СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

Просмотр содержимого документа
«Синдром дефицита внимания и гиперактивности.»

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

  • Неврологическое, поведенческо – возрастное расстройство.

  • Отклонения в поведении, выражающиеся преимущественно в нарушениях регуляции деятельности и различных компонентов внимания.

Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.

Гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

Активное исследование синдрома началось во второй половине XX века, когда в качестве его наиболее вероятной причины была признана минимальная мозговая дисфункция (ММД). В отечественной науке гиперкинетический  синдром обычно рассматривается шире, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это связано с тем, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.

 Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

У детей с СДВГ имеются как  специфические трудно­сти обучения, так и слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов,  нарушение семейных и общественных правил,  деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение.

По данным нейропсихологов Е.А. Осиповой и Н.В. Панкратовой, трудности с энергетическим блоком наблюдаются у 91% детей с СДВГ, следующим по частоте является отставание в развитии функций программирования и контроля – 77%; за ним следует отставание в развитии зрительно-пространственных функций – 46%. В сумме получается больше 100%, потому у детей часто несколько проблем сразу.

Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н.Н. Заваденко отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислексия и дисграфия  (нарушения чтения и письма), для 61% детей - признаки дискалькулии   (нарушения счёта). В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5-1,7 года. Главная трудность - неспособность сосредоточить внимание на долгий период (неинтересное, требующее повторов задание).

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с СДВГ

В коррекции поведения ребенка большую роль иг­рает методика «позитивной модели», заключающаяся в  поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем  ребенка взрослыми.

Невозможно добиться исчезновения ги­перактивности, импульсивности и невнимательности за не­сколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсив­ность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрос­лой жизни.

Синдром дефицита внимания и гиперак­тивности - это патология, требующая своевременной ди­агностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 -10 лет.

Методические рекомендации учителям по работе с детьми с СДВГ 

Школьная программа коррекции гиперактивных де­тей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

1. Изменение окружения:

  • изучите  особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

  • работу с гиперактивным ребенком стройте индивиду­ально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

  • оптимальное место в классе для гиперактивного ре­бенка - первая парта напротив стола учителя или в сред­нем ряду.

  • измените режим урока с включением физкультминуток;

  • разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

  • предоставьте ребенку возможность быстро обращать­ся к вам за помощью в случае затруднения;

  • направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть  доску, раздать тетради и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

  • введите знаковую систему оценивания;

  • чаще хвалите ребенка;

  • расписание уроков должно быть постоянным;

  • избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

  • вводите проблемное обучение;

  • используйте на уроке элементы игры и соревнования:

  • давайте задания в соответствии со способностями ре­бенка;

  • большие задания разбивайте на последовательные ча­сти, контролируя каждое;

  • создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребе­нок может показать свои сильные стороны и стать экспер­том в классе по некоторым областям знаний;

  • научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

  • игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

  • стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

  • помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3.Коррекция негативных форм поведения:

  • способствуйте уменьшению агрессии;

  • обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

  • регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4.Регулирование ожиданий:

  • объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

  • объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального ле­чения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Итак,  гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен толъко по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.

Ги­перактивный ребенок имеет нейрофизиологические пробле­мы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дис­циплинарные меры воздействия в виде постоянных наказа­ний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучше­нию поведения ребенка, а  ухудшат его. Эффектив­ные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и психолого-педагогических методов и приемов.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!