2. Актуализация знаний | Учитель задает вопросы, проверяет домашнее задание. - С каким произведением вы познакомились? Видеоролик Проверка домашнего задания - Вспомните его содержание по плану. Всё так? Восстановите план. Кто желает пересказать? - Прочитайте последний абзац текста. - Посмотрите на выделенные словосочетания. Какую фразу из них можно составить. | Отвечают на вопросы учителя Слайд 2 - Рассказ А.Н.Толстого «Русский характер» повествует об одном из самых больших танковых сражений в годы Великой Отечественной войны, которое проходило летом 1943 года на Курской дуге. Главный герой рассказа – участник того сражения. Просмотр Слайд 3 - Нет К раткий пересказ, подготовленный дома по плану 1.Егор Дрёмов – бог войны 2.Беда 3.Мужество Егора 4.В родительском доме 5.Решение Егора 6 .На фронте 7.Письмо матери 8.Встреча - Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила - человеческая красота. Слайд4 Слайд 5 | Метапредметные: готовность к сотрудничеству с товарищами; освоение основ межкультурного взаимодействия. Осознание психологической цели и внутренней готовности к её осуществлению. Владеть основами самоконтроля и самооценки. Личностные: освоение основ межкультурного взаимодействия. Умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной форме. |
4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала | Вопросы для обсуждения: - Откройте текст рассказа. Глава 1. Беседа по вопросам. - Найдите определения, характеризующие образ Егора Дрёмова в мирной жизни и на войне? Учитель следит за умением сделать правильный вывод, добивается полного ответа от учащихся. - Через образ танкиста-Егора Дрёмова, что показывает читателю автор? - Мы вспомнили, что во время Курского сражения Егор обгорел и попал в госпиталь. Найдите это в тексте 1-ой главы. - Как окружающие отнеслись к изменившемуся лицу Егора? - А сам Егор? - О каких качествах характера Егора можно сказать? - Запишите эти качества в таблицу. - Раскрывая образ танкиста – Егора Дрёмова, о чём рассказывает читателю автор? Послушайте первые строки рассказа. Чтение учителя: «Русский характер! Поди – ка опиши его… Рассказывать ли о его героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть» -Под качествами характера Егора Дрёмова проведите черту и запишите – о героических подвигах. - Егор получает отпуск и едет домой. - Какую роль играет пейзаж в описании душевных переживаний героя? - Найдите в тексте 2-ой главы - Как мать и отец, Марья Поликарповна и Егор Егорович, встречают гостя, узнав, что он привез привет от сына? - Какие качества характера родителей мы запишем в таблицу? - Это тоже русский характер. Раскрывая образы родителей, о каких отношениях к другу сына говорит автор? - Под качествами характера родителей проведите черту и запишите – о человеческих отношениях. - И Егор решает уйти. Почему? Физкультминутка. - Встаньте. Вдохните воздух и расправьте плечи. Выдохните воздух, наклоните плечи вперёд и закройте лицо руками. Повторите ещё раз. - Так шёл Егор Дрёмов из дома на станцию почти 20 километров. Учитель задает вопросы по тексту Работа с текстом 3 главы. Комментарий учителя - Беда не сломила Егора. Он не хочет чувствовать себя инвалидом, решает вернуться на фронт, бить врага. - Как встретили его товарищи, о чем это говорит? Зачитайте первые строки третей главы. - Недели через две пришло письмо от матери. - Как отреагировал Егор на это письмо? - Давайте прочитаем окончание рассказа по ролям - Какие качества русского характера показывает читателю автор через образ Кати Малышевой? Выберите и запишите в таблицу (гордая, честная, весёлая, верная, любящая) - Раскрывая образ Кати Малышевой, что хочет показать автор? - Это называется – красота взаимоотношений. Запишите это под качествами характера Кати. - Ребята, все отношения между молодыми людьми в наше время можно назвать красивыми? Почему? - Так не должно быть. Помните об этом всегда. | Д ети отвечают на вопросы учителя (составление портретной характеристики по тексту) Слайд 6 - тихий, простой, обыкновенный колхозник; - сильного и соразмерного сложения, красивый - постоянно улыбается, жизнерадостный, - на войне – бог войны, душевная доброта - доблестно, много орденов, есть золотая звезда Вывод учащихся: Русский народ добрый, миролюбивый. Он никому не желает зла, но всегда сможет постоять за себя и свой народ. Дети ищут ответы в тексте, читают, записывают в тетрадь -Во время пребывания в госпитале ему было сделано несколько пластических операций, чтобы восстановить нос, губы, веки и уши. Зрение он не потерял. (медсестра – заплакала, генер ал – «но вы же инвалид!»). «Бывает хуже, с этим жить можно» «… я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью» - Егор собирается вернуться в свой полк, чтобы защищать родину. - мужество, сила воли, уверенность в себе, умение смотреть правде в глаза, патриотизм (любовь к родине, стремление защитить её ценой собственной жизни) Дети ищут ответы в тексте, читают, записывают в тетрадь чтение описания природы. - Передаёт внутреннее состояние души героя. На душе у Егора неспокойно, сыро, пусто, одиноко Слайд 7 Ответы учащихся: - проявили особую заботу, доброту и сердечность, мать выстирала портянки, вымыла сапоги, старалась накормить гостя вкусным. - доброта, сердечность, внимание - о человеческих отношениях Ответы учащихся: -думает, что никому не нужен с таким лицом; боль от необходимости скрывать свое имя, чтобы не испугать свою мать переходит в обиду, что родные не узнали его; «да признайте же вы меня, урода, отец, мать!», уходя из дома он задает себе вопрос: «Как же теперь быть – то?» Дети отвечают на вопросы учителя - искренняя радость, отвалилось от души Чтение письма выразительно. - Он был тронут до глубины души и в тот же день написал ответ, в котором признался, что это был он. Д ети читают по ролям Слайд 8 - Честная, верная, любящая - Любовь и верность. - В наше время не у всех отношения красивые, потому что многие ссорятся, кричат друг на друга, обманывают, обижают. | Личностные: способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности, принятие и удержание цели и задач урока Предметные: умение характеризовать героев, строить и обосновывать умозаключения об отношении. Метапредметные: устанавливать причинно- следственные связи; аргументировать свое отношение к действиям, поступкам героев |
5. Итог урока | - Посмотрите внимательно в таблицу. Анализируя образы героев рассказа, мы выделили те качества, в которых заключена сила русского характера. Сделайте вывод: в чем сила русского характера? Запишите его в тетрадь. - Прочитайте последний абзац рассказа. - Увидели мы великую силу русского характера – человеческую красоту в героях произведения? - Ребята, как вы считаете, актуальна ли эта тема в наше время? Почему? - Закончим мы наш урок чтением стихотворения Алексея Суркова «Солдаты», написанном в 1942 году. И от пуль невредим, и жарой не палим, Прохожу я по кромке огня. Видно, мать непомерным страданьем своим Откупила от смерти меня. Испытало нас время свинцом и огнем. Стали нервы железу под стать. Победим. И вернемся. И радость вернем. И сумеем за все наверстать. | -Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод. Слайд 9 Сила русского характера и в героических подвигах, и в человеческих отношениях, и в красоте взаимоотношений. О тветы учащихся: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет беда, в большом и малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота». - Актуально, потому что в наше время идет спецоперация, наши солдаты тоже совершают героические подвиги и проявляют силу русского характера. | Предметные: овладение целостными представлениями Метапредметиые: умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя; использовать современные источники информации, в том числе на электронных носителях |