СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР 9 класс СБО

Нажмите, чтобы узнать подробности

СИПР для детей с УУО

Просмотр содержимого документа
«СИПР 9 класс СБО»




Филиал МАОУ «Новоатьяловская СОШ»

«Бердюгинская средняя общеобразовательная школа»

Юридический адрес: ул. Школьная, д. 20, с. Новоатьялово, Ялуторовский р-н, Тюменская обл, 627050

тел./факс 8 (34535) 34-1-60, e-mail: [email protected]

Фактический адрес: ул. Набережная, 3 с. Бердюгино, Ялуторовский р-н, Тюменская обл., 627041

Тел./факс 8 (34535) 44-1-90/44-2-90, e-mail: berdugino_school@inbox.ru

ОКПО 45782046, ОГРН 1027201465741, ИНН/КПП 7228005312/720701001



Специальный индивидуальный план работы (СИПР)

Вариант 2

учащегося 9 класса: Хохрина Виталия


Предмет: социально - бытовая ориентировка (СБО)

Уровень общего образования: основное общее образование.

Количество часов: 2 ч в неделю

Педагог: Бабушкина Т Н

СИПР по СБО составлен на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.



2022 год.








Пояснительная записка

Проблема социализации учащихся (подростков) с уме­ренной и тяжелой умственной отсталостью является наи­более значимой в процессе их образования. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориенти­рованного на индивидуально-типологические особенности каждого учащегося, — важная составляющая обучения пред­мету «Социально-бытовая ориентировка» в течение всех лет обучения в шкоде. В основу уроков по предмету «Социально - бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жиз­ненно необходимых практических навыков и умений, обе­спечивающих адекватное проживание в социуме.

Целью обучения данному предмету является освоение воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведе­ние в реальной жизни. Цель уроков СБО — подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уров­ня самостоятельности. Обучение организуется с учетом мест­ных и региональных социально-бытовых, в том числе кли­матических, особенностей.

На уроках дети и подростки обучаются элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности, используя опре­деленный диапазон моделей коммуникативного общения.

На всех этапах обучения на основе линейно-концентрического принципа у учащихся:

  • формируются, затем уточняются и закрепляются основ­ные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепен­ное вхождение в социальную жизненную среду;

  • формируется, закрепляется и постепенно расширяется спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, ко­торые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды (во время пребывания в школе, в те­чение дня, недели и т. п.);

  • формируются и вводятся в предметно-бытовое и меж­личностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуника­ции.

На уроках учащиеся осваивают:

  • элементарную систему информационно-бытовых зна­ний, обеспечивающих им комфортное пребывание в школе (центре и других учреждениях), а в целом — проживание и социуме;

  • социально-бытовые навыки и умения, операции, не­обходимые им в течение времени, установленного опреде­ленным режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т. д.);

  • невербальные и вербальные модели коммуникативно­го общения, необходимого в процессе межличностного вза­имодействия с окружающими в различных социально-быто­вых ситуациях.

Программа СБО включает следующие разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Культура поведения», «Транспорт», «Семья», «Торговля», «Средства связи».

  • Одежда и обувь. В данном разделе предлагается обучение учащихся называнию предметов одежды и обуви, элемен­тарным способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.

  • Питание. Учитывая низкий уровень самостоятельности и психофизических возможностей детей и подростков, в дан­ном разделе предлагаются варианты обучения как учащих­ся, овладевших элементарными навыками разговорной речи, так и неговорящих школьников. Детей и подростков учат практическим умениям приготовления элементарных блюд, правилам хранения некоторых продуктов, соблюдению са­нитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранения и использования продуктов.






  • Жилище. После изучения материала, предлагаемого в этом разделе, учащиеся приобретут умения выбирать и пользо­ваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собствен­ного изготовления.

  • Культура поведения. Данный раздел предполагает обу­чение учащихся элементарным правилам поведения в клас­се, дома, в транспорте, в общественных местах, а также альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащиеся обучаются культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.

  • Транспорт. Задачей данного раздела является обучение учащихся алгоритмам проездки на транспорте, нахождению нужной остановки, оплате за проезд, альтернативной ком­муникации и навыкам элементарного общения.

