СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Синонимы".Презентация к уроку.5класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В презентации к уроку "Синонимы" даны иллюстрации, подбор слов-синонимов для раскрытия темы урока,словарной работы.

Просмотр содержимого документа
«"Синонимы".Презентация к уроку.5класс»

Презентация к уроку «Синонимы» Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Вельеникольская СОШ» Тульской области Абдульменова Ильмира Ягсуповна

Презентация к уроку «Синонимы»

Подготовила учитель русского языка и литературы

МКОУ «Вельеникольская СОШ» Тульской области

Абдульменова Ильмира Ягсуповна

Тема урока: « Синонимы »   Цели : - познакомить учащихся с лексическим явлением - синонимы; - совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать лексические синонимы; - формировать навык работы со словарём; - находить синонимы в тексте; - учить выстраивать синонимический ряд; - воспитывать общую культуру; - воспитывать чувство гордости за богатство русского языка; - развивать стремление овладевать этим богатством.

Тема урока: « Синонимы »

  • Цели :
  • - познакомить учащихся с лексическим явлением - синонимы;
  • - совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать лексические синонимы;
  • - формировать навык работы со словарём;
  • - находить синонимы в тексте;
  • - учить выстраивать синонимический ряд;
  • - воспитывать общую культуру;
  • - воспитывать чувство гордости за богатство русского языка;
  • - развивать стремление овладевать этим богатством.
  Оборудование:   презентация «Синонимы»,  текст сказки «Лесная сказка», толковые словари, словарь синонимов    Методические приёмы: - Работа с текстом (орфография, пунктуация); выразительное чтение; наблюдение над лексикой; - словарная работа; - объяснение темы учителем; - просмотр презентации; - работа со словарём; групповая работа; - работа над темой урока по учебнику; -индивидуальная работа с учащимися у доски; - работа с таблицей.

Оборудование: презентация «Синонимы», текст сказки «Лесная сказка», толковые словари, словарь синонимов

  • Методические приёмы:
  • - Работа с текстом (орфография, пунктуация); выразительное чтение; наблюдение над лексикой;
  • - словарная работа;
  • - объяснение темы учителем;
  • - просмотр презентации;
  • - работа со словарём;
  • групповая работа;
  • - работа над темой урока по учебнику;
  • -индивидуальная работа с учащимися у доски;
  • - работа с таблицей.
План урока    I. Организационный момент (постановка цели урока). II. Проверка домашнего упр.346. 1.Опрос правила. 2.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся. 3.Каламбур (омофоны). III. Интрига. Работа с текстом «Лесная сказка». VI. Обобщение (выводы по анализу текста). V. Объявление темы урока. 1.Работа с учебником параграф 68. 2.Словарная работа (бегемот-гиппопотам). 3. Работа с термином. 4.Знакомство со словарём синонимов. 5.Синонимический ряд. 6.Работа в тетради. VII. Динамическая пауза. VIII. Закрепление . 1.Подбор синонимов (работа со словарём синонимов) 2.Просмотр презентации.  3.Выполнение упр.349 (устно)  4. Работа у доски. (упр. 350) 3 учащихся. 5. Работа по таблице. 6. Самостоятельная работа. Упр.351. IX. Обобщение изученного на уроке. X. Домашнее задание. Параграф 68, упр.352. XI. Поурочный бал.

План урока

  • I. Организационный момент (постановка цели урока).
  • II. Проверка домашнего упр.346.
  • 1.Опрос правила.
  • 2.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся.
  • 3.Каламбур (омофоны).
  • III. Интрига. Работа с текстом «Лесная сказка».
  • VI. Обобщение (выводы по анализу текста).
  • V. Объявление темы урока.
  • 1.Работа с учебником параграф 68.
  • 2.Словарная работа (бегемот-гиппопотам).
  • 3. Работа с термином.
  • 4.Знакомство со словарём синонимов.
  • 5.Синонимический ряд.
  • 6.Работа в тетради.
  • VII. Динамическая пауза.
  • VIII. Закрепление .
  • 1.Подбор синонимов (работа со словарём синонимов)
  • 2.Просмотр презентации. 3.Выполнение упр.349 (устно)
  • 4. Работа у доски. (упр. 350) 3 учащихся.
  • 5. Работа по таблице.
  • 6. Самостоятельная работа. Упр.351.
  • IX. Обобщение изученного на уроке.
  • X. Домашнее задание. Параграф 68, упр.352.
  • XI. Поурочный бал.
Фронтальный опрос - Какой раздел науки о языке мы изучаем? -Нравиться ли вам заниматься лексикой? -Нарисуйте, пожалуйста, лук и кран (раздаю листочки и карандаши) - Поняли ли вы мою просьбу? - А если нет, то почему? -Что помогло вам точно выразить мысль в каждом предложении (помог контекст) уточнение. -Что называется омонимами? Дайте определение.

Фронтальный опрос

  • - Какой раздел науки о языке мы изучаем?
  • -Нравиться ли вам заниматься лексикой?
  • -Нарисуйте, пожалуйста, лук и кран
  • (раздаю листочки и карандаши)
  • - Поняли ли вы мою просьбу?
  • - А если нет, то почему?
  • -Что помогло вам точно выразить мысль в каждом предложении (помог контекст) уточнение.
  • -Что называется омонимами? Дайте определение.
Лук (растение)   ( лат.   Allium ) — пищевая, лекарственная, декоративная культура семейства Амариллисовые. лук Лук (оружие)   — разновидность оружия дальнего боя. Лук (растение)  ( лат.   Allium  — пищевая, лекарственная, декоративная культур семейства Амариллисовые.

Лук (растение)   ( лат.   Allium ) — пищевая, лекарственная, декоративная культура семейства Амариллисовые.

лук

Лук (оружие)   — разновидность оружия дальнего боя.

  • Лук (растение)  ( лат.   Allium  — пищевая, лекарственная, декоративная культур семейства Амариллисовые.
 -Докажите что это каламбур    -На каком приёме он строится?  У монет ума нет :  Не всякий, кто их умножил ,  правильно и умножил

-Докажите что это каламбур

-На каком приёме он строится?

У монет ума нет :

Не всякий, кто их умножил ,

правильно и умножил

1. Выразительно прочитайте текст.  2.Расставьте и объясните знаки препинания.  3.Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание.    Лесная сказка  Собрались старые зайцы сб (е/и) жались маленькие зайчатаприпл (е/и) лись старые зайчихи все слушают, как хвастае т(?)ся заяц…  -Эй, ты к (о/а) сой глаз ты и волка не боишься?  -И волка не боюсь и лисицы и м (е/и) дведя -никого не боюсь!  Это уже вых (о/а) дило совсем забавно. Хихикнули м (о/а) лодые зайчата засм (е/и) ялись добрые старушки зайчихи улыбнулись даже старые зайцы.  (Д.Мамин-Сибиряк)

1. Выразительно прочитайте текст. 2.Расставьте и объясните знаки препинания. 3.Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание.

Лесная сказка

Собрались старые зайцы сб (е/и) жались маленькие зайчатаприпл (е/и) лись старые зайчихи все слушают, как хвастае т(?)ся заяц…

-Эй, ты к (о/а) сой глаз ты и волка не боишься?

-И волка не боюсь и лисицы и м (е/и) дведя -никого не боюсь!

Это уже вых (о/а) дило совсем забавно. Хихикнули м (о/а) лодые зайчата засм (е/и) ялись добрые старушки зайчихи улыбнулись даже старые зайцы.

(Д.Мамин-Сибиряк)

          Лесная сказка    Собрались старые зайцы , сб е жались маленькие зайчата , припл е лись старые зайчихи - все слушают, как хвастае тся заяц…  -Эй, ты , к о сой глаз , ты и волка не боишься?  -И волка не боюсь , и лисицы , и м е дведя -никого не боюсь!  Это уже вых о дило совсем забавно. Хихикнули м о лодые зайчата , засм е ялись добрые старушки зайчихи , улыбнулись даже старые зайцы.   (Д.Мамин-Сибиряк)

Лесная сказка Собрались старые зайцы , сб е жались маленькие зайчата , припл е лись старые зайчихи - все слушают, как хвастае тся заяц… -Эй, ты , к о сой глаз , ты и волка не боишься? -И волка не боюсь , и лисицы , и м е дведя -никого не боюсь! Это уже вых о дило совсем забавно. Хихикнули м о лодые зайчата , засм е ялись добрые старушки зайчихи , улыбнулись даже старые зайцы. (Д.Мамин-Сибиряк)

  Лесная сказка       Собрались старые зайцы, сбежалис ь маленькие зайчата , приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается заяц…  -Эй, ты ,косой глаз, ты и волка не боишься?  -И волка не боюсь, и лисицы , и медведя -никого не боюсь!  Это уже выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.  (Д.Мамин-Сибиряк

Лесная сказка

Собрались старые зайцы, сбежалис ь маленькие зайчата , приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается заяц… -Эй, ты ,косой глаз, ты и волка не боишься? -И волка не боюсь, и лисицы , и медведя -никого не боюсь! Это уже выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. (Д.Мамин-Сибиряк

Беседа по тексту     -Что делает этот текст выразительным? -Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. -Чем интересны эти глаголы?  

Беседа по тексту

 

  • -Что делает этот текст выразительным?
  • -Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу.
  • -Чем интересны эти глаголы?

 

  - А как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя?   Хихикнули (молодые), засмеялись (старушки), улыбнулись (степенные зайцы) Эти глаголы тоже передают характер героя.

- А как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя?

  • Хихикнули (молодые), засмеялись (старушки), улыбнулись (степенные зайцы)
  • Эти глаголы тоже передают характер героя.
Выводы:   - Итак, ребята, мы обнаружили интересное явление: об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками. И эти слова, близкие по смыслу, в связном тексте называются синонимами.

Выводы:

  • - Итак, ребята, мы обнаружили интересное явление: об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками. И эти слова, близкие по смыслу, в связном тексте называются синонимами.
   Объявление темы урока     .   -Запишем в тетради тему урока: «Синонимы»

Объявление темы урока   .

  • -Запишем в тетради тему урока: «Синонимы»
Работа с учебником   -Откройте учебник на стр.144, параграф 68. -Прочитаем теоретический материал (про себя) 1 часть. -Что мы узнали?

Работа с учебником

  • -Откройте учебник на стр.144, параграф 68.
  • -Прочитаем теоретический материал
  • (про себя) 1 часть.
  • -Что мы узнали?
 Прочитайте стихотворение 2 часть   -Кто такие бегемот и гиппопотам? Материал для наблюдения (стр. 136—137). Словарь  Гиппопотам — от греч. «речная лошадь»; бегемот — древнееврейское название животного. Выводы (стр. 137).  

Прочитайте стихотворение 2 часть

  • -Кто такие бегемот и гиппопотам?
  • Материал для наблюдения (стр. 136—137).
  • Словарь
  • Гиппопотам — от греч. «речная лошадь»; бегемот — древнееврейское название животного.
  • Выводы (стр. 137).

 

 Обыкнове́нный бегемо́т , или  гиппопота́м   -  млекопитающее  изотряда парнокопытных ,подотряда  свинообразных  ( нежвачных ), семейства  бегемотовых . Характерной особенностью бегемота является его полуводный образ жизни — бо́льшую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу лишь ночью на несколько часов для кормёжки. Бегемот обитает только у пресной воды, хотя изредка может оказываться в море.

Обыкнове́нный бегемо́т , или  гиппопота́м   - млекопитающее  изотряда парнокопытных ,подотряда  свинообразных  ( нежвачных ), семейства  бегемотовых . Характерной особенностью бегемота является его полуводный образ жизни — бо́льшую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу лишь ночью на несколько часов для кормёжки. Бегемот обитает только у пресной воды, хотя изредка может оказываться в море.

Синонимический ряд -В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. Каждая словарная статья состоит из ряда синонимов, первое слово- стержневое(доминанта), затем указываются значения, объединяющие слова в один ряд,  и то чем они различаются. В статье есть примеры. Подбор синонимов называется синонимическим рядом

Синонимический ряд

  • -В русском языке много синонимов.
  • Существуют специальные словари синонимов.
  • Каждая словарная статья состоит из ряда синонимов, первое слово- стержневое(доминанта), затем указываются значения, объединяющие слова в один ряд,
  • и то чем они различаются. В статье есть примеры. Подбор синонимов называется синонимическим рядом
Работа над текстом сказки   -Запишем в тетради синонимические ряды из текста сказки. Пришли, прибежали, приплелись, хихикнули, засмеялись, улыбнулись . - Какие ещё глаголы со значением «смеяться» вы знаете? Захохотали, прыснули, загоготали. -Как называются, записанные нами слова? - Что они образуют вместе? - В каком глаголе наиболее сильно выражено состояние смеха? ( захохотали) -Найдите среди глаголов слова, подчеркнуть грубые. Запомните! Синонимы позволяют точно и образно выражать мысль.

Работа над текстом сказки

  • -Запишем в тетради синонимические ряды из текста сказки.
  • Пришли, прибежали, приплелись, хихикнули, засмеялись, улыбнулись .
  • - Какие ещё глаголы со значением «смеяться» вы знаете?
  • Захохотали, прыснули, загоготали.
  • -Как называются, записанные нами слова?
  • - Что они образуют вместе?
  • - В каком глаголе наиболее сильно выражено состояние смеха?
  • ( захохотали)
  • -Найдите среди глаголов слова, подчеркнуть грубые. Запомните! Синонимы позволяют точно и образно выражать мысль.
Динамическая пауза   Чтобы сохранить остроту нашего зрения, необходимо ежедневно выполнять упражнения. Итак, начнём…

Динамическая пауза

  • Чтобы сохранить остроту нашего зрения, необходимо ежедневно выполнять упражнения.
  • Итак, начнём…

Гимнастика для глаз.

***Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. ***Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. ***Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. ***Покорчим рожи. Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. ***Рисование носом. Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т. д. ***Расширение поля зрения. Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места. ***Буратино. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением.

Подобрать синонимические ряды Попробуем с помощью словаря подобрать синонимические ряды. Лодка . Подберите синоним. Можно найти в словаре Синонимов. – Чем различаются эти слова?  (различаются оттенком, но являются одной частью речи)

Подобрать синонимические ряды

  • Попробуем с помощью словаря подобрать синонимические ряды.
  • Лодка . Подберите синоним. Можно найти в словаре Синонимов.
  • – Чем различаются эти слова?
  • (различаются оттенком, но являются одной частью речи)
лодка

лодка

        синонимы к слову лодка    ладья, челн, челнок, гондола, байдарка, душегубка, верейка, швербот, дощаник, ялик, лодочка, клинкер, фангсбот, шаланда, бударка, моторка, распашная, парная, байда, гичка, астраханка, умиак, дора, плоскодонка, сомина, пакетбот, подчалок, пирога, скиф, четверка, каик, рыбница, долбленка, каюк, канонерка, посудина, одиночка, глиссер, шкербот, буса, кано, спунинг, дорка, каноэ, ял, шлюпка, бот, динги, байдара, каяк, восьмерка, кунгас, лодчонка, лайба, ледянка, ботник, скутер, двойка, тузик

синонимы к слову лодка ладья, челн, челнок, гондола, байдарка, душегубка, верейка, швербот, дощаник, ялик, лодочка, клинкер, фангсбот, шаланда, бударка, моторка, распашная, парная, байда, гичка, астраханка, умиак, дора, плоскодонка, сомина, пакетбот, подчалок, пирога, скиф, четверка, каик, рыбница, долбленка, каюк, канонерка, посудина, одиночка, глиссер, шкербот, буса, кано, спунинг, дорка, каноэ, ял, шлюпка, бот, динги, байдара, каяк, восьмерка, кунгас, лодчонка, лайба, ледянка, ботник, скутер, двойка, тузик

Использованная литература Словарь русских синонимов   (онлайн версия) ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. Учебно-методическое пособие. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки.М.Дрофа,2004 Лазаренко Г.П.

Использованная литература

  • Словарь русских синонимов  (онлайн версия)
  • ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия.
  • Учебно-методическое пособие.
  • Уроки русского языка в 5 классе: поиски
  • и находки.М.Дрофа,2004 Лазаренко Г.П.
Подобрать синонимические ряды Лодка Подберите синоним. Можно найти в словаре Синонимов  Чем различаются эти слова? (различаются оттенком, но являются одной частью речи)

Подобрать синонимические ряды

  • Лодка
  • Подберите синоним. Можно найти в словаре Синонимов

Чем различаются эти слова?

(различаются оттенком, но являются одной частью речи)

Работа в группах Подберите синонимы к словам:  обрыв, разлив, медведь.

Работа в группах

  • Подберите синонимы к словам:
  • обрыв,
  • разлив,
  • медведь.
Докажите, что подобранные слова, являются синонимами пропасть уступ яр откос крутизна стремнина отрыв круча крутояр

Докажите, что подобранные слова, являются синонимами

пропасть

уступ

яр

откос

крутизна

стремнина

отрыв

круча

крутояр

разлив   наводнение водополье разливание половодье паводок потоп

разлив

наводнение

водополье

разливание

половодье

паводок

потоп

медведь мишка, косолапый, топтыгин; неловкий, угрюмый; медведище, барин, мишутка, миша, медведушка, лесной хозяин, коала, косолапый мишка, михайло иванович, лесной барин, хозяин леса, хозяин тайги,

медведь

мишка, косолапый, топтыгин; неловкий, угрюмый; медведище, барин, мишутка, миша, медведушка, лесной хозяин, коала, косолапый мишка, михайло иванович, лесной барин, хозяин леса, хозяин тайги,

Выводы: Прочитайте правило на стр.145.

Выводы:

  • Прочитайте правило на стр.145.
Работа с упражнениями учебника Индивидуальная работа . Упр.349 (устно)  Работа у доски 3 учащихся, упр.350. Вывод : синонимы помогают избежать неоправданного повторения слов, используются для более точного выражения мыслей и отношения автора  к изображаемому. Выбор синонима зависит от стиля речи.

Работа с упражнениями учебника

  • Индивидуальная работа . Упр.349 (устно)
  • Работа у доски 3 учащихся, упр.350.
  • Вывод : синонимы помогают избежать неоправданного повторения слов, используются для более точного выражения мыслей и отношения автора

к изображаемому. Выбор синонима зависит от стиля речи.

Работа по таблице - В какой части таблицы даны синонимы? -Как поясняется, что это синонимы? -Какой синоним необходимо использовать, говоря о пограничнике? -К какой части речи принадлежат эти слова? Оттенок, характерный глаголу.

Работа по таблице

  • - В какой части таблицы даны синонимы?
  • -Как поясняется, что это синонимы?
  • -Какой синоним необходимо использовать, говоря о пограничнике?
  • -К какой части речи принадлежат эти слова?
  • Оттенок, характерный глаголу.
Самостоятельная работа Упр.351.(Выборочная работа) Выводы : Это слова одной и той же части речи, обозначают одно и то же, но различаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Самостоятельная работа

  • Упр.351.(Выборочная работа)
  • Выводы : Это слова одной и той же части речи, обозначают одно и то же, но различаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Обобщение изученного на уроке   - С каким лексическим явлением мы познакомились? - Что такое синонимы? - Для чего они необходимы в нашей речи? -Где мы можем найти синонимический ряд?

Обобщение изученного на уроке

  • - С каким лексическим явлением мы познакомились?
  • - Что такое синонимы?
  • - Для чего они необходимы в нашей речи?
  • -Где мы можем найти синонимический ряд?
 Домашнее задание Параграф 68, упр.352. По желанию сделать иллюстрации к словам синонимам.  

Домашнее задание

  • Параграф 68, упр.352. По желанию сделать иллюстрации к словам синонимам.

 

Поурочный бал

Поурочный бал

Составьте словосочетания:   Лесная сторож ка, сторож ить дом , сторож евой корабль

Составьте словосочетания:

  • Лесная сторож ка, сторож ить дом , сторож евой корабль
Охранять-защищать  Охранять - это не только наблюдать за сохранностью,  но и защищать

Охранять-защищать Охранять - это не только наблюдать за сохранностью, но и защищать

 Работа с термином   Синоним — от греч. synonymos — одноименный.

Работа с термином

Синоним — от греч.

  • synonymos — одноименный.
Работа по таблице -Рассмотрите нижнюю часть таблицы. - Почему к каждому слову дан отдельный рисунок, а не общий для всех трёх слов? (Несмотря на лексическую близость, обозначают разные явления)

Работа по таблице

  • -Рассмотрите нижнюю часть таблицы.
  • - Почему к каждому слову дан отдельный рисунок, а не общий для всех трёх слов?
  • (Несмотря на лексическую близость, обозначают разные явления)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя