План-конспект урока
Класс: 5
Предмет: русский язык
Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.:«Просвещение», 2012г.
Название раздела, темы: Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Тема урока «Синтаксис. Пунктуация»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
обобщение и систематизирование сведения по разделу «Синтаксис. Пунктуация»;
закрепление умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, при обобщающих словах, в сложных предложениях, при прямой речи и объяснять их постановку;
закрепление умения отличать простые, сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения.
Развивающие:
развитие способности применять теоретические знания на практике;
развитие умения использовать изученные синтаксические конструкции в связной речи;
развитие аналитических и творческих способностей детей.
Воспитательные:
воспитание любви к родному языку;
воспитание уважительного отношения ко времени, акцентирование внимания на взаимоотношениях человека и времени.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепление знаний о понятии синтаксис и пунктуация, воспитание интереса к изучению предмета;
Личностные УУД: воспринимают важность учебы как интеллектуального труда и познания нового.
Регулятивные УУД: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.
Ход урока
1.Мотивация к обучению
Учитель: - Ребята, откройте тетради и запишите дату.
Ученики: Записывают дату.
Пословица: Корень учения горек, да плод его сладок.
Определяем понятие пословицы
(Старинная русская пословица "Корень учения горек, а плод сладок" означает, что учиться очень тяжело, но зато когда выучишься, то плод учения будет сладок, т.е. будет от этого польза. Например, человек закончил университет и стал врачом, и теперь лечит людей )
Повторение в форме блиц- опроса (записывается первая буква слова- ответа):
часть речи, обозначающая предмет;
падеж, отвечающий на вопрос кто?;
неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?;
название падежа, который отвечает на вопрос кем?;
слова, противоположные по значению;
часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов;
морфема, стоящая между корнем и окончанием;
самый распространенный союз;
звук, который мы слышим на конце слова груз.
Какое же слово получилось?- синтаксис.
Каждый человек владеет большим запасом слов. Но этого для общения недостаточно. Каждое слово обладает лексическим и грамматическим значением, а также способно объединяться с другими словами. Вот тут-то и возникает вопрос. А как правильно соединять, связывать между собой слова, чтобы точно выражать свои мысли и чувства? Представьте, вы раскрываете листок, а там надпись: «Мальчик лохматый бежать пёс за». Кто за кем бежит: пёс за мальчиком или наоборот? Кто из них лохматый?
Синтаксис (от греч. Syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи.
А в Древней Руси действительно не существовало ни знаков препинания, ни пробелов между словами. Чтобы облегчить чтение, нужно было сначала отметить границы предложений. Именно так появилась точка. А уже на основе ее появились другие знаки препинания.
Но синтаксис тесно связан с пунктуацией. Вспомните стихотворение Бориса Заходера.
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Пёсик из ружья стреляет.
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
«Вот что значит запятая!»
- Как много знаков препинания в нашем языке! И как они важны. И есть отдельная область науки, изучающая их постановку. И называется она «Пунктуация»
Пунктуация (от лат. Punctum – «точка») изучает правила постановки знаков препинания при письме.
Она неразрывно связана с синтаксисом. Овладеть нормами пунктуации можно только в том случае, если хорошо понимаешь особенности синтаксической структуры предложения, его интонации.
Основными пунктуационными знаками (знаками препинания) являются следующие: точка, запятая, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки (парный знак), кавычки (парный знак), абзац (красная строка).
Ответьте на вопрос. Какую роль выполняет точка?
- выделение
- разделение
- завершение
Разбор задания: вспоминаем, что точка ставится в конце предложения, т. е. она завершает мысль. Следовательно, она играет роль завершения. Ответ: завершение.
2. Выбор элемента из выпадающего списка
Ответьте на вопрос. Сколько знаков препинания в русском языке?
Варианты ответа: 5, 10, 7, 11
Разбор задания: вспоминаем, что мы изучаем следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Всего 10 знаков. Следовательно, ответ: 10
вдруг всё кругом задр…жало что это да это гр…за туч… р…стет всё кругом пот…мнело
Закрепление материала.
- А теперь посмотрите на экран. Перед вами текст, в котором кто-то похитил все знаки препинания, прихватив с собой еще и несколько букв (слайд №10). Вам необходимо восстановить все знаки, чтобы получился связный текст. А также вставить пропущенные буквы.
- Сделали? А теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте работу соседа. В этом вам поможет следующий слайд (№11). (Ребята выполняют взаимопроверку и выставляют друг другу отметки).
Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу, и я хотела бы, чтобы вы поделились со мной и с друзьями впечатлениями, ответив на вопросы (слайд №12).
- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо написать небольшой рассказ на тему «Зачем нам нужны знаки препинания».
Всем спасибо за работу. До свидания!