СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сингапурская методика на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование сингапурской методики на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Сингапурская методика на уроках математики.»

Использование сингапурской методики на уроках математики.

Специалисты отмечают, что образовательная система каждой страны является уникальной. Ведь она создается, в том числе, для решения конкретных задач, стоящих перед данным обществом. Помимо этого, нельзя не учитывать историю развития государства, которая придает образовательной системе уникальные черты. Так как мы рассматриваем сингапурскую технологию обучения, стоит сказать несколько слов о стране, где она появилась. Сингапур – страна, которая имеет неповторимую систему образования, сочетающую в себе традиционные национальные основания и современные технологии. Такой подход позволяет готовить специалистов для международного рынка труда. Данная система образования оценивается экспертами как одна из лучших в мире.

Образовательная система Сингапура создана практически с нуля около 45 лет назад, с момента появления независимого государства. Сегодня данная система считается наиболее успешной и эффективной в мировом образовательном пространстве. Именно поэтому многие страны стараются перенимать положительный опыт, ведь сингапурская система предполагает использование самых современных технологий обучения.

В связи с введением стандартов второго поколения обновилось содержание предметных областей. Педагоги могут выбрать программу, соответствующую их профессиональным качествам, индивидуальным особенностям, психолого- педагогическим возможностям класса.
Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения детей. Находясь в таком поиске, я много читала различной педагогической литературы, смотрела мастер-классы видео уроки, изучала различный материал, а также применяла все на практике ,были успехи и неудачи. И изучив сингапурскую методику я стала вводить элементы сингапурской методики в урок. У ребят повысилась мотивация к изучению предмета, они стали активнее работать на уроке. Причем здесь происходит полное увлечение всех учеников не зависимо от их уровня знаний.
Для меня Сингапурская методика обучения - это обучение в сотрудничестве, с огромным разнообразием обучающих структур.





СИНГАПУРСКАЯ МАТЕМАТИКА: ПО МЕТОДУ ПОСТЕПЕННОГО УСЛОЖНЕНИЯ.

Цель программы — научить детей думать и понимать. Суть методики сводится к условному разделению материала на части — ступени. Дети переходят от одной ступени к следующей без перегрузки объемом информации.

Почему она так известна и эффективна?

Все дело в том, что в сингапурской математике нет резких сложных переходов в программе и скучных заданий. Из основных принципов этой методики можно выделить следующие.

  1. Простота и качество. Школьники изучают основные математические понятия до полного усвоения и решают задачи, соответствующие своему возрасту. Преподаватели делают акцент на качество образования, а не на количество пройденного материала. В учебниках по сингапурской математике много красочных иллюстраций, которые помогают ребенку понять условие задания, там же изображены разные подходы к решению, которые открывают перед ребенком возможность попробовать каждый из них и выбрать для себя самый удобный.

2. Повторение изученного материала. Да, это снова к вопросу о качестве. По сингапурской методике повторению изученных тем придается большое значение. Ученики младших классов могут очень долго складывать кубики, чтобы хорошо понять принципы сложения. К тому же, решив большое количество примеров на одну и ту же тему, ребенок учится оперировать выученными понятиями на практике.

3. Командное обучение. Ученики обучаются в атмосфере социального взаимодействия. Они обсуждают между собой решения примеров и учатся формулировать свои мысли и идеи. Кроме того, такое сотрудничество учит прислушиваться к мнению других и спокойно выходить из спорных ситуаций. Такой подход дает понять, что у многих задач есть несколько решений, каждый из которых может быть интересным и удобным в использовании.

4. Не запоминать, а мыслить. Дети, которые обучаются по сингапурской методике, не стараются выучить весь учебник. Они направляют силы на понимание самой структуры решения задач и примеров. Только в этом случае возможен творческий подход, когда ребенок не заключен в искусственные рамки образовательного процесса и понимает, зачем и для чего выполняет то или иное действие.

Как считаете, у такого ребенка когда-нибудь возникнет вопрос по поводу нужности математики в современном мире, если она не выглядит для него сложным и непонятным предметом, и даже, наоборот, — позволяет открывать новые возможности?

Для достижения этого навыка была создана концепция из 3 ступеней:

-Конкретный этап

-Пиктуральный этап

-Абстрактный этап

Сначала ученики проходят «конкретный этап». Он подразумевает изучение математических понятий с помощью конкретных предметов. Например, чтобы прибавить 2 к 3, ребенок берет 2 кубика и прибавляет к ним еще 3 кубика. Чтобы вычесть 2 из 5, он из 5 яблок отнимает 2. Все просто и наглядно.

Далее следует «пиктуральный этап», который заменяет вышеупомянутые кубики и яблоки картинками в учебнике.

Завершает этот подход «абстрактный этап». Он учит детей ориентироваться в области цифр и знаков. Благодаря первым двум подходам, завершающая ступень кажется детям логичной и последовательной, она помогает избегать сложностей и перегрузок.

Отличительная черта сингапурской методики — математика по принципу от простого к сложному. Сперва детям дают потрогать, потом нарисовать и только потом учат апеллировать понятиями внутри сознания. Для маленьких сингапурских школьников совсем несложно манипулировать предметами в голове после того, как они кучу времени потратили на то, чтобы научиться этому на реальных примерах.

Особенное внимание педагоги на уроках уделяют наглядному моделированию. Ребят учат визуализировать задачи для того, чтобы систематизировать данные и разбивать решение на простые этапы.

Коллективное изучение — еще одно отличие метода. Детей не делят на способных и неспособных. С первого класса в них культивируют социальную взаимопомощь. Ребята общаются, обсуждают, спорят, выдвигают гипотезы и формулируют собственные заключения, в том числе, на основе мнений одноклассников.

В общении материал усваивается лучше, дети учатся слышать не только учителя, но и друг друга, решают задачки с интересом, получая поддержку ребят.

Дети учатся объяснять, формулировать вопросы, высказывать несогласие. Они побеждают природную застенчивость и, проговаривая вслух, запоминают и понимают больше.

Углубленное изучение каждой темы — это норма в сингапурских школах. Задания построены таким образом, чтобы постоянно возвращаться к изученным ранее темам для более глубокого понимания.

По окончанию курса младшей школы дети не просто понимают математику, они ее любят и воспринимают как логичную часть жизни. Математика и логика для них — не то, что нужно зубрить. Это второй родной язык, на котором они говорят.

В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а ныне американского специалиста. Также, в основу методики заложены идеи известного русского психолога Льва Семеновича Выготского и советских педагогов Василия Васильевича Давыдова и Данила Борисовича Эльконина.

Вы наверняка обратили внимание на имя Льва Выготского. В концепции сингапурской методики его идеи занимают важное место. Выготский предлагал рассматривать социально-культурную среду, в которой развивается ребенок, не просто как один из факторов, а как основной фактор формирования личности. Естественное созревание это одна сторона развития ребенка, она происходит почти независимо от социума, но развитие мышления, восприятия, памяти и других высоких психических функций невозможно без социума - этому учил молодых педагогов Выготский. В сотрудничестве с другими, в результате социального диалога, совместной деятельности формируется внутренний способ мышления ребенка, его настройка на культурные и поведенческие нормы, расширяются представления о вариативности решения тех или иных задач.

Именно этот концепт и лежит в основе сингапурской методики обучения: коллективная работа детей, которая, с точки зрения Выготского, организована здесь идеально. Ученики не сидят лицом к учителю тремя рядами по десять парт, как на традиционных российских уроках. Сингапурские парты на уроках математики сдвинуты так, чтобы ученики сидели друг напротив друга, по несколько человек за каждым островком. Во время урока применяются разнообразные способы взаимодействия между детьми на основе изучаемого материала.

Дети не только сидят, они могут перемещаться по классу, обсуждать друг с другом свои мысли, идеи. Собственные подходы учеников к решению задач приветствуются и поощряются. Даже в учебниках математики есть памятки, в которых акцентируется этот момент:

«Если ты решаешь методом, который узнал в классе, ты молодец. Но если ты решаешь задачу методом, который выявил сам, который в классе не демонстрировался, ты тем более молодец, потому что теперь ты знаешь, что одну и ту же задачу можно решить несколькими способами».

Получается, что главное образовательное действо совершается не у доски, а внутри класса, и акцент с учителя как с единственного вещателя смещается на группу учеников.

По сингапурской методике не случается ситуаций, когда на уроке работает только 3-4 человека, а остальные молчат и слушают (а слушают ли?). На сингапурском уроке охваченным оказывается весь класс, каждый ученик работает, каждый вносит вклад в работу своей команды.



Современный урок по Сингапурской методике — это:

- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

- урок, содержащий разные виды деятельности.

- урок, на котором ученику комфортно.

- урок, на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика.

- урок развивает у детей креативное мышление.

- урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Таким образом, используя обучающие структуры Сингапурской методики обучения на уроках математики, повышается мотивация обучающихся к изучаемому предмету. Что ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы по предмету.

 Описание сингапурской методики.

Класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и шумно в своей среде его выполняют. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. Скучающих учеников на таких уроках не бывает.

По сигналу учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов.

Для более качественной проработки материала на уроках математики мною используются тринадцать структур, но на самом деле их несколько десятков.

Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов:

  1. Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.

  2. Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».

  3. Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.

  4. Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет.

  5. У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.

  6. Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.

Для того, чтобы наши ученики действительно стали успешными нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в мире, непохожем на наш с вами. Уроки должны быть направлены на это. При работе в группах, когда передвигаются, все вовлечены в этот процесс, им весело и информация запоминается легко. Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие все.

Многие специалисты отмечают, что сингапурская технология достаточно эффективна при актуализации и повторении материала, однако объяснение новой информации все же стоит проводить фронтально.

Педагоги и психологи отмечают, что в основе сингапурской технологии лежат хорошо известные положения отечественных специалистов:

  • система кооперативного обучения С. Кагана;

  • идеи Л.С. Выготского;

  • идеи Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова;

  • «драмогерменевтика» П.М. Ершова;

  • социоигровая методика В.М. Букатова и Е.А. Ершовой.

  • идеи гуманной педагогики Ш. Амонашвили.

По мнению многих учителей, прошедших обучение сингапурской технологии, она не является чем-то принципиально новым. Многие отечественные педагоги уже используют в своей работе данные приемы



Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что любой опыт - успешный или не очень - бесценен, так как дает нам возможность проверить все на практике. Опыт помогает нам остановиться и поразмышлять о том, почему у нас появился такой опыт. Опыт дает нам основания двигаться дальше, пробовать и рисковать. Знание и применение современных тенденций в методике обучения позволяет сделать практическую работу учителя более интересной и разнообразной, поможет выполнить главную задачу учителя сегодня – найти эффективные средства обучения для качественного образования детей, научить их самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Я считаю, что опыт, приобретенный мною за период использования сингапурской методики, приносит большие результаты т.к.:

- организация ситуаций общения на уроке, применение новых педагогических технологий и творчество учащихся в тесной взаимосвязи с учителем способствуют совершенствованию коммуникативной компетенции и активизации творчества учащихся;

- повышается успеваемость;

- учащиеся перестают быть пассивными слушателями и становятся активными участниками учебного процесса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!