  • Торговля. Материал раздела направлен на обучение уча­щихся умению различать магазины по видам, совершать элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за собой, жилищем, для стирки белья и одежды.

  • Средства связи. Учащиеся знакомятся со средствами связи: почтой, телеграфом, телефоном, правилами пользования и поведения в экстренных случаях.

В процессе изучения материала вышеназванных разделов учащиеся должны: уточнить и закрепить понятийный аппарат (название предметов, действий с ними); четко представлять последовательность операций с различными пред­метами, при этом знать правила безопасного поведения; уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях; освоить доступные их восприятию модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.

В «Программу» включены тематические разделы, кото­рые являются жезнеобеспечивающими для образования не только по предмету СБО, но и по остальным учебным предметам. Таким образом, исходя из индивидуально-типологических особенностей и условий проживания (в семье, в дет­ском доме-интернате) детей и подростков, на доступном для них уровне формируются необходимые для современного социума практические умения и навыки.

Огромное значение для эффективности уроков по пред­мету «Социально-бытовая ориентировка» имеет предметно - практическая среда, отвечающая современному уровню жиз­необеспечения. Обучение организуется с учетом местных и региональных социально-бытовых особенностей, в том числе климатических. Это необходимо для адекватной ори­ентировки учащихся в социальной и природной среде про­живания, для формирования у них практических навыков безопасной жизнедеятельности.

Учитель обучает учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе формирования представлений о предметах личной гигиены, о необходимом наборе одежды, обуви и т. п., о продуктах питания и спо­собах приготовления элементарных блюд. Для закрепления действий учащихся и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограм­мы), с которыми они многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях. При этом важно, чтобы учащиеся овладели и могли «прочитать» такие символы и пиктограммы, которые стандартно используются в социуме: на улице, в помещениях, при маркировке продуктов пита­ния, одежды, обуви и т. п.

Особенности развития мыслительной деятельности уча­щихся, их индивидуально-типологические характеристики диктуют необходимость наряду с формированием у них прак­тических навыков и умений СБО, воспитания (тренировки) состояния их физической, психической и социальной защи­щенности. Это является основой социализации детей с огра­ниченными возможностями здоровья, в том числе детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что такое социальный окружающий мир и как надо вести себя и действовать, чтобы пребывание в нем было безопас­ным и комфортным для себя и окружающих.

В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у детей и подростков формируются основы собственной жизнедеятельности: представления о некоторых жизненных ситуациях и способах практической деятельности, адекватных им. Кроме того, учащиеся в до­ступной








форме знакомятся с основами безопасности жизне­деятельности в социуме, с некоторыми видами социальных ситуаций. У них формируется осторожное и осмотрительное отношение к окружающему социальному и природному миру.

В процессе занятий с учащимися по предмету «Социально - бытовая ориентировка»:

  • уточняется и закрепляется понятийный аппарат (название предметов, действия с ними);

  • отрабатывается последовательность операций с раз­личными предметами с учетом правил безопасного поведе­ния;

  • прорабатываются доступные восприятию учащихся модели межличностного общения, необходимые в различных стандартных и чрезвычайных ситуациях.

Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практико-ориентированным, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экс­курсий.

На уроках учащихся обучают применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире средства аль­тернативной коммуникации и вербальные средства обще­ния, необходимые для сообщения о своих действиях, де­монстрации умений, обращения за помощью в случае за­труднений.

Предлагаемая «Программа» позволяет систематизировать знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов, закрепить их. Расширение кругозора детей и подростков, умение ориентироваться в условиях города, в быту позволит им быстрее интегрироваться в современный мир.

Освоение предмета СБО, предполагает опору на уже имеющиеся знания, умения и навыки и формирование на их базе новых.

Необходимое количество часов на каждую тему опреде­ляет учитель, исходя из психофизических и индивидуаль­ных возможностей детей, результатов психолого-педагогической диагностики.

Содержание учебного материала 8 класс

Одежда и обувь – 4 часа

- Ви­ды одежды (летняя, зимняя, демисезонная), Уход и хранение сезонной одежды – 2 часа.

- Сухая и влажная чист­ка одежды, ее стирка. Практические упражнения по уходу и хра­нению сезонной одежды в специально созданных педагоги­ческих условиях – 2 часа.


