишите это под качествами характера Кати.

- Ребята, все отношения между молодыми людьми в наше время можно назвать красивыми? Почему?

- Так не должно быть. Помните об этом всегда.

Д ети отвечают на вопросы учителя

(составление портретной характеристики по тексту) Слайд 6

- тихий, простой, обыкновенный колхозник;

- сильного и соразмерного сложения, красивый

- постоянно улыбается, жизнерадостный,

- на войне – бог войны, душевная доброта

- доблестно, много орденов, есть золотая звезда

Вывод учащихся: Русский народ добрый, миролюбивый. Он никому не желает зла, но всегда сможет постоять за себя и свой народ.

Дети ищут ответы в тексте, читают, записывают в тетрадь

-Во время пребывания в госпитале ему было сделано несколько пластических операций, чтобы восстановить нос, губы, веки и уши. Зрение он не потерял.

(медсестра – заплакала, генер ал – «но вы же инвалид!»).

«Бывает хуже, с этим жить можно»

«… я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью»

- Егор собирается вернуться в свой полк, чтобы защищать родину.

- мужество, сила воли, уверенность в себе, умение смотреть правде в глаза, патриотизм (любовь к родине, стремление защитить её ценой собственной жизни)







Дети ищут ответы в тексте, читают, записывают в тетрадь

чтение описания природы.

- Передаёт внутреннее состояние души героя. На душе у Егора неспокойно, сыро, пусто, одиноко

Слайд 7

Ответы учащихся:

-  проявили особую заботу, доброту и сердечность, мать выстирала портянки, вымыла сапоги, старалась накормить гостя вкусным.

- доброта, сердечность, внимание




- о человеческих отношениях



Ответы учащихся:

-думает, что никому не нужен с таким лицом; боль от необходимости скрывать свое имя, чтобы не испугать свою мать переходит в обиду, что родные не узнали его; «да признайте же вы меня, урода, отец, мать!», уходя из дома он задает себе вопрос: «Как же теперь быть – то?»






Дети отвечают на вопросы учителя





 - искренняя радость, отвалилось от души


Чтение письма выразительно.

- Он был тронут до глубины души и в тот же день написал ответ, в котором признался, что это был он.

Д ети читают по ролям

Слайд 8


- Честная, верная, любящая


- Любовь и верность.


- В наше время не у всех отношения красивые, потому что многие ссорятся,

кричат друг на друга, обманывают, обижают.


Личностные: способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности, принятие и удержание цели и задач урока

Предметные: умение характеризовать героев, строить и обосновывать умозаключения об отношении.

Метапредметные: устанавливать причинно- следственные связи;

аргументировать свое отношение к действиям, поступкам героев

5. Итог урока

- Посмотрите внимательно в таблицу. Анализируя образы героев рассказа, мы выделили те качества, в которых заключена сила русского характера.

Сделайте вывод: в чем сила русского характера?

Запишите его в тетрадь.



- Прочитайте последний абзац рассказа.

- Увидели мы великую силу русского характера – человеческую красоту в героях произведения?

- Ребята, как вы считаете, актуальна ли эта тема в наше время? Почему?


- Закончим мы наш урок чтением стихотворения Алексея Суркова «Солдаты», написанном в 1942 году.

И от пуль невредим, и жарой не палим,

Прохожу я по кромке огня.

Видно, мать непомерным страданьем своим

Откупила от смерти меня.

Испытало нас время свинцом и огнем.

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернемся. И радость вернем.

И сумеем за все наверстать.

-Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод. Слайд 9

Сила русского характера и в героических подвигах, и в человеческих отношениях, и в красоте взаимоотношений.

О тветы учащихся: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет беда, в большом и малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота».

- Актуально, потому что в наше время идет спецоперация, наши солдаты тоже совершают героические подвиги и проявляют силу русского характера.



Предметные: овладение целостными представлениями

Метапредметиые: умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя; использовать современные источники информации, в том числе на электронных носителях

6. Домашнее задание

- Отгадать кроссворд, используя текст рассказа (кроссворды выдаются)

- Перед вами выставка книг о Великой Отечественной войне. Это только часть того, что есть в нашей библиотеке. Книги, которые вас заинтересуют - прочитайте.

- Спасибо за урок, до свидания.

Запись д./з. в дневники

Кроссворд с вопросами


7. Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Рефлексия ученическая и учительская.

 

Оценивают свою работу на уроке.

Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие новые вопросы возникли в конце урока?



Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в выделенных клетках прочитаете название рассказа А. Н. Толстого.



  1. Ф амилия главного героя (Дремов).

  2. Водитель танка (Чувилёв).

  3. Так ласково мать называла Егора в детстве (касатик).

  4. Фамилия рассказчика (Сударев).

  5. Отчество матери (Поликарповна).

  6. Танковый … (экипаж).

  7. Так начиналось письмо матери (здравствуй).

  8. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении (характер).

  9. Имя пулемётчика (Иван).

  10. Имя матери (Марья).

  11. Фамилия пулемётчика (Лапшин).

  12. Имя невесты Дремова (Катя).

  13. Звание Громова (лейтенант).

  14. Имя главного героя (Егор).

  15. (Курское) побоище.

Текст краткого пересказа

Герой рассказа Егор Дрёмов – простой, тихий, обыкновенный сельский парень, очень красивый, высокий, богатырского сложения. Во время боёв при Курской битве он получил тяжёлое ранение. Его танк был подбит снарядом и загорелся. Водитель танка вытащил лейтенанта. Егор выжил. Хотя лицо его было сильно обуглено, местами виднелись кости.8 месяцев пролежал в госпитале, перенёс множество пластических операций на лице. Когда были сняты повязки, медсестра заплакала, Егор сказал, что бывает и хуже, с этим жить можно, можно воевать и защищать свою Родину. Он получил отпуск и поехал домой. Увидев в окно постаревшее лицо матери, Егор понял, что невозможно её испугать. Он решил ничего не рассказывать родителям и представился другом их сына. Егор рассказывал родителям о том, как воевал их сын. А когда прибежала его невеста, Катя Малышева, и, увидев его, испугалась, решил сразу уйти обратно на фронт. Товарищи встретили его с радостью. Он продолжил воевать, защищая свою Родину. Вскоре пришло письмо от матери. Она просила сказать ей правду: он был дома или не он. Егор во всём признался. Через 2 недели к нему на фронт приехали мать и невеста. Верная Катя сказала, что любить всю жизнь, только бы быть рядом с ним.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!