Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Неврологическое, поведенческо – возрастное расстройство.
Отклонения в поведении, выражающиеся преимущественно в нарушениях регуляции деятельности и различных компонентов внимания.
Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
Гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Активное исследование синдрома началось во второй половине XX века, когда в качестве его наиболее вероятной причины была признана минимальная мозговая дисфункция (ММД). В отечественной науке гиперкинетический синдром обычно рассматривается шире, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это связано с тем, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.
Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.
У детей с СДВГ имеются как специфические трудности обучения, так и слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, нарушение семейных и общественных правил, деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение.
По данным нейропсихологов Е.А. Осиповой и Н.В. Панкратовой, трудности с энергетическим блоком наблюдаются у 91% детей с СДВГ, следующим по частоте является отставание в развитии функций программирования и контроля – 77%; за ним следует отставание в развитии зрительно-пространственных функций – 46%. В сумме получается больше 100%, потому у детей часто несколько проблем сразу.
Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н.Н. Заваденко отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислексия и дисграфия (нарушения чтения и письма), для 61% детей - признаки дискалькулии (нарушения счёта). В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5-1,7 года. Главная трудность - неспособность сосредоточить внимание на долгий период (неинтересное, требующее повторов задание).
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с СДВГ
В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем ребенка взрослыми.
Невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 -10 лет.
Методические рекомендации учителям по работе с детьми с СДВГ
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:
1. Изменение окружения:
изучите особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка - первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
измените режим урока с включением физкультминуток;
разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.
2. Создание положительной мотивации на успех:
введите знаковую систему оценивания;
чаще хвалите ребенка;
расписание уроков должно быть постоянным;
избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
вводите проблемное обучение;
используйте на уроке элементы игры и соревнования:
давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое;
создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
3.Коррекция негативных форм поведения:
способствуйте уменьшению агрессии;
обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
4.Регулирование ожиданий:
объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
Итак, гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен толъко по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.
Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и психолого-педагогических методов и приемов.