Питание – 6 часов

- Виды салатов, простейшие рецепты салатов – 5 часов.

- Практические упражнения в сервировке стола к ужину (с помощью учителя) – 1 час.


Жилище - 4 часа

- Интерьер помещений. Виды мебели. Уход за мебелью. Средства и способы ухода за мебелью – 3 часа.

- Практическое занятие по уборке гостиной – 1 час.


Средства связи - 4 часа

- Почта. Назна­чение почтового отделения. Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма). Ролевая игра «Почта» – 2 часа.

- Экскурсия на почту, телеграф. Наблюдение за работой почтальона (сортировка писем, газет, журналов), телегра­фиста – 2 часа.






Культура поведения- 4 часа

- Моделирование реальных ситуаций «Учимся разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбами и т. д.» – 2 часа.

- Рассматривание иллюстраций, наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки – 2 часа.


Транспорт – 6 часов.

- Ролевые игры «Я пассажир», «В автобусе трамвае, такси» – 2 часа.

- Практические занятия «Поездка в ав­тобусе», «Поездка в трамвае» – 2 часа.

- Экскурсия по улицам города – 2 часа.


Торговля – 4 часа.

- Экскурсия в овощной магазин – 2 часа.

- Экскурсия на продуктовый рынок – 2 часа.


Одежда и обувь – 2 часа.

- Ручная стирка и сушка изделий из шерсти: шапочки, шарфы, варежки – 4 часа.


Питание – 8 часов.

- Каши. Виды круп (овсяная, гречневая, рисовая), простейшие рецепты каш. Приготовление гречневой, рисовой каши – 2 часа.

- Упражнения в сервировке стола к завтраку, ужину (с помощью педагога) – 2 часа.


Жилище – 4 часа.

- Помещения жилища: ванная и туалетная комнаты. Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов сантехники – 2 часа.

- Средства для мытья ванны, унитаза, раковины, инвентарь для уборки туалетных комнат – 2 часа.


Культура поведения – 6 часов.

- Уход за внешним видом – 2 часа.

- Практические уроки: выбор одежды для посещения театра, утюжка одежды – 4 часа.


Транспорт – 6 часов.

- Дидактические, ролевые игры и упражнения на формирование умений учащихся распознавать знаки остановок обществен­ного транспорта – 4 часа.

- Практические занятия «Поездка в ав­тобусе», «Поездка в трамвае» – 2 часа.










Торговля – 8 часов.

- Специализированные магазины «Мебель» – 2 часа.

- Виды мебели – 2 часа.

- Экскурсия в мебельный магазин – 2 часа.

- Дидактические игры и упражнения «Выбираем мебель для жилых помещений» (с помощью педа­гога) – 2 часа.

Обобщение, повторение – 2 часа.


«Общие сведения по предмету»

Предмет: социально- бытовая ориентировка

Класс: 8 Б

Программа обучения: VIII вида для учащихся с умеренной и тяжелой  умственной отсталостью

Количество часов в неделю: 2


Сведения по часам:

Период

Количество

часов

Из них:

Плановых уроков

Экскурсий, учебных прогулок

Проверочных работ

Практических занятий

I

18

3

2

-

13

II

14

1

8

-

5

III

20

3

-

-

17

IV

16

2

4

1

9

ГОД

68

9

14

1

44


Используемый учебно - методический комплекс:

  • учебник не используется;

  • минимальное использование тетрадей;

  • использование дополнительной справочной, энциклопедической и художественной литературы, наглядных и раздаточных плакатов и пособий, технологических карт, ИКТ.













Дополнительная литература для учителя:

  1. Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: М., Владос, 2008, под ред. A.M. Щербаковой

  2. В.В. Воронкова, С.А. Казакова «Социально - бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида», М., Владос, 2013, авт.

