Технологическая карта урока
Учебный предмет: «Музыка» 7 класс
Программа обучения: АООП ООО
Подготовила Аблина Наталья Владимировна, учитель музыки
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 68г. Челябинска»
Тема: Симфоническая музыка
Место урока в календарно-тематическом планировании: тема предшествующего урока «Симфоническая музыка», тема следующего урока: «Симфоническая музыка».
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная: формирование УУД на материале изучения 7 симфонии Д.Шостаковича и в ходе работы над песней «Посвящение 7-ой Ленинградской» О.Бражниковой
Содержательная: совершенствование навыков анализа музыкальных произведений, формирование у учащихся музыкально-образного мышления на примере Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича
Задачи:
Образовательные:
продолжить знакомство с биографией Д.Д.Шостаковича,
понятием «симфония», музыкальными произведениями «симфония №7».
Развивающие:
развивать музыкальное мышление детей;
развивать интерес к исполнительской деятельности;
развивать музыкальные и творческие способности учащихся;
развивать умение осознанно выражать свое эмоциональное отношение к симфонической музыке.
Воспитательные:
воспитывать эмоционально - ценностного отношения к музыке Д.Д.Шостаковича, звучащей на уроке;
воспитывать интерес к изучению творчества композитора;
воспитывать нравственные качества личности на примере мужества и героизма ленинградцев в годы войны.
Планируемые результаты:
Личностные:
в части патриотического воспитания:
- формировать представление о том, что искусство способно помогать человеку в преодолении жизненных трудностей;
в части гражданского воспитания:
-воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю.
в части духовно-нравственного воспитания:
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.
в части эстетического воспитания:
- умение находить связи между душевным состоянием человека и его самовыражением в музыке.
в части гражданского воспитания:
- повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
Метапредметные:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
выбор основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций;
работа с информацией:
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
отработка умение с достаточной полнотой выражать свои мысли и эмоциональные состояния после воздействия звучащей музыки;
совместная деятельность:
способность работать в группах,
умение слушать друг друга, уважать мнение другого
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
- целеполагание.
- участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация.
Предметные:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- размышление о роли музыки и её преобразующей силе воздействия на человека в процессе постижения высоких образцов музыкального искусства;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для жанра симфонии;
формировать умение выразительно исполнять песню О.Бражниковой «Посвящение 7-ой Ленинградской», умений почувствовать воздействие музыкального произведения на собственное настроение.
Методы и приемы: объяснение, беседа, показ презентации, показ мелодии на инструменте.
Использование технологии: технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: презентация, свирель, музыкальный материал: Д.Д.Шостакович симфония №7 1 часть главная партия, побочная партия, эпизод нашествия, тема сопротивления, песня О.Бражниковой «Посвящение 7-ой Ленинградской».
Сценарный план урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности | Примечание |
Мотивационный этап | Настраивает ребят на учебную работу. Задает эмоциональный тон урока. Актуализирует проявление у обучающихся установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. | Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. | Личностные: - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; | |
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Актуализирует внимание уч-ся на эпиграфе урока (песня «Посвящение 7 Ленинградской» Предлагает ответить на вопрос: Какие жизненные события легли в основу этой песни? Предлагает ответить на вопрос «А звучала ли музыка на войне в таких сложных условиях? Приводит пример написания симфонического произведения во время блокады и озвучивает тему «Д.Д.Шостакович. симфония№7 Ленинградская». Предлагает сформулировать цель урока. | Слушают песню. Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос, приводя примеры песен военных лет. Записывают тему урока Обсуждают и формулируют цель урока. | Личностные: Эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов Регулятивные: Целеполагание. | Демонстрация слайда №1. Демонстрация слайда №2 Демонстрация слайда№3 |
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия | Предлагает ответить на вопрос: Что вы знаете о блокаде Ленинграда? Знакомит с биографией Шостаковича и обращает внимание на то, в каких условиях сочинялась симфония и дату премьеры симфонии в осаждённом городе. Предлагает оказаться на месте композитора, когда он решил музыкой сказать людям о самом важном и главном. Какие образы композитор отразил в своём произведении? Создаёт проблемную ситуацию. Переходя непосредственно к теме урока, предлагает вспомнить что такое симфония, построение и т.д. | Рассказывают о трудной жизни в блокадном городе. Записывают дату премьеры симфонии Включаются в работу, описывают муз образы. Принимают учебную задачу и отвечают на поставленные вопросы по теме «Симфония» | Личностные: Умение находить связи между душевным состоянием человека и его самовыражением в музыке. Регулятивные: Участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация | Демонстрация слайдов №4-6 Демонстрация слайдов №7-9 Демонстрация слайдов №10-14 Демонстрация слайд№15-17 |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания | Переходит к изучению нового муз материала 1 части. Предлагает послушать и подумать над вопросом: какой образ рисует главная партия и побочная экспозиции. Далее наигрывает на свирели интонацию эпизода нашествия. Настраивает на слушание симфон.оркестра. Далее следует работа по слуховому анализу. Задаёт вопрос: В какой муз.форме написан эпизод нашествия? Заканчивает знакомство с нач. интонациями 1 части на мотиве сопротивления. Задаёт вопрос: Может быть, поэт Лев Болеславский был прав, написав в поэме «Шостакович» такие строки? Почему Шостакович так ответил? Подводит итог рассуждениям в августе 2008 года она исполнялась и под открытом небом в Южной Осетии в Цхинвале, когда на площади собралось около четырех тысяч человек. Какие чувства возникли у вас после знакомства с «Ленинградской» симфонией? | Слушают и переходят к анализу муз произведения. Записывают названия муз.тем и их характеристики. Слушают эпизод нашествия в симф.звучании, проводят слуховой анализ этой части (форма, средства выразительности, построение, характер, состав симф.оркестра) и т.д. Отвечают: в форме вариаций Слушают тему сопротивления. Дают анализ этой теме. Читают отрывок из поэмы «Шостакович» Отвечают на вопрос: Это напоминание о великой войне, о стойкости советского народа. Ответы учащихся: Симфония сыграла огромную роль в поднятии воинского духа во время Второй мировой войны. Музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы. Музыка – тоже оружие, она может разить врага. | Базовые логические действия: выбор основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций Работа с информацией: использование смыслового чтения для извлечения информации Личностные: формирование представления о том, что искусство способно помогать человеку в преодолении жизненных трудностей Личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, свой народ и историю. | Демонстрация слайда №18 Демонстрация слайда №19 Демонстрация слайда №20 Демонстрация слайда №21 Демонстрация слайда №22 |
Первичное закрепление нового знания | Задает вопросы викторины. 1. Выберите верные утверждения: А) Ленинградская симфония целиком была сочинена Шостаковичем в блокадном Ленинграде. Б) Ленинградская симфония была сочинена Шостаковичем в эвакуации. В) Ленинградская симфония была начата Шостаковичем в Ленинграде, и завершена в эвакуации. 2. В каком году композитор закончил работу над партитурой своей седьмой симфонии? А) 1942 Б) 1941 В) 1943 3. О чем рассказывает начало Симфонии № 7? А) о победе Б) о мирной жизни В) о нашествии фашистских захватчиков 4. Выберите название темы симфонии, которая сначала кажется безобидной, но, постепенно усиливаясь, превращается в чудовище, в машину уничтожения всего живого: А) тема нашествия Б) тема мира В) тема победы 5. Седьмая симфония Шостаковича рассказывает о: А) борьбе Советсткого Союза с фашизмом в Ленинграде Б) истории Ленинграда В) революции в Ленинграде 6. Восстановите порядок частей в симфонии №7: А) Родина в годину испытаний Б) Нашествие В) Через борьбу к победе Г) Человек и война 7. В период блокады Ленинград фактически оказался отрезанным от большой земли. Как ноты Седьмой симфонии попали в город? 8. Как искали музыкантов для исполнения симфонии? 9. Дата премьеры Симфонии №7 была выбрана неслучайно. Что еще должно было произойти в этот день? | Ответы учащихся: В)Ленинградская симфония была начата Шостаковичем в Ленинграде, и завершена в эвакуации. Б) 1941 Б) о мирной жизни А) тема нашествия А) борьбе Советсткого Союза с фашизмом в Ленинграде А) Нашествие Б) Человек и война В) Родина в годину испытаний Г) Через борьбу к победе На самолете Среди военных и раненых Захват Ленинграда фашистами. | Регулятивные: Целеполагание. Коммуникативные: отработка умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. | Демонстрация слайдов №23-25 |
Самостоятельная работа и проверка по эталону | Предлагает поработать в парах, чтобы выразить своё отношение к Седьмой симфонии Шостаковича в синквейне. Своё отношение к теме урока предлагает закрепить исполнением песни О.Бражниковой «Посвящение 7-ой Ленинградской». | Выполняют работу в парах. Пример синквейна Д: Шостакович. Симфония №7 серьёзная, героическая рассказывает, тревожит, волнует рисует картину блокады города Ленинградская Исполняют песню, предварительно послушав, что эта песня была исполнена на Исаакиевской площади Борисом Дёминым 8 сентября 2012 года | Коммуникативная культура, способность работать в группах. Умение слушать друг друга, уважать мнение другого Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу | Демонстрация слайда №26 Демонстрация слайда №27 Слова песни распечатаны у каждого ученика |
Включение в систему знаний и умений | Объясняет домашнее задание: привести примеры, как тема блокады нашла отражение в других жанрах: поэзии, изобразительном искусстве, кино и т.д. | Записывают домашнее задание | Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу | Демонстрация слайда №28 |
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций | Предлагает выразить своё отношение к сегодняшнему уроку и закончить фразы: 1. Для меня было откровением то, что… 2. Особенно мне понравилось… 3. Мне захотелось… | Размышляют, делают выводы и заканчивают предложенные фразы | Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение. | Демонстрация слайда №29 |