СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксис и пунктуация

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис и пунктуация»


Технологическая карта урока

Синтаксис и пунктуация

5 класс


Тип урока


урок усвоения новых знаний

Цель и задачи деятельности учителя



Дать понятие о синтаксисе, показать связь синтаксиса и пунктуации, повторить знаки препинания, развить пунктуационные навыки


Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык» для 5 класса авт. кол-ва Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2017)

Методы и формы обучения

Методы обучения: репродуктивный и частично-поисковый, устного контроля и самоконтроля, самостоятельная работа, наглядный и словесный

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная

Основные понятия

Синтаксис, предложение, словосочетание, текст, пунктуация

Оборудование

Учебник, мел, доска


Планируемые результаты



Предметные УУД


Метапредметные УУД

Личностные УУД


Учащиеся научатся: определять роль знаков препинания, их значение;

овладевать основными понятиями синтаксиса;

понимать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли



Регулятивные: развитие познавательной инициативы, умение ставить учебные задачи


Познавательные: анализировать языковой материал, ориентироваться в различных источниках информации


Коммуникативные: ясное, логичное и точное изложение своей точки зрения, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников





Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; формировать уважительное отношение к русскому языку, осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию










Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент


Включение в деловой ритм. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, создание эмоционального настроя детей на урок.


Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе.


2. Мотивация к обучению


Задает вопросы, мотивирующие внутреннюю потребность включения в учебный процесс

Эпиграф к уроку: «Берегите знаки препинания» (А. Каневский)

Записывают тему урока.

Обсуждение эпиграфа

3. Актуализация знаний

- Что изучается в синтаксисе?

Для чего нужно знать правила построения словосочетаний и предложений?


Словосочетания и предложения.

Чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.




4. Этап изучения нового материала


Ребята, прочитайте определение синтаксиса в учебнике (п.24) на 56 стр. Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: “ построение”, “сочетание”, “порядок”.
Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

Наша задача – глубже разобраться в том, как, по каким правилам, законам строятся словосочетание и предложение.

Ребята, что могло бы произойти, если бы в нашей речи отсутствовали бы знаки препинания?


-Вот видите, как необходимы нам знаки препинания в устной и письменной речи.


Комментарий учителя:

По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Из печатных изданий знаки препинания постепенно проникли и в рукописные тексты. А уже в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова есть целый раздел, посвященный «строчным знакам», т.е. знакам препинания.


Со временем число знаков препинания увеличивалось. Интересно, что со времён Кирилла и Мефодия новых букв практически не изобрели, некоторые даже отменили.

Работа по учебнику:

Выполнение упражнений: 119, 120. Сприсываем предложения, раскрываем скобки, соблюдаем принятые в русском языке законы связи слов, расставляем знаки препинания

Синтаксис – это то, как построены предложения, как связаны между собой слова в словосочетаниях и предложениях.

Физкультминутка


Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают гипотезы.

Обучающиеся записывают в тетрадь термины и их значение:

Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, типы предложений и  их строения.

Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»).

Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.


Работа у доски и самостоятельно

5.Этап закрепления знаний

Создание проблемной ситуации

(включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для обучающихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия)

Итак, ребята,  перед нами слова, которые необходимо прочитать:

С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.

Как вы думаете, для чего нам нужны сегодня эти слова?

























Молодцы, перед нами был зашифрован текст. Чтобы составить тест из слов необходимо было соединить друг с другом данные слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке.

И вот что получилось: 

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.

Что-то затрудняет чтение текста?

Чего же в нем недостает?

Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,– жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!

Что же помогло связать слова в предложении?

Итак, как же составляется предложение?

Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис»

Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация».

Запомните! Изучая синтаксис, вы узнаете, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, т.е. по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.






Рассматривают на доске слова и читают их один из обучающихся читает их вслух.








Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Один из обучающихся разделил эти слова на группы по частям речи:

1 группа – ГЛАГОЛЫ: учиться, работать, отдыхать, сделать, строить;

2 группа – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: жизнь, увлечение

3 группа – МЕСТОИМЕНИЯ: ты, она

4 группа – ПРЕДЛОГИ: с, для.

5 группа – СОЮЗЫ: если, и

6 группа – НАРЕЧИЯ: охотно, правильно, умело

7 группа – ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: интересный, полезный

8 группа – ЧАСТИЦЫ: же

Другой обучающийся разделил эти слова на две группы:

1 группа – служебные части речи:

Если, же, и , с

2 группа – самостоятельные части речи:

Учиться, работать, отдыхать, сделать,          строить; жизнь, увлечение, ты, она, охотно, правильно, умело, интересный, полезный.







Не хватает знаков препинания.





Обучающиеся читают текст с интонацией, соблюдая знаки препинания.




Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация.

6. Итог урока. Рефлексия.



Итак, мы сегодня познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Что помогло вам справиться с трудностями?

Правильно, знания и умения, а ещё дружба, взаимопомощь.

Учитель комментирует оценки.

-Спасибо за работу.


Вспоминают пройденный материал.


7. Домашнее задание.


Выучить правило на 56 странице. Стр. 57, упр 121 (исправить выделенные ошибки в предложениях, записать правильные варианты).

Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!