СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксический процесс «расширения» коротких рассказов жанра «хоррор» (старший этап обучения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной работы определяется необходимостью более глубокого изучения одного из типов синтаксических процессов и его роль, которую он выполняет в художественных текстах при обучении письменной речи на старшем этапе обучения в рамках домашнего чтения.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксический процесс «расширения» коротких рассказов жанра «хоррор» (старший этап обучения)»

Дурнева Наталия Витальевна,

Учитель английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Учебно – воспитательный комплекс «Гармония» города Донецка»

natali.durneva.84@mail.ru


СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС «РАСШИРЕНИЯ»

КОРОТКИХ РАССКАЗОВ ЖАНРА «ХОРРОР»

(СТАРШИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)

Аннотация: актуальность данной работы определяется необходимостью более глубокого изучения одного из типов синтаксических процессов и его роль, которую он выполняет в художественных текстах при обучении письменной речи на старшем этапе обучения в рамках домашнего чтения.

Ключевые слова: синтаксические процессы, ядерное предложение, художественная литература, текст.

Основной текст. В последнее время проблемы стилистики стали все чаще привлекать к себе вниманием лингвистов и литературоведов, причем сама стилистика продолжает дифференцироваться на отдельные специализированные дисциплины. Проблемы синтаксической стилистики как одного из видов стилистики не достаточно широко рассмотрены как в зарубежной, так и в отечественной литературе.

Актуальность данной работы определяется необходимостью учета основного типа синтаксических процессов при адаптации оригинальных учебных текстов на старшем этапе обучения в рамках домашнего чтения.

Новизна настоящей работы заключается в том, что основы синтаксических процессов излагаются в терминах конструктивного синтаксиса. Данный подход позволяет в сравнительно простой форме описать синтаксическую структуру предложений в текстах оригинальных художественных произведений и провести их адаптацию на синтаксическом уровне для эффективного изучения в рамках домашнего чтения.

Целью статьи является описание одного из типов синтаксических процессов английского предложения, который необходимо учитывать при адаптации оригинальных текстов произведений, отобранных для домашнего чтения на старшем этапе обучения.

На основе теоретического материала был выбран один из видов синтаксического процесса – расширение. Основой исследования стали короткие рассказы жанра «хоррор», таких писателей как Артур Конан Дойл, Монтегю Родс Джеймс, Уильям Ваймарк Джекобс.

Обучение чтению в английском языке сводится к развитию коммуникативных умений. Роль домашнего чтения в данном процессе сложно переоценить, так как овладение двумя видами чтения (ознакомительным и изучающим) формирует у учащихся как осмысление главной идеи текста, с выделением основных фактов, так и детальное понимание прочитанного с целью использования полученной информации для дальнейшего её использования в коммуникативных целях.

Традиционно на уроках в рамках домашнего чтения применяются такие формы работы с текстом, как пересказ содержания, заполнения пропусков в тексте, ответы на вопросы к тексту, обсуждение прочитанного. Другой вариант использование художественной литературы – углубленный анализ прочитанного произведения с точки зрения языка. Распознавание смысла описанных ситуаций в классических художественных произведениях помогает интерпретировать текст, открывает пути его глубинного понимания через изучение авторской системы лексических единиц (синонимов, антонимов, неологизмов и т.д.), фразеологических оборотов и синтаксических конструкций, через погружение в ту или иную историческую эпоху, что обогащает учащихся интересной информацией страноведческого характера, а  комментарии авторов того времени позволяют более четко представить термины и понятия, свойственные произведениям классической английской литературы, раскрыть значения и происхождение слов и специфику их функционирования в английском языке.

В данной статье представлен аналитический материал по специфике одного типа синтаксических процессов, как расширение в современном английском языке, который может быть полезен преподавателю на подготовительной стадии работы с оригинальным текстом с целью его последующей адаптации для реализации тех или иных практических задач на уроках домашнего чтения в рамках обучения английскому языку на старшем этапе обучения.

Создание каждого предложения является процессом, в котором сочетаются разные синтаксические процессы. Конструктивно значимые элементы предложения образуют ядерное предложение или, попросту, ядро предложения. Все возможное дальнейшее распространение предложения, в принципе, по структурным возможностям, неограниченное, достигается в результате применения к ядру синтаксических процессов и, таким образом, усложнения синтаксической структуры элементов ядра или распространения ядра за счет включения в состав предложения неядерных элементов. Распространение элементарного предложения достигается в результате действия синтаксических процессов, основные типы синтаксических процессов являются: расширение, усложнение, совмещение, развертывание, присоединение и включение.

В данной статье, мы более подробно остановимся на анализе, такого типа как расширение.

Расширение – синтаксический процесс, который достигается в добавлении к некоторой синтаксической единице других элементов того же синтаксического статуса и общей синтаксической связи в структуре предложения, в их нанизывании одна к другой [3, с. 116].

Расширение прослеживается во всех членах предложения. Существенным признаком расширения является общность структурного значения компонентов расширения. В зависимости от содержания взаимные отношения между элементами расширения могут быть аддитивными и спецификативными. Результатом этого процесса являются сочинительные словосочетания. Рассмотрим виды расширения основных типов предложений из выбранных коротких рассказов жанра «хоррор»:

1. Повторение некоторого элемента в синтагматической цепи (существительного, глагола, дополнения, обстоятельства, определения, предикатива и т.д.), в стилистике - тавтологическое расширение, чаще всего такое расширение рассчитано на эмоциональный эффект и служит средством усиления.

- Gatesby shook his head and wet his lips [2, с.128], "There, there, mother," he said hastily  [2, с. 98].

2. Аддитивные расширения где каждый из элементов расширения относится к другому в качестве самостоятельной единицы, независимой как по своему предметному содержанию, так и синтаксически от элементов, которые могут находиться справа или слева от него. Аддитивные отношения широко представлены в предложениях, приводящихся ниже, выраженных разными членами предложения, такими как:

а) подлежащее

- Science and common sense and psychiatry all go to prove it [2, с.128];

- Lastly, it was not a boom, not a crash, such as one would associate with falling water or tumbling rock, but it was a high whin, tremulous vibrating, almost like the whinnying of a horse [2, с. 24].

б) сказуемое

- He jerked open a drawer, snatched out a rag, hastily swabbed off the desk, crumpled the rag into a ball and tossed it back [2, с.124];

- When he got up and served his surroundings, he found himself in a patch of somewhat broken ground covered with small depression [2, с. 61].

в) дополнение

- It may interest you, and perhaps pain you, to know that the incredulity with which you met my story has prevented me from ever opening my mouth upon the subject again [2, с. 21];

- I remember now that before I started this morning I locked the door [2, с. 73].

г) обстоятельство

- It is a most lonely spot, and the walks are picturesque in the extreme [2, с. 22];

- When I was a student I had the reputation of being a man of courage and enterprise [2, с. 32].

д) предикатив

- “Bob’s appetite frightened his waiter” [2, с. 53];

- I shall do the things more systematically [2, с. 25];

Проведенный конструктивный анализ показал, что вышеперечисленные писатели широко использовали такой синтаксический процесс, как расширение для распространения предложений и большей эмоциональной окраски коротких рассказах жанра «хоррор».

Список литературы

  1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка: учеб. пособие / И.В. Арнольд. – 2-е изд., перераб. – М. :ФЛИНТА : Наука, 2012 – 376 с.

  2. Виноградов, В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика / В.В. Виноградов ; АН СССР, Отд-ние лит. и языка. - М. : изд-во Акад. наук СССР, 1963. – 253 с.

  3. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М. : Издательство литературы на иностранных языках, 1958 - 462 с.

  4. Почепцов Г. Г. Конструктивный анализ структуры предложения / Г. Г. Почепцов. – К. : Вища школа, 1971. – 192 с.

  5. Ceri Jones. Horror Stories. Macmillan Publishers Limited 2009.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!