СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений их текстообразующая роль

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 9 классе. Систематизация материала о сложносочиненном предложении.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений их текстообразующая роль»

Разработка открытого урока

в 9 классе по русскому языку

учитель Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 15

города Макеевки»

Рыжикова О.В.




Тема. Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений их текстообразующая роль.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях, совершенствуя пунктуационные навыки в предложениях данного типа;

  • совершенствовать речевую деятельность школьников; 

  • воспитывать любовь к родному языку и гуманное отношение к людям.

Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.

Задача урока: Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.

Оборудование: таблица «ССП», раздаточный материал

Ход урока.

I. Организационный этап.

Учитель сообщает тему и цель занятия, указывает на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе, так как от познавательной активности школьников зависит качество пунктуационных умений, формируемых на основе знаний о ССП.

 II. Этап проверки домашнего задания. Актуализация знаний обучающихся.  

Индивидуальное задание

На доске записано предложение: «Заря сияла на востоке, и золотились облака, и загадочным очарованием наполнялся сад».

Ученик у доски выполняет следующее задание:

Расставить знаки препинания начертить схему предложения, сделать (устно) его пунктуационный разбор.

Фронтальная беседа….

Какие предложения называются сложносочинёнными?

На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?

Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении?

Проверка индивидуального задания

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

Комментированное письмо в тетрадях:

Безымянная улица,  картинная галерея, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнить приказ, пригорать на плите, разыскивать путешественников, принести телеграмму, презрительный взгляд, прескверное настроение, слегка прикоснуться,  претворять мечту в жизнь, притворять дверь.

Подводящий к теме диалог и определение темы урока

  • Оправдано ли повторение союза и в предложении, записанном на доске? Почему?

  • Как можно избежать повторения? Предложите свои варианты.

  • Можно ли считать эти предложения синонимичными? Докажите свою точку зрения.

  • Что такое, на наш взгляд, синтаксические синонимы? Определите тему сегодняшнего урока, его цели.

IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Объяснение учителем

Синтаксические синонимы - это параллельные синтаксические конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению. Русский язык обладает огромным запасом синтаксических синонимов, которые отличаются оттенками в значениях и могут в некоторых случаях заменять друг друга. Синтаксическая синонимия, весьма разветвлённая в современном русском языке, по сути дела охватывает всю синтаксическую картину русского речевого употребления, являясь одной из наиболее важных составляющих с точки зрения важнейших коммуникативных смыслов, которые определяют общение.

У различных синтаксических единиц существуют свои синонимы. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы существуют у сложносочинённых предложениях? Какие гипотезы вы предлагаете?

Чтобы проверить ваши гипотезы, проведём небольшую самостоятельную исследовательскую работу?

Работа в группах

Группа № 1

Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочинённого предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочинённых предложений.

Шиповник раскрывает лепестки, и к солнцу тянутся нежнейшие ростки

Взошло солнце, и всё вокруг засияло

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её осмысленно и красиво

Пришёл бы ты пораньше, и вы бы обо всем договорились

Шиповник раскрывает лепестки, к солнцу тянутся нежнейшие ростки

Когда взошло солнце, всё вокруг засияло

Жизнь даётся один раз, поэтому хочется прожить её осмысленно и красиво

Если бы ты пришёл пораньше, вы бы обо всём договорились


Группа № 2

Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочинённого предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочинённых


Лишь сердце стучит, и песня звучит, и тихо рокочет струна

Брат уделяет много времени физическим упражнениям, и сестра занимается спортом


Мал золотник, да дорог

Река в эту ночь встала, но лёд был ненадёжным

То ли чай сеном пахнет, то ли сеном пахнет мёдом

Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна

Брат уделяет много времени физическим упражнениям, сестра тоже занимается спортом

Мал золотник, но дорог

Река в эту ночь встала, однако лёд был ненадёжным

Не то чай сеном пахнет, не то сено пахнет мёдом


Выступление спикеров групп. Подведение итогов исследовательской работы. Запись выводов.

Синонимы сложносочинённых предложений:

- сложные бессоюзные предложения;

- сложноподчинённые предложения;

- сложносочинённые предложения с синонимичными союзами.

V. Этап закрепления изученного

Пунктуационный диктант. Работа учащихся у доски.

  • Определите тип предложений по структуре, постройте схемы, докажите правильность вашего выбора(2 ученика работают у доски поочередно). Расставьте знаки препинания.

Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!  (Н.Рубцов)                 

После грома воздух стал чище и свежее дышат люди. (А.А.Фет)

Наконец, выпал снег и наступила зима.

В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.

Каковы основные правила постанови знаков препинания в ССП?

Синтаксический разбор предложения (1 ученик работает у доски)

  Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат.

- Дополнительное задание: назовите виды орфограмм в корнях слов.

- Найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает предложении. Почему?

- Итак, это ССП. Какие  предложения называются сложносочинёнными?

- А как отличить ССП от простого предложения с однородными членами?

  • Составьте предложения по схемам на тему «Осень в лесу»

                   1.  [ - = o, и о, и о ].   2.[ ], и [ ].

VI. Этап применения изученного

Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.

Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)

Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин)

Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)

Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)

                     Лес пахнет дубом и сосной.

                     За лето высох он от солнца,

                     И осень тихою вдовой

                     Вступает в пёстрый терем свой.

                                                              (А.С.Пушкин)                                              

VII. Исследовательская деятельность

 - Проанализируйте три текста (по одному на группу). В каждом из них -    ССП с одной из групп сочинительных союзов.

 - А какие группы сочинительных союзов вы знаете?

Задание. Найти ССП. Определить значение, которое вносят в предложения различные союзы. Выделить грамматическую основу и союзы в ССП. Построить схемы.

Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у неё по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал её, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надёжном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдёшь направо – коня потеряешь, пойдёшь налево…

                                                                              (Л. Карелин. Роман «Змеелов»)

Текст 2.

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею

Попадуся в стороне,

Иль со скуки околею

Где-нибудь в карантине…

(А.С.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)

Текст 3.  Несколько дней появление Пугачёва было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашённые жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачёвым… Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачёве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано тёмным и запутанным слогом. В нём было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух,  якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачёв, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. Сие показание было несправедливо…

                                                           (А. Пушкин. « История Пугачёва». Из гл. 3

Подведение результатов исследовательской  деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Теоретические выводы  

- К каким результатам пришла каждая группа? Поделитесь своими наблюдениями.

- Обобщим сказанное. Какие значения вносят в ССП различные союзы?

    Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.

- Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?

Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.

 VIII. Подведение итогов

Вопросы для повторения:

- Когда в ССП ставится тире?

- Когда в ССП ставится запятая?

- А когда не ставится запятая в ССП?

Учитель объявляет оценки за урок и комментирует их.

IХ. Домашнее задание.

Упражнение 78.

Дополнительно задание. Выполнить индивидуальные задания:


Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения

После грома воздух стал чище и свежее дышат люди.


Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения

Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду.



Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения Купец слез с лошади бока, которой высоко вздымались от усталости, и торжественно пообещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!