Цели для ученика: Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными членами, обращениями, вводными словами. Знать: все определения основных понятий по теме. | Цели для учителя: Повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация». Закрепить и скорректировать знания по разделу, умения расставлять знаки препинания. Воспитывать культуру учебной деятельности. |
Тип урока: Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | Методы: поисково- исследовательские, игровые Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная. |
Опорные понятия, термины: Синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение, текст, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова, обращения, прямая речь, слова автора. | Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, перфокарты, рейтинговые листы. |
Этапы урока | Ход урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне 5 мин. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Демонстрируют своё настроение. Организатор-фасилитатор
| Настраивает детей на работу. Пассивные формы | Планирование учебного сотрудничества(К), самоопределение(Л), сформировать самооценку готовности к уроку (Л) организация рабочего места |
II. Этап целеполагания. Цель: повторение с обобщением изученного материала по теме, формулирование задач урока 2мин. | Сегодня мы отправляемся в путешествие. Послушайте загадку и попробуйте догадаться на чём? Какие красавцы всегда и везде На суше родятся - живут на воде? Ходит город-великан На работу в океан Мы отправляемся на остров на корабле «Пятёрочка». Восстановите пропущенное слово и объясните с какой целью мы отправляемся в плавание? Словосочетание, ..., текст. Повторение и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация». Цели: быть грамотным человеком, правильно расставлять знаки препинания. | Слушают и отгадывают загадку. корабль
Записывают число в тетрадях.
Учащиеся формулируют цель и задачи урока. Активно-пассивные формы | Читает загадку, направляет мыслительную деятельность учащихся, подводит к формулировке темы и задач урока.
Слайд 1.
Организатор
| Принимают и сохраняют учебную задачу (Р), слушают учителя (К), пытаются решить задачу (П) Регулятивные УУД 1. Формулировать тему урока, цель 2. Определять характер деятельности. |
III. Обобщение по теме Цель: закрепление и обобщение изученного материала; выявление пробелов для корректировки знаний 5мин. 3 мин. | 1.Чтобы выйти в море, нужно поднять якорь. Синтаксическая зарядка. Задание: «толстый» и «тонкий» вопрос. Один ученик достает определение из шкатулки, формулирует вопрос другому. (5-6 вопросов на основные понятия раздела). 2.Ну, а теперь в путь! Видеоролик «Кораблик». (Звучит музыка). 3.Прямо по курсу удивительный остров, который называется «Синтаксис и пунктуация». Мы совершим восхождение на гору Словосочетаний, искупаемся в озере Предложений, посетим город Текст. 4. Чтобы пришвартоваться, необходимо выполнить задание: Третий лишний Определение, дополнение, подлежащее. Наверное, конечно, разумеется. Повествовательное, побудительное, восклицательное. Односоставное, сложное, двусоставное. | Ученики выполняют задание, формулируя «толстые» и «тонкие» вопросы.
Подлежащее Наверное Восклицательное Сложное Активно-пассивные формы | Проверяются теоретические знания по разделу. Понятия на слайде 3. Показывает слайд с островом (слайд 2).
Проверяет знание теоретических понятий (слайд 4)
Эксперт
| Уметь удерживать учебную задачу (Л), владение правильной речью (М), знать определение изученных терминов. |
7 мин. | 5. Поднимаемся на гору «Словосочетаний» работа с перфокартами Задание: распредели словосочетания по строению Уборка урожая, сильный ливень, побежали к дому, отдыхали у бабушки, желтые листья, решительно сел, очень громко, роса на лугу, тихо гудел, уже темно, в зарослях ягод, широкий пруд. | Выполняют задание с использованием перфокарт; Самопроверка (слайд 5)
Активные формы |
Диктует словосочетания
Организатор-фасилитатор | |
10 мин. | 6.Искупаемся в озере Предложений синтаксический разбор простого предложения 1).Блестели на листьях берез жемчужные капли росы. (эпитет) 2).Днем и ночью бьются о прибрежные скалы волны! (олицетворение) 3).Звуки соловьиной песни заполнили, кажется, все пространство. 4). В поисках невесты королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу, ветру. Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу... 5). Пословицы, поговорки, загадки – малые жанры фольклора. |
Подчеркивают члены предложения. Дают характеристику, рисуют схему предложения (слайд 6). Активные формы |
Проверяет, оценивает работу учащихся.
Организатор-фасилитатор | Познавательные УУД 1. Анализировать, структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать. 2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец), и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему). производить синтаксический разбор предложения, работать с текстом (П). |
4 мин. | распределительный диктант 1. Пасечник спросил нас: «Хотите, ребята, отведать мёду?» 2. И ей зеркальце в ответ: «Ты, царица, спору нет». 3. «Неблагодарная!» - промолвил Дуб ей тут. 4. «Вы, наверное, очень устали с дороги?» - спросила бабушка. 5. «Воротись, поклонись рыбке», - сказала старуха. 6. Мы подумали: «Скоро пойдет дождь». А: «П». | А: «П?» | «П»,-а. | «П!»-а. | | | | | | Читают предложения, распределяют по колонкам; взаимопроверка (слайд 7) Активные формы | Эксперт | Познавательные УУД Анализировать, строить рассуждения, делать выводы. |
5 мин. | 7. Посетим город Текст День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Лесные поляны налились, кажется, густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев. Птицы замолкают. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь деревья еще видны лучи солнца. Высоко над елкой заблестели звезды. Ночь прикоснулась к земле. Задания: | Читают текст, отвечают на вопросы. Читают предложения, подтверждая свои рассуждения. (слайд 8) | Предлагает познакомиться с текстом. Задает вопросы. | Познавательные УУД Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике. |
VIII. Домашнее задание. 2 мин. | Повторить синтаксический разбор предложения, схемы предложений прямой речи, виды вводных слов; подготовиться к контрольному диктанту. | Записывают домашнее задание (слайд 9) | Дает комментарий к домашнему заданию. | |
VII. Итог урока. Цель: подвести итог проделанной работы на уроке; организовать рефлексию и самооценку своей деятельности. 2 мин. | 1.Пока наш корабль возвращается назад, мы с вами подведем итоги, составим кластер. Что такое кластер? Выделение смысловых единиц и расположение их в определенном порядке называется кластером. 2.Этап рефлексии: удалось нам решить поставленную задачу? 3.Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? | Отвечают на вопросы учителя. Составляют кластер. Анализируют работу, выставляя себе оценку. Отвечают на вопросы, показывают смайлик своего настроения. | Задает вопросы. Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |