СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксис и пунктуация

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение нового понятия "Синтаксис" и "Пунктуация"

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис и пунктуация»

План-конспект урока

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.:«Просвещение», 2012г.

Название раздела, темы: Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Тема урока «Синтаксис. Пунктуация»


Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Цели урока:


Образовательные:

  • обобщение и систематизирование сведения по разделу «Синтаксис. Пунктуация»;

  • закрепление умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, при обобщающих словах, в сложных предложениях, при прямой речи и объяснять их постановку;

  • закрепление умения отличать простые, сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения.

Развивающие:

  • развитие способности применять теоретические знания на практике;

  • развитие умения использовать изученные синтаксические конструкции в связной речи;

  • развитие аналитических и творческих способностей детей.

Воспитательные:

  • воспитание любви к родному языку;

  • воспитание уважительного отношения ко времени, акцентирование внимания на взаимоотношениях человека и времени.



Планируемые результаты:

Предметные: закрепление знаний о понятии синтаксис и пунктуация, воспитание интереса к изучению предмета;

Личностные УУД: воспринимают важность учебы как интеллектуального труда и познания нового.

Регулятивные УУД: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.


Ход урока


1.Мотивация к обучению

Учитель: - Ребята, откройте тетради и запишите дату.

Ученики: Записывают дату.

Пословица: Корень учения горек, да плод его сладок.

Определяем понятие пословицы

(Старинная русская пословица "Корень учения горек, а плод сладок" означает, что учиться очень тяжело, но зато когда выучишься, то плод учения будет сладок, т.е. будет от этого польза. Например, человек закончил университет и стал врачом, и теперь лечит людей )


Повторение в форме блиц- опроса (записывается первая буква слова- ответа):

  • часть речи, обозначающая предмет;

  • падеж, отвечающий на вопрос кто?;

  • неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?;

  • название падежа, который отвечает на вопрос кем?;

  • слова, противоположные по значению;

  • часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов;

  • морфема, стоящая между корнем и окончанием;

  • самый распространенный союз;

  • звук, который мы слышим на конце слова груз.

Какое же слово получилось?- синтаксис.


Каждый человек владеет большим запасом слов. Но этого для общения недостаточно. Каждое слово обладает лексическим и грамматическим значением, а также способно объединяться с другими словами. Вот тут-то и возникает вопрос. А как правильно соединять, связывать между собой слова, чтобы точно выражать свои мысли и чувства? Представьте, вы раскрываете листок, а там надпись: «Мальчик лохматый бежать пёс за». Кто за кем бежит: пёс за мальчиком или наоборот? Кто из них лохматый?

Синтаксис (от греч. Syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи. 

А в Древней Руси действительно не существовало ни знаков препинания, ни пробелов между словами. Чтобы облегчить чтение, нужно было сначала отметить границы предложений. Именно так появилась точка. А уже на основе ее появились другие знаки препинания.

Но синтаксис тесно связан с пунктуацией. Вспомните стихотворение Бориса Заходера.

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Пёсик из ружья стреляет.

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

«Вот что значит запятая!»

- Как много знаков препинания в нашем языке! И как они важны. И есть отдельная область науки, изучающая их постановку. И называется она «Пунктуация»

Пунктуация (от лат. Punctum – «точка») изучает правила постановки знаков препинания при письме.

Она неразрывно связана с синтаксисом. Овладеть нормами пунктуации можно только в том случае, если хорошо понимаешь особенности синтаксической структуры предложения, его интонации.

Основными пунктуационными знаками (знаками препинания) являются следующие: точка, запятая, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки (парный знак), кавычки (парный знак), абзац (красная строка).

Ответьте на вопрос. Какую роль выполняет точка?

- выделение

- разделение

- завершение

Разбор задания: вспоминаем, что точка ставится в конце предложения, т. е. она завершает мысль. Следовательно, она играет роль завершения. Ответ: завершение.

2. Выбор элемента из выпадающего списка

Ответьте на вопрос. Сколько знаков препинания в русском языке?

Варианты ответа: 5, 10, 7, 11

Разбор задания: вспоминаем, что мы изучаем следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Всего 10 знаков. Следовательно, ответ: 10

вдруг всё кругом задр…жало что это да это гр…за туч… р…стет всё кругом пот…мнело


Закрепление материала.

- А теперь посмотрите на экран. Перед вами текст, в котором кто-то похитил все знаки препинания, прихватив с собой еще и несколько букв (слайд №10). Вам необходимо восстановить все знаки, чтобы получился связный текст. А также вставить пропущенные буквы.

- Сделали? А теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте работу соседа. В этом вам поможет следующий слайд (№11). (Ребята выполняют взаимопроверку и выставляют друг другу отметки).

Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу, и я хотела бы, чтобы вы поделились со мной и с друзьями впечатлениями, ответив на вопросы (слайд №12).

- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо написать небольшой рассказ на тему «Зачем нам нужны знаки препинания».

Всем спасибо за работу. До свидания!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!