СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы. Антонимы.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слова с противоположным значением-антонимы. Слова близкие по значению-синонимы.

Просмотр содержимого документа
«Синонимы. Антонимы.»

Урок №

ТЕМА.  Слова с противоположным значением  (антонимы).

Цель:

  • Совершенствовать словарь учеников путем развития умения подбирать слова – антонимы, выраженные различными частями речи.

  • Учить подбирать и выделять слова – антонимы в текстах пословиц и стихотворений.

  • Учить дописывать недостающие слова в предложения, ориентируясь на контекст.

  • Составление сложных предложений с противительными союзами.

  • Развитие вербально-логического мышления.

Оборудование: карточки с текстами пословиц, предметные картинки.

  1. Организационный момент.

— Исключите лишнее слово.

Пришел, пожаловал, заявился, придумал.

Понять, разобраться, запомнить, уразуметь.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Быстрый, скорый, стремительный, неловкий.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Думать, ехать, размышлять, соображать.

— Сейчас мы вспомнили о словах близких по значению. Как называются такие слова? (Синонимы.)

  1. Введение в тему.

— Рассмотрите картинки. Назовите предметы с с противоположным значением.   — // — // —

— Сегодня на занятии мы будем работать над словами с противоположным значением, называются такие слова – антонимы.

Скажу я слово: «Высоко!»

А ты ответишь: «Низко!»

Скажу я слово: «Далеко!»

А ты ответишь: «Близко!»

Скажу тебе я слово: «Трус!»

Ответишь ты «Храбрец!»

Теперь «Начало» я скажу,

Ну, отвечай: «Конец!»

  1. Назовите слова с противоположным значением.

день — …

утро — …

рано — …

близко — …

низко — …

медленно — …

радостно — …

темно — …

просторно — …

встал — …

взял — …

нашёл — …

забыл — …

уронил — …

лёгкий — …

высокий — …

чистый — …

жёсткий — …

частый — …

  1. Игра «Найди пару».

— На доске в два столбика записаны слова, прочитайте слова первого столбика, второго. Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением.

— Запишите слова парами.

юг

верх

восток

спуск

восход

лето

закат

зима

подъём

запад

север

низ

плакать

цвести

потерять

трудиться

грустить

начинать

угасать

лениться

веселиться

разгораться

увядать

заканчивать

смеяться

найти

— Прочитайте пары слов, которые записали.

  1. Закончите предложения, подбирая антонимы к именам прилагательным.

Чай горячий, а мороженное … .

Клубника крупная, а земляника … .

На пляже песок сухой, а у воды … .

У берега озеро мелкое, а дальше … .

Петя обычно румяный, а после болезни он … .

  1. Найдите слова – антонимы в текстах пословиц.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Не верь началу, верь концу.

Старый друг лучше новых двух.

Смелый там найдет, где робкий потеряет.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

По одежке встречают, по уму провожают.

Говори меньше, а делай больше.

Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь.

  1. — Вставьте в текст пропущенные слова сегоднязавтра в соответствии со смыслом высказывания.

«       …        поучусь, а     …      погуляю,» — говорит ленивый.

«       …        погуляю, а     …       поучусь,» — говорит прилежный.

  1. Подбор антонимов к словам различных частей речи.

                                           «Доскажи  словечко»

Я антоним к слову «зной».

Я в реке, в тени густой.

И в бутылке лимонада,

А зовут меня  …  (прохлада).

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я  …  (зима).

Я антоним к слову «день».

Всем давно трудиться лень,

И игрушки тоже прочь,

Спать пора, пришла уж  … (ночь).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я  …  (конец).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь  …  (тишина).

Я антоним к слову «холод».

В речке все — и стар, и молод,

Меня любит детвора,

Называюсь я  …  (жара).

  1. Прослушайте предложения. Оцените их правильность.

Слон большой, а комар маленький.

Дерево низкое, а куст высокий.

Камень легкий, а пух тяжёлый.

Работать тяжело, а отдыхать легко.

Днём светло, а ночью темно.

Отец пожилой, а сын молодой.

Дедушка молодой, а внук старый.

Редька сладкая, а груша горькая.

Зима тёплая, а лето холодное.

Мышка пищит тихо, а петух поёт громко.

Улитка ползёт быстро, а заяц бежит медленно.

  1. Итог.

— Как называются слова, над которыми работали?  (Антонимы.)

— Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением.)





Урок №

Тема: Логопедическая – лексико-грамматические категории. Синонимы.

Грамматическая – закрепление знаний о частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Цель: Формировать у детей навык подбора подходящих по смыслу синонимов. Закрепить знания о частях речи.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  1. Расширять и актуализировать знания учащихся о синонимах.

  2. Развивать навыки связного высказывания.

  3. Развивать слухоречевую память.

  4. Учить видеть оттенки значений слов.

  5. Развивать эмоциональное восприятие нового материала.

  6. Учить дифференцировать понятия на основе выделения их существенных признаков.

  7. Обогащать словарный запас.

  8. Развивать пространственное ориентирование.

  9. Формировать навык самостоятельного построения умозаключений.

  10. Развивать слуховое и зрительное внимание.

  11. Развивать межполушарное взаимодействие.

Образовательные:

  1. Активизировать знания учащихся в области лексикологии, познакомить с синонимической группой слов.

  2. Закрепить знания учащихся о частях речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес к обучению.

  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку, к родной культуре, интерес к изучению русского языка.

  3. Развивать умение работать в команде.

  4. Формировать самоконтроль, самооценку учащихся.

  5. Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы.

  6. Воспитывать умение слушать и слышать обращённую речь.

Оборудование: предметные картинки, таблицы, фланелеграф, лепестки со словами, тексты стихотворений, тексты рассказов, картонный телевизор, экран, компьютер.



Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед:

«Наши глаза внимательно смотрят,

Наши уши внимательно слушают,

Наши руки и ноги нам не мешают, а помогают».

- Посмотрите, всё ли готово к занятию?

  1. Речевая разминка. Введение в тему.

«Бураны, вьюги и метели -

Как много с ними канители.

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они».

В.Берестов.

Логопед: - Прочитайте это стихотворение про себя. Прочитайте его «птичьим базаром». Прочитайте выразительно. Прочитайте первую строчку.

Учащиеся последовательно выполняют каждое задание.

Логопед: - Похожи ли эти слова внешне? Правильно, в этих словах мы отмечаем разный набор звуков. Что такое метель? Что такое вьюга? Что такое буран?

Учащиеся последовательно отвечают на каждый вопрос.

Логопед: - Правильно, все эти слова имеют одно и то же значение. А вот как мы будем называть эти слова, попробуем догадаться? Посмотрите на картинку. Как можно назвать мальчиков? (Друзья, приятели, товарищи). И называть мы их будем - слова – «приятели»

На доску вывешивается таблица.

СЛОВА – «ПРИЯТЕЛИ»



  1. Знакомство учащихся с синонимами как лексической группой слов.

Логопед: - Ребята, скажите, на какой вопрос отвечают слова «бураны», «вьюги», «метели»? (Что?) Что они обозначают? (Предметы). Верно, слова – «приятели» могут обозначать разные предметы. А сейчас послушайте сказку. На поляне рос дуб. Он был большой, огромный, громадный, гигантский.

На доску вывешивается таблица.

ДУБ

БОЛЬШОЙ
ОГРОМНЫЙ
ГРОМАДНЫЙ
ГИГАНТСКИЙ



Возле дуба любили собираться звери. Трусливый, боязливый, несмелый – заяц. Таблица.

ЗАЯЦ

ТРУСЛИВЫЙ

БОЯЗЛИВЫЙ
НЕСМЕЛЫЙ

Хитрая, плутоватая, лукавая – лиса. Таблица.

ЛИСА

ХИТРАЯ

ЛУКАВАЯ

ПЛУТОВАТАЯ

Злой, сердитый, коварный – волк. Таблица.

ВОЛК

ЗЛОЙ
СЕРДИТЫЙ
КОВАРНЫЙ

Неуклюжий, неловкий, косолапый – медведь. Таблица.

МЕДВЕДЬ

НЕУКЛЮЖИЙ
НЕЛОВКИЙ
КОСОЛАПЫЙ



Они были разные, но дружные. И вот однажды они решили посадить около дуба цветы, но у них ничего не получилось, ведь они не знали слов – «приятелей». Давайте им поможем.



  1. Гимнастика для глаз.

  1. Игра «Вырасти цветок».

На фланелеграф вывешиваются сердцевинки цветов.


Учащимся раздаются лепестки, на которых написаны слова:

Крошечное, храбрый, неустрашимый, бесстрашный, ледяная, мужественный, отважный, мёрзлая, небольшое, холодная, карликовое, ледяная, мизерное.

Учащимся необходимо правильно приложить лепестки к сердцевине цветка, т.е. правильно подобрать синонимы.

- Поляна получилась красивая, чудесная, прекрасная, живописная. Таблица.

ПОЛЯНА

КРАСИВАЯ
ЧУДЕСНАЯ
ПРЕКРАСНАЯ
ЖИВОПИСНАЯ



На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой? Какая? Какое?) Что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы? (Признак предмета).

Слова – «приятели» могут обозначать признак предмета.

  1. Работа с текстом.

Логопед: Зверям понравилась поляна, и они стали радоваться.

Звери радовались. Радовался заяц. Радовалась лиса. Волк радовался. Медведь радовался. Все были рады.

Логопед: Прочитайте текст. Понравился ли он вам? Почему? Замените слова на синонимы, пользуясь словами для справок: ликовал, торжествовала, веселился, восхищался, на седьмом небе. Прочтите текс, который у вас получился.

Звери радовались. Ликовал заяц. Торжествовала лиса. Волк веселился. Медведь восхищался. Все были на седьмом небе.

Логопед: - На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делал?) Что обозначают слова, отвечающие на вопрос «Что делать? Что сделать?» (Действие предмета). Значит, слова - «приятели» могут обозначать действия предметов.

- Для чего нужны синонимы? (Синонимы нужны для того, чтобы точнее, ярче и выразительнее была наша речь).

  1. Игра «Закрась нужный прямоугольник».

Подберите слова – «приятели» к тем, которые записаны в цветных прямоугольниках и закрасьте их нужным цветом.

  1. Игра «Телевизор».

- А сейчас мы будем смотреть телевизор, и подбирать слова – «приятели» к изображённым предметам. Вы должны правильно назвать предмет и найти к нему синоним.

На доску вывешивается картонный телевизор, и поочерёдно выставляются предметные картинки: конь, гиппопотам, прут, школьник, пёс, приятель, кочет, заяц.

  1. Игра «Найди пару».

- Подберите к словам из левой колонки синонимы из правой. Запишите их парами в тетрадь.

Алфавит Аккуратный

Красный Пламя

Огонь Скакать

Шалун Печальный

Чистый Кидать

Грустный Алый

Лошадь Конь

Прыгать Озорник

Бросать Азбука



  1. Игра – соревнование «Кто быстрее и правильнее».

Логопед: - Чья команда быстрее и правильнее выполнит задание. Прочитайте тексты и подчеркните слова синонимы. Какой частью речи являются? Докажите.

Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выбежали на улицу. Малыши катались на санках.Ребята постарше бегали на лыжах или на коньках. Весело детворе зимой.

«Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём.

Я иду… и он шагает,

Я смеюсьхохочет он.

Если мне грустить придётся

Он печалится со мной».



  1. Коллективная работа «Найди недостатки в тексте».

Логопед: - Рассмотрите картинку на экране, прочитайте рассказ. Какие недостатки заметили? С помощью синонимов исправьте рассказ.

На опушке леса показался медведь. Он подошёл к зарослям малины и стал лакомиться ягодами. Вдруг он застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.

(Зверь, косолапый, Топтыгин)






  1. Итог занятия.

Логопед: - С какими словами познакомились? Для чего нужны синонимы? Что понравилось? Выразите своё настроение смайликами.



2. Подобрать к словам из левого столбика синонимы из правого столбика. (5 мин)

ЛОГОПЕД: Подбери к каждому слову из левого столбика синоним из правого столбика и соедини пары слов линиями. 
РЕБЕНОК: выполняет инструкцию.

Благоухание

Влияние

Развлечение

Согласие

Сообщение

Преступление

достижение

Известие

Аромат

Воздействие

Увеселение

Договор

Правонарушение

успех


3. Подбор синонимов к словосочетаниям «хорошая и плохая погода». (5 мин)

ЛОГОПЕД: одна из часто обсуждаемых тем людьми – это тема ПОГОДЫ. Можно сказать просто: хорошая погода или плохая. Но сегодня мы говорим о синонимах, поэтому слова «хорошо» и «плохо» нас не устраивают. Попробуем подобрать синонимы к словосочетаниям «хорошая погода» и «плохая погода»,глядя на картинки.
ЛОГОПЕД демонстрирует презентацию, РЕБЕНОК подбирает синонимы:
Хорошая погода – прекрасная, замечательная, безоблачная, солнечная, безветренная, яркая, морозная, снежная, теплая, жаркая, знойная (по временам года)
Плохая погода – метель, буря, ветреная, холодная, серая, облачно, дождливо, морось, противно, прохладно, ужасная, слякоть.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 3 секунд
Комплекты для работы учителя