Филиал МАОУ «Новоатьяловская СОШ»
«Бердюгинская средняя общеобразовательная школа»
Юридический адрес: ул. Школьная, д. 20, с. Новоатьялово, Ялуторовский р-н, Тюменская обл, 627050
тел./факс 8 (34535) 34-1-60, e-mail: [email protected]
Фактический адрес: ул. Набережная, 3 с. Бердюгино, Ялуторовский р-н, Тюменская обл., 627041
Тел./факс 8 (34535) 44-1-90/44-2-90, e-mail: berdugino_school@inbox.ru
ОКПО 45782046, ОГРН 1027201465741, ИНН/КПП 7228005312/720701001
Специальный индивидуальный план работы (СИПР)
Вариант 2
учащегося 9 класса: Хохрина Виталия
Предмет: социально - бытовая ориентировка (СБО)
Уровень общего образования: основное общее образование.
Количество часов: 2 ч в неделю
Педагог: Бабушкина Т Н
СИПР по СБО составлен на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
2022 год.
Пояснительная записка
Проблема социализации учащихся (подростков) с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе их образования. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуально-типологические особенности каждого учащегося, — важная составляющая обучения предмету «Социально-бытовая ориентировка» в течение всех лет обучения в шкоде. В основу уроков по предмету «Социально - бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.
Целью обучения данному предмету является освоение воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. Цель уроков СБО — подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. Обучение организуется с учетом местных и региональных социально-бытовых, в том числе климатических, особенностей.
На уроках дети и подростки обучаются элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности, используя определенный диапазон моделей коммуникативного общения.
На всех этапах обучения на основе линейно-концентрического принципа у учащихся:
формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду;
формируется, закрепляется и постепенно расширяется спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды (во время пребывания в школе, в течение дня, недели и т. п.);
формируются и вводятся в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.
На уроках учащиеся осваивают:
элементарную систему информационно-бытовых знаний, обеспечивающих им комфортное пребывание в школе (центре и других учреждениях), а в целом — проживание и социуме;
социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые им в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т. д.);
невербальные и вербальные модели коммуникативного общения, необходимого в процессе межличностного взаимодействия с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.
Программа СБО включает следующие разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Культура поведения», «Транспорт», «Семья», «Торговля», «Средства связи».
Одежда и обувь. В данном разделе предлагается обучение учащихся называнию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.
Питание. Учитывая низкий уровень самостоятельности и психофизических возможностей детей и подростков, в данном разделе предлагаются варианты обучения как учащихся, овладевших элементарными навыками разговорной речи, так и неговорящих школьников. Детей и подростков учат практическим умениям приготовления элементарных блюд, правилам хранения некоторых продуктов, соблюдению санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранения и использования продуктов.
Жилище. После изучения материала, предлагаемого в этом разделе, учащиеся приобретут умения выбирать и пользоваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собственного изготовления.
Культура поведения. Данный раздел предполагает обучение учