СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Симфоническая музыка Д.Д.Шостаковича

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Симфоническая музыка Д.Д.Шостаковича»

Технологическая карта урока


Учебный предмет: «Музыка» 7 класс

Программа обучения: АООП ООО

Подготовила Аблина Наталья Владимировна, учитель музыки

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 68г. Челябинска»


Тема: Симфоническая музыка

Место урока в календарно-тематическом планировании: тема предшествующего урока «Симфоническая музыка», тема следующего урока: «Симфоническая музыка».

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: формирование УУД на материале изучения 7 симфонии Д.Шостаковича и в ходе работы над песней «Посвящение 7-ой Ленинградской» О.Бражниковой

Содержательная: совершенствование навыков анализа музыкальных произведений, формирование у учащихся музыкально-образного мышления на примере Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с биографией Д.Д.Шостаковича,

понятием «симфония», музыкальными произведениями «симфония №7».

Развивающие:

  • развивать музыкальное мышление детей;

  • развивать интерес к исполнительской деятельности;

  • развивать музыкальные и творческие способности учащихся;

  • развивать умение осознанно выражать свое эмоциональное отношение к симфонической музыке.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоционально - ценностного отношения к музыке Д.Д.Шостаковича, звучащей на уроке;

  • воспитывать интерес к изучению творчества композитора;

  • воспитывать нравственные качества личности на примере мужества и героизма ленинградцев в годы войны.


Планируемые результаты:

Личностные:

в части патриотического воспитания:

- формировать представление о том, что искусство способно помогать человеку в преодолении жизненных трудностей;

в части гражданского воспитания:

-воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю.

в части духовно-нравственного воспитания:

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

в части эстетического воспитания:

- умение находить связи между душевным состоянием человека и его самовыражением в музыке.

в части гражданского воспитания:

- повышение мотивации к учебно-творческому процессу.


Метапредметные:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

базовые логические действия:

  • выбор основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций;

работа с информацией:

  • использование смыслового чтения для извлечения информации;

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

общение:

  • отработка умение с достаточной полнотой выражать свои мысли и эмоциональные состояния после воздействия звучащей музыки;

совместная деятельность:

  • способность работать в группах,

  • умение слушать друг друга, уважать мнение другого

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:

- целеполагание.

- участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация.


Предметные:

- развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

- размышление о роли музыки и её преобразующей силе воздействия на человека в процессе постижения высоких образцов музыкального искусства;

  • рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для жанра симфонии;

  • формировать умение выразительно исполнять песню О.Бражниковой «Посвящение 7-ой Ленинградской», умений почувствовать воздействие музыкального произведения на собственное настроение.

Методы и приемы: объяснение, беседа, показ презентации, показ мелодии на инструменте.

Использование технологии: технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: презентация, свирель, музыкальный материал: Д.Д.Шостакович симфония №7 1 часть главная партия, побочная партия, эпизод нашествия, тема сопротивления, песня О.Бражниковой «Посвящение 7-ой Ленинградской».

Сценарный план урока

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Результаты деятельности


Примечание


Мотивационный этап

Настраивает ребят на учебную работу.

Задает эмоциональный тон урока.

Актуализирует проявление у обучающихся установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Приветствуют учителя.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.


Личностные:

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;





Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Актуализирует внимание уч-ся на эпиграфе урока (песня «Посвящение 7 Ленинградской»

Предлагает ответить на вопрос: Какие жизненные события легли в основу этой песни?

Предлагает ответить на вопрос «А звучала ли музыка на войне в таких сложных условиях? Приводит пример написания симфонического произведения во время блокады и озвучивает тему «Д.Д.Шостакович. симфония№7 Ленинградская».

Предлагает сформулировать цель урока.

Слушают песню.


Отвечают на вопрос


Отвечают на вопрос, приводя примеры песен военных лет.


Записывают тему урока


Обсуждают и формулируют цель урока.

Личностные:

Эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов





Регулятивные:

Целеполагание.

Демонстрация слайда №1.





Демонстрация слайда №2



Демонстрация слайда№3

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

Предлагает ответить на вопрос: Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

Знакомит с биографией Шостаковича и обращает внимание на то, в каких условиях сочинялась симфония и дату премьеры симфонии в осаждённом городе. Предлагает оказаться на месте композитора, когда он решил музыкой сказать людям о самом важном и главном. Какие образы композитор отразил в своём произведении? Создаёт проблемную ситуацию.

Переходя непосредственно к теме урока, предлагает вспомнить что такое симфония, построение и т.д.



Рассказывают о трудной жизни в блокадном городе.


Записывают дату премьеры симфонии




Включаются в работу, описывают муз образы.

Принимают учебную задачу и отвечают на поставленные вопросы по теме «Симфония»


Личностные:

Умение находить связи между душевным состоянием человека и его самовыражением в музыке.

Регулятивные:

Участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация

Демонстрация слайдов №4-6

Демонстрация слайдов №7-9

Демонстрация слайдов №10-14





Демонстрация слайд№15-17



Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания

Переходит к изучению нового муз материала 1 части. Предлагает послушать и подумать над вопросом: какой образ рисует главная партия и побочная экспозиции.


Далее наигрывает на свирели интонацию эпизода нашествия. Настраивает на слушание симфон.оркестра.