  3. Учебное пособие для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида 5,6,7,8,9 класс: М., Владос, 2013, авт. В.П. Субчева

  4. С.А. Львова «Практический материал к урокам социально - бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида», М., Владос, 2013г.;

  5. Учебники для учащихся 5 классов «Технология», М., изд.центр «Вентана - Граф», 2001г.В.Д. Симоненко;

  6. Учебники для учащихся 5 классов «Технология», М., изд.центр «Вентана-Граф», 2007г., под ред. И.А. Сасовой;

  7. С. Потапов, О. вакса «Этикет для подростков», М., «АСТ-ПРЕСС», 1999г.;

  8. Ю.Н. Амелин, М.Ю. Амелин «Этикет в вопросах и ответах», Ростов н/Д., изд. «Феникс», 2001г.;

  9. В.В. Михайлов «Как вырастить здорового ребенка», Ленинград, изд. «Медицина», 1990г.;

  10. Б.А. Райзберг «Экономическая энциклопедия для детей и взрослых», М., АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995г.;

  11. «Маленькие домашние хитрости, или 1000 полезных советов», М., «Молодая гвардия», 1992г.;

  12. «Маленькие хитрости», Нижнекамск, 1992г.;

  13. В.А. Рожок, Ю.Ю. Сахненко «Хозяину и хозяйке», Казань, Татарское кн. изд-во, 1992г.;

  14. И.А. Мусская «Домоводство», Ижевск, РИО «Квест», 1992г.;

  15. Х.Г. Кучушев «Для дома, для семьи», Казань, Татарское кн. изд-во, 1987г.;

  16. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина «Физкультура для всей семьи», М., Физкультура и спорт, 1990г.;

  17. Т.М. Афанасьева «Семья: пробное учебное пособиедля учащихся средних учебных заведениях», М., Просвещение, 1986г.;

  18. Н.М. Волчек, Е.А. Добрицкая и др. «1000 советов. Рукоделие для девочек», Мн., ООО «Харвест», 2003г.;

  19. «Школьный иллюстрированный справочник. Детская сексология», М., изд. дом «Росмэн», 1997г.;

  20. «Школьный иллюстрированный справочник. Твое питание и здоровье», М., изд. дом «Росмэн», 1997г.

  21. Загадки. Чебоксары, чувашское книжное из-во, 1993г.

  22. С.А. Шинкарчук «Правила безопасности дома и на улице»;

  23. В. Дюмон «Откуда я взялся?», ООО «Издательство АСТ», 2007г.;

  24. Г.Кублицкий «Письмо шло пять тысячелетий», изд-во «Малыш», 1991г.;

  25. Л. В. Петровская «Что делать, если…», М., изд. АСТ. И др.

Для учащихся:

- Комплект карточек «Пожарная безопасность. Беседы с ребенком», МЧС России, изд. дом «Карапуз»;

- С. Вохринцева, дидактический материал «Окружающий мир. Пожарная безопасность», Екатеринбург, изд. «Страна фантазий»;

- Комплект карточек «Безопасность на дороге. Беседы с ребенком», ГИБДД России, изд. дом «Карапуз»;-

- И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Азбука безопасного общения и поведения», М.,изд. дом «Цветной мир», 2013г.;








- С.А. Шинкарчук «Правила безопасности дома и на улице», С-П., изд.дом «Литера», 2008г.;

- А. Кривицкая «У кого на кухне газ», Каменск – Уральский, Из- во «Калан», 1997г.

- Интерактивное обучение (обучающие диски):

- 1С: образовательная коллекция. «Экономика для детей. Игры и упражнения»;

- 1С: образовательная коллекция. «Веселые уроки детского этикета. Играем и учимся»;

- 1С: образовательная коллекция. «Уроки хорошего поведения дома, в гостях, вежливые слова»;

- Пособие «Первые уроки этикета»;

- «Умные шнурочки», «Веселые шнурочки» и другие.



Развивающие настольно – печатные игры:

- «Пирамида здоровья», «Зуб Неболей-ка»; «Чррезвычайные ситуации на прогулке»;«Учим дорожные знаки», «С Хрюшей через дорогу»; «Соответствия. Осваиваем профессии»? «Изучаем профессии»; «Веселый распорядок дня»; «Поймай рыбку»; «Правила этикета»: «Хорошо и плохо»; «Играем в магазин», «Валеология» т др.

Наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал:

- «Еда и напитки», «Овощи и фрукты», «Как растет живое», «Офисная техника и оборудование», «Строительство: специальности, техника, материалы», «Уроки доброты», «Я и мое поведение», «Я расту», «Виды спорта», «Профессии», «Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка», «Распорядок дня», «Права ребенка», «ОБЖ. Опасные предметы и явления», «ОБЖ. Опасное общение», «Первая помощь», «Если малыш поранился», «Здоровый образ жизни семьи», «Российская геральдика», «Знаю все профессии», выставка рисунков к русским народным пословицам и поговоркам «Веселись, играй, да дело знай!», комплект картин «Русские народные сказки», «Кто как устроен?», «Деньки - недельки», «Животные России», «Мой дом», и др.


















Календарно-тематическое планирование 9 класс

п/п

Тема урока

Кол- во

ча­сов

Дата

I четверть – 16 часов.

Одежда и обувь – 4 часа.

1-2

Ви­ды одежды. Уход и хранение сезонной одежды.

Сухая и влажная чист­ка одежды, ее стирка.

2


05.09

07.09

3-4


Практические упражнения по уходу и хра­нению сезонной одежды в специально созданных педагоги­ческих условиях.

2

12.09

14.09

Питание – 6 часов.

5,6,7,8,

Виды салатов, простейшие рецепты салатов.

4

19.09,21,09

26.09,28.09

9,10

Практические упражнения в сервировке стола к ужину (с помощью учителя).


2


03.10,05.10


Жилище - 4 часа.




11,12,13

Интерьер помещений. Виды мебели. Уход за мебелью. Средства и способы ухода за мебелью.

3


10.10,12.10,17.10

14

Практическое занятие по уборке гостиной.

1

19.10

Средства связи - 4 часа.


15-16

Почта. Назна­чение почтового отделения.

Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма). Ролевая игра «Почта».

2

24.10,26.10

17

Экскурсия на почту, телеграф. Наблюдение за работой почтальона (сортировка писем, газет, журналов), телегра­фиста (прием и отправка телеграмм.)

1


19-20



Моделирование реальных ситуаций «Учимся разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбами и т. д.»

2




21-22

Рассматривание иллюстраций, наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки.

2


Транспорт – 6 часов.

23- 24

Ролевые игры «Я пассажир», «В автобусе трамвае, такси».

2













25-26

Трамвай, Троллейбус. отличие и особенности.

2


27-28

Городской транспорт. Метро.

2


Торговля – 4 часа.

29-30

Виды магазинов. Продуктовый магазин. магазин,

2


31-32


Продуктовый рынок. Особенности и возможности. Разные рынки мира.


2



III четверть – 20 часов. Одежда и обувь – 2 часа.

33

34

Ручная стирка и сушка изделий из шерсти: шапочки, шарфы, варежки.

2


Питание – 8 часов.

35,36,37,38,39,40


Каши. Виды круп (овсяная, гречневая, рисовая), простейшие рецепты каш.

Приготовление гречневой, рисовой каши.

Экскурсия в школьную столовую

6


41-42

Упражнения в сервировке стола к завтраку, ужину (с помощью педагога).

Этикет.

2


Жилище – 4 часа.

43-44



Помещения жилища: ванная и туалетная комнаты. Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов сантехники.

2







45-46

Средства для мытья ванны, унитаза, раковины, инвентарь для уборки туалетных комнат.


2


Культура поведения – 6 часов.

47-48


49,50,51,52



Уход за внешним видом.

Повседневная одежда, парадная одежда. Форма.

Практические уроки: выбор одежды для посещения театра, глажка одежды.

Брюки, рубашка. Температурные режимы. Виды тканей

2


4




IV четверть – 16 часов.

Транспорт – 6 часов.








53,54,55,56

Дидактические, ролевые игры и упражнения на формирование умений, учащихся распознавать знаки остановок обществен­ного транспорта.

4





57- 58

Профессия водитель. (Общественный транспорт, личный автомобиль, мотоцикл, самокат, скутер)


2


Торговля – 8 часов

59-60

Специализированные магазины «Мебель».

Виды мебели.

2



61-62

Экскурсия в мебельный магазин.



63-64


65

Дидактические игры и упражнения «Выбираем мебель для жилых помещений»

«Офисная мебель», мебель для детского сада

3



66

Покрытие мебели и наполнители.

1


67- 68

Повторение, Обобщение.

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!