СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Симон Ушаков. Парсунная живопись

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прзентация к уроку истории в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Симон Ушаков. Парсунная живопись»

Выдающиеся иконописцы.  Симон Ушаков  (1626-1686) Живописец, теоретик, педагог. Более 30 лет возглавлял всю русскую художественную жизнь середины и 2-й половины 17 в. Древо государства Московского

Выдающиеся иконописцы. Симон Ушаков (1626-1686)

Живописец, теоретик, педагог. Более 30 лет возглавлял всю русскую художественную жизнь середины и 2-й половины 17 в.

Древо государства Московского

Парсуна (

Парсуна ("персона") — дословно переводится как портрет.

В парсуне соединяются черты и приемы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры.

Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактически не отличались от прежней иконописи.

Во второй пол. 17 в. парсуны иногда писали на холсте масляными красками, порой с натуры. Искусство парсуны просуществовало до 1760-х гг., а в провинциальных русских городах парсуны писались и позднее.

Расцвет Иконной мастерской приходится на 1650—1680 годы и во многом связан с деятельностью Симона Ушакова , возглавлявшего ее с 1664 года. В этот период Оружейная палата сконцентрировала лучшие иконописные силы России. Здесь обретали конкретные формы выражения новые идеи и представления о характере и задачах искусства. Здесь же продолжали жить и традиционные формы, постепенно наполняясь новым содержанием и видоизменяясь. Работая бок о бок с иностранными художниками, русские иконописцы, воспитанные в традициях канонического художественного мышления, постепенно обращаются к опыту западноевропейского искусства . Все увереннее они используют законы прямой перспективы, анатомии ; плоскостная трактовка в их работах уступает место объемной, светотеневой . С формированием светского мировоззрения возрастала роль эстетических критериев в оценке иконы, а также авторитет ее создателя — иконописца. Осознавая себя как творческую личность, мастера все чаще подписывали свои работы — то, что ранее было исключением, постепенно становилось своеобразной нормой.

Расцвет Иконной мастерской приходится на 1650—1680 годы и во многом связан с деятельностью Симона Ушакова , возглавлявшего ее с 1664 года. В этот период Оружейная палата сконцентрировала лучшие иконописные силы России. Здесь обретали конкретные формы выражения новые идеи и представления о характере и задачах искусства. Здесь же продолжали жить и традиционные формы, постепенно наполняясь новым содержанием и видоизменяясь. Работая бок о бок с иностранными художниками, русские иконописцы, воспитанные в традициях канонического художественного мышления, постепенно обращаются к опыту западноевропейского искусства . Все увереннее они используют законы прямой перспективы, анатомии ; плоскостная трактовка в их работах уступает место объемной, светотеневой .

С формированием светского мировоззрения возрастала роль эстетических критериев в оценке иконы, а также авторитет ее создателя — иконописца. Осознавая себя как творческую личность, мастера все чаще подписывали свои работы — то, что ранее было исключением, постепенно становилось своеобразной нормой.

Иконы Ушакова постепенно утрачивают необходимые элементы религиозно-мистического символизма. Он отстаивал в теоретических сочинениях право художника изображать реальную жизнь и подготовил русскую живопись к переходу на позиции реалистического искусства Одни исследователи видели в нем разрушителя основ русской традиционной живописи, другие, напротив, считали, что он оживил икону. В своих иконах Ушаков стремился к созданию реальной пространственной среды, к соблюдению естественных пропорций лица, к объемной форме, которой добивался светотеневой моделировкой. Его главной темой был Спас Нерукотворный , в образе которого он пытался передать божественное. Многократное повторение Спаса привело к возникновению шаблона, но главная беда заключалась в том, что художник отошел от монументальных образов древнерусской иконописи но не поднялся до выразительности западноевропейского искусства, служившего ему образцом.

Иконы Ушакова постепенно утрачивают необходимые элементы религиозно-мистического символизма. Он отстаивал в теоретических сочинениях право художника изображать реальную жизнь и подготовил русскую живопись к переходу на позиции реалистического искусства

Одни исследователи видели в нем разрушителя основ русской традиционной живописи, другие, напротив, считали, что он оживил икону. В своих иконах Ушаков стремился к созданию реальной пространственной среды, к соблюдению естественных пропорций лица, к объемной форме, которой добивался светотеневой моделировкой. Его главной темой был Спас Нерукотворный , в образе которого он пытался передать божественное. Многократное повторение Спаса привело к возникновению шаблона, но главная беда заключалась в том, что художник отошел от монументальных образов древнерусской иконописи но не поднялся до выразительности западноевропейского искусства, служившего ему образцом.

Характерные приемы Ушакова — светотеневая лепка, объемная моделировка мелкими мазками по форме , усложнение техники иконописи ( многослойная плавь в ликах ), тонкая нюансировка , стремление к передаче ощущения живой плоти, реальных предметов.
  • Характерные приемы Ушакова — светотеневая лепка, объемная моделировка мелкими мазками по форме , усложнение техники иконописи ( многослойная плавь в ликах ), тонкая нюансировка , стремление к передаче ощущения живой плоти, реальных предметов.
В его иконах нет напряженной жизни новгородских икон 14—15 в., нет рублевской одухотворенности , на смену им пришло стремление к передаче реальности мира, чел. тела, интерес к портретности персонажей, к пейзажу 

В его иконах нет напряженной жизни новгородских икон 14—15 в., нет рублевской одухотворенности , на смену им пришло стремление к передаче реальности мира, чел. тела, интерес к портретности персонажей, к пейзажу 

В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не  относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси . Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам», и в новом так называемом «фряжском» стиле, изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение .

В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси . Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам», и в новом так называемом «фряжском» стиле, изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение .

Спас Нерукотворный, написан для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году В связи с сугубой увлеченностью Ушакова техникой и приемами личного письма им было создано более двенадцати образов «Спаса Нерукотворного». Вновь и вновь возвращаясь к этой иконографии, он ставил себе задачу зримо передать соединение во Христе двух природ — божественной и человеческой, создать образы воплотившегося Господа, Богочеловека.  Конечно, в этих иконах присутствует большая, по сравнению с древними образами, осязаемость, телесность.

Спас Нерукотворный, написан для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году

В связи с сугубой увлеченностью Ушакова техникой и приемами личного письма им было создано более двенадцати образов «Спаса Нерукотворного».

Вновь и вновь возвращаясь к этой иконографии, он ставил себе задачу зримо передать соединение во Христе двух природ — божественной и человеческой, создать образы воплотившегося Господа, Богочеловека.

Конечно, в этих иконах присутствует большая, по сравнению с древними образами, осязаемость, телесность.

Симон Ушаков. Владимирская икона Божьей матери (1652)

Симон Ушаков. Владимирская икона Божьей матери (1652)

Помимо образа Спасителя Ушаков обращался к образам Богоматери, Троицы. Наиболее значительной из его работ является икона «Богоматерь Владимирская» , или «Насаждение древа государства Российского» : За стенами и башнями Кремля у подножия Успенского собора князь Иван Калита сажает дерево, а поливает его митрополит Петр. Подле них с одной стороны стоит царь Алексей, с другой - его жена с царевичами. На ветвях дерева - медальоны с портретами московских святых и государей, среди которых цари Федор Иоаннович и Михаил Романов подчеркивают преемственность старой и новой династий .

Помимо образа Спасителя Ушаков обращался к образам Богоматери, Троицы. Наиболее значительной из его работ является икона «Богоматерь Владимирская» , или «Насаждение древа государства Российского» : За стенами и башнями Кремля у подножия Успенского собора князь Иван Калита сажает дерево, а поливает его митрополит Петр. Подле них с одной стороны стоит царь Алексей, с другой - его жена с царевичами. На ветвях дерева - медальоны с портретами московских святых и государей, среди которых цари Федор Иоаннович и Михаил Романов подчеркивают преемственность старой и новой династий .

Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие», которое нередко трактуется как светотеневая моделировка ликов, приближенная к реалистической манере.  В действительности, несмотря на большую анатомическую точность и наметившийся физический объем, иконы, созданные мастером, обладают отстраненностью, эмалевой гладкостью и светоносной силой, придающей образам характер драгоценности горнего мира. Царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеем и Федором.  Деталь иконы «Насаждение древа государства Российского». 1668 г. Государственная Третьяковская галерея

Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие», которое нередко трактуется как светотеневая моделировка ликов, приближенная к реалистической манере.

В действительности, несмотря на большую анатомическую точность и наметившийся физический объем, иконы, созданные мастером, обладают отстраненностью, эмалевой гладкостью и светоносной силой, придающей образам характер драгоценности горнего мира.

Царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеем и Федором. Деталь иконы «Насаждение древа государства Российского». 1668 г. Государственная Третьяковская галерея

Архангельский собор

Архангельский собор

Домашнее задание Первая пьеса, сыгранная в первом русском театре в 1672 г., была написана по мотивам одного из библейских рассказов. Проведите исследование и узнайте название этой пьесы и содержание рассказа

Домашнее задание

Первая пьеса, сыгранная в первом русском театре в 1672 г., была написана по мотивам одного из библейских рассказов. Проведите исследование и узнайте название этой пьесы и содержание рассказа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!