Далее следует работа по слуховому анализу.






Задаёт вопрос: В какой муз.форме написан эпизод нашествия?


Заканчивает знакомство с нач. интонациями 1 части на мотиве сопротивления.


Задаёт вопрос: Может быть, поэт Лев Болеславский был прав, написав в поэме «Шостакович» такие строки? Почему Шостакович так ответил?




Подводит итог рассуждениям

в августе 2008 года она исполнялась и под открытом небом в Южной Осетии в Цхинвале, когда на площади собралось около четырех тысяч человек.

Какие чувства возникли у вас после знакомства с «Ленинградской» симфонией?

Слушают и переходят к анализу муз произведения.

Записывают названия муз.тем и их характеристики.

Слушают эпизод нашествия в симф.звучании, проводят слуховой анализ этой части (форма, средства выразительности, построение, характер, состав симф.оркестра) и т.д.

Отвечают: в форме вариаций

Слушают тему сопротивления. Дают анализ этой теме.

Читают отрывок из поэмы «Шостакович»



Отвечают на вопрос:

Это напоминание о великой войне, о стойкости советского народа.



Ответы учащихся: Симфония сыграла огромную роль в поднятии воинского духа во время Второй мировой войны.  Музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы. Музыка – тоже оружие, она может разить врага.








Базовые логические действия:

выбор основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций










Работа с информацией:

использование смыслового чтения для извлечения информации

Личностные:

формирование представления о том, что искусство способно помогать человеку в преодолении жизненных трудностей



Личностные:

воспитание чувства гордости за свою Родину, свой народ и историю.


Демонстрация слайда №18




Демонстрация слайда №19








Демонстрация слайда №20






Демонстрация слайда №21






Демонстрация слайда №22


Первичное закрепление нового знания

Задает вопросы викторины.

1. Выберите верные утверждения:

А) Ленинградская симфония целиком была сочинена Шостаковичем в блокадном Ленинграде.

Б) Ленинградская симфония была сочинена Шостаковичем в эвакуации.

В) Ленинградская симфония была начата Шостаковичем в Ленинграде, и завершена в эвакуации.

2. В каком году композитор закончил работу над партитурой своей седьмой симфонии?

А) 1942 Б) 1941 В) 1943

3. О чем рассказывает начало Симфонии № 7?

А) о победе Б) о мирной жизни

В) о нашествии фашистских захватчиков

4. Выберите название темы симфонии, которая сначала кажется безобидной, но, постепенно усиливаясь, превращается в чудовище, в машину уничтожения всего живого:

А) тема нашествия Б) тема мира В) тема победы

5. Седьмая симфония Шостаковича рассказывает о:

А) борьбе Советсткого Союза с фашизмом в Ленинграде

Б) истории Ленинграда

В) революции в Ленинграде

6. Восстановите порядок частей в симфонии №7:

А) Родина в годину испытаний

Б) Нашествие

В) Через борьбу к победе

Г) Человек и война

7. В период блокады Ленинград фактически оказался отрезанным от большой земли. Как ноты Седьмой симфонии попали в город?

8. Как искали музыкантов для исполнения симфонии?

9. Дата премьеры Симфонии №7 была выбрана неслучайно. Что еще должно было произойти в этот день?

Ответы учащихся:

В)Ленинградская симфония была начата Шостаковичем в Ленинграде, и завершена в эвакуации.





Б) 1941



Б) о мирной жизни



А) тема нашествия







А) борьбе Советсткого Союза с фашизмом в Ленинграде



А) Нашествие

Б) Человек и война

В) Родина в годину испытаний

Г) Через борьбу к победе

На самолете



Среди военных и раненых


Захват Ленинграда фашистами.

Регулятивные:

Целеполагание. Коммуникативные: отработка умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Демонстрация слайдов №23-25


Самостоятельная работа и проверка по эталону

Предлагает поработать в парах, чтобы выразить своё отношение к Седьмой симфонии Шостаковича в синквейне.









Своё отношение к теме урока предлагает закрепить исполнением песни О.Бражниковой «Посвящение 7-ой Ленинградской».

 

Выполняют работу в парах.

Пример синквейна

Д: Шостакович. Симфония №7

серьёзная, героическая

рассказывает, тревожит, волнует

рисует картину блокады города

Ленинградская

Исполняют песню, предварительно послушав, что эта песня была исполнена на Исаакиевской площади Борисом Дёминым 8 сентября 2012 года

Коммуникативная культура, способность работать в группах. Умение слушать друг друга, уважать мнение другого








Личностные:

повышение мотивации к учебно-творческому процессу


Демонстрация слайда №26










Демонстрация слайда №27


Слова песни распечатаны у каждого ученика

Включение в систему знаний и умений

Объясняет домашнее задание: привести примеры, как тема блокады нашла отражение в других жанрах: поэзии, изобразительном искусстве, кино и т.д.


Записывают домашнее задание

Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу


Демонстрация слайда №28


Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Предлагает выразить своё отношение к сегодняшнему уроку и закончить фразы:

1. Для меня было откровением то, что…

2. Особенно мне понравилось…

3. Мне захотелось…

Размышляют, делают выводы и заканчивают предложенные фразы

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение.


Демонстрация слайда №29







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!