СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Символы Великой победы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается символика Великой Отечественной войны как фактор единения и возрождения патриотизма в России. Уроки Великой Победы открывают нам основные жизненные ценности нашего общества. В патриотическую символику входили и входят наиболее значимые события истории, крупные деятели, достижения.

Подобная символика способствует формированию чувства гордости за свою страну и состояния сопричастности, идентичные соответствующим смыслам. Именно это сыграло главную роль в становлении массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

Ключевые слова: патриотизм, символы победы, воспитание, духовный кризис, единение общества, настоящий патриот.

Просмотр содержимого документа
«Символы Великой победы»

СИМВОЛИКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

О.В. Дёмина

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №2» г. Белгорода


В статье рассматривается символика Великой Отечественной войны как фактор единения и возрождения патриотизма в России. Уроки Великой Победы открывают нам основные жизненные ценности нашего общества. В патриотическую символику входили и входят наиболее значимые события истории, крупные деятели, достижения.

Подобная символика способствует формированию чувства гордости за свою страну и состояния сопричастности, идентичные соответствующим смыслам. Именно это сыграло главную роль в становлении массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

Ключевые слова: патриотизм, символы победы, воспитание, духовный кризис, единение общества, настоящий патриот.


THE SYMBOLISM OF VICTORY AS A RESOURCE FORM OF PATRIOTISM IN EDUCATION

O.V. Demina

Municipal budget institution «High school № 2» in Belgorod


The article discusses the symbolism of the Great Patriotic War as faktor unity and revival of patriotism in Russia. Lessons of the Great Victory offer us the basic values ​​of life in our society. In patriotic symbols were and are the most important events in history, major figures, achievement.

All this is aimed at building a sense of pride in their country and state ownership, identical to the corresponding sense. That is what has played a major role in the development of mass heroism of the Soviet people in the front and in the rear.

Keywords: patriotism, symbols of victory, parenting, spiritual crisis, the unity of society, a true patriot.


На чём держится сейчас Россия? По-моему, на той самобытной глубокой культуре, которая была создана единым русским народом, во всём сложном сочетании его национальностей. Эта культура создавалась в течение целого тысячелетия, на единой, все расширяющейся территории, при едином государственном и культурном языке, в единой судьбе войн и хозяйственно- торгового сотрудничества. Всё это вырабатывало у народов России сходство душевного уклада, близость в обычаях и характере, единство в восприятии мира, людей, государства. На этой основе творилась и развивалась русская национальная культура. И поэтому, вынужденная провоевать две трети своей истории, Россия остаётся живым, духовно-историческим сложившимся организмом, который из всякого распада вновь восстанавливается таинственной древней силой своего бытия.

Сегодня мы вполне понимаем, что предлагаемая России система либеральных ценностей, себя не оправдала. Усиленные процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственных критериев, или подменяя традиционную нравственную психологию примитивной психологией потребителя.1

Мы хотим построить крепкое государство, где соблюдаются принципы права и свободы человека, стремимся создать крепкое настоящее, чтобы смело смотреть в будущее. И здесь краеугольным камнем является осознание - без прошлого нет будущего! История своей страны, память, любовь к Родине - эти понятия вовсе не красивые слова и лозунги - это основа духовного становления и сохранения нации.

Семь десятилетий отделяет нас от события общемирового значения — Великой Отечественной войны, однако Великая Победа остается частью нашей современности, живет в идеалах, ценностях и традициях современного поколения наследников славы России и выступает основным источником духовно-нравственного возрождения страны в начале третьего тысячелетия.

Победа в Великой Отечественной войне являет собой фактор самоорганизации, консолидации, целеполагания, интеграции современного российского общества, определяется как способ духовного возрождения и самосознания российского общества.

Уроки Великой Победы только укрепляют основные жизненные ценности нашего общества, столь свойственные русскому менталитету: соборность и коллективизм, патриотизм и дружба народов, справедливость и милосердие, благородство и широта русской души, идея служения Отечеству и самоотверженность, верность своей семье.

Символы представляются как сакральные (Святая Русь, Родина-мать, Отчизна), воинской доблести и славы (ордена, медали и знаки отличия); персонифицированные (Сергий Радонежский, Петр I, А. В. Суворов, А. И. Брусилов, Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, Н. И. Кузнецов, А. И. Покрышкин, Николай Гастелло, Александр Матросов, Алексей Маресьев и др), событийные (Ледовое побоище, Полтавская битва, Семилетняя война, Гражданская война, Танковая битва под Прохоровкой и мн. др.), топонимические (Непрядва, Бородино, Брест, Москва, Сталинград, Курск, Мамаев курган, «Дорога жизни» и др.), атрибутивные (Боевое Знамя войсковой части), государственные (Флаг, Герб, Гимн), общероссийские (крейсер «Варяг», Новодевичий монастырь, Кремль и др.), национальные («Русское поле», русская душа, песни «Катюша», «Вставай, страна огромная...» и т. д.), территориальные (Волга-матушка, батюшка-Урал, Дон Иванович, «Партизанская республика» и др.), вымышленные, художественно-собирательные (Василий Теркин, Тимур в произведении Аркадия Гайдара и др.).

В патриотическую символику входили и входят наиболее значимые события истории, крупные деятели, достижения. Все это направлено на формирование чувства гордости за свою страну и состояния сопричастности, идентичные соответствующим смыслам. Именно это сыграло главную роль в становлении массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

Символы формировали у многих поколений россиян личностный идеал, т. е. способ мышления, форму сознательной деятельности, направленную на восприятие сообразной жизненным ожиданиям модели ее практического осуществления.2

В сознании людей военного лихолетья формировался образ защитника Отечества, Добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ жизни подвижника, образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца. Мощным фактором воспитания был образ героя (А. Матросов, 3. Космодемьянская, О. Кошевой, пионеры-герои и др.) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, оборона Дома Павлова и др.), образ мужественно-подвижнического Отца и образ жертвенно-женственной Матери.

Данные образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т. д.

Особую роль в духовно-нравственном потенциале патриотизма играют боевые традиции российского воинства. Боевые традиции, верность которым побуждала советских воинов образцово выполнять свой священный долг, честно добросовестно служить своему народу, своей Родине. К ним можно отнести: традиции верности Боевому Знамени, самоотверженности (выполнение боевого приказа, защита командира в бою); сплоченности (один за всех, все за одного); взаимовыручки (сам погибай, товарища выручай; опекай новобранцев); самоотдачи (все даже жизнь во имя победы); солдатской дружбы и войскового товарищества представителей различных национальностей, удержания своих товарищей от недостойных поступков; сознания и чувства своей части и подразделения как родного.3

Таким образом, феномен Великой Победы обнаруживается как общенациональное достояние страны и каждого региона, как его ценностно-смысловое «ядро», обеспечивающее духовно-нравственную основу всей системы жизнедеятельности населения.

В свете сегодняшних событий Россия находится под воздействием разрабатываемых на Западе концепций модерна и постмодерна, глобализации и постиндустриальной цивилизации, что порождает целый ряд попыток переписать и исказить нашу историю, в том числе и смысл Победы в Великой Отечественной войне.

Смысл этих фальсификаций совершенно очевиден: раз в России нет героических личностей и ярких страниц прошлого, она не может рассчитывать на достойное место и в будущем. В результате подрывается морально-духовная основа воспитания населения различных регионов России, прежде всего, молодежи и личного состава Вооруженных Сил России, их готовность к служению Отечеству.

Таким образом, необходимо современное осмысление того, что подвигло человека лечь на амбразуру вражеского дота, пойти на воздушный или танковый таран, подняться в штыковую атаку, преодолевать лишения партизанской жизни, работать до изнеможения на предприятиях и колхозах в тылу. Именно в ответах на эти вопросы состоит суть Великой Победы в воспитании поколений ХХI века.

Великая Отечественная война представляет собой тот общенародный подвиг, который является источником воспитания современных поколений граждан России через верность Родине, явления самоотверженности, смыслы служения Отечеству, готовности к самопожертвованию, идеалы, ценности и другие слагаемые патриотизма, сподвигшие советский народ на массовый героизм и Победу.

Сегодня наша страна переживает очередной излом истории. Он связан с кризисной ситуацией в экономике, политике, национальных отношениях. Предпосылкой данной ситуации стало состояние общества, получившее название «духовного кризиса». Сутью его, говоря словами С. Грофа, является «неспособность сделать следующий шаг в своем развитии», а его очевидным проявлением – нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность, прежде всего, молодежи.4

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, реализация ее на конкретных примерах необходимы для возрождения России. В этой системе в одном ряду должны стоять семья, школа, государство. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение веры, свободы, семьи, Родины, которые в заблуждении пытается отвергнуть современный мир.


Примечания:

1. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. - 1989. – № 2. С. 10-15.

2. См.: Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005.

3. Гроф, С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. - М., 2003. С. 383-387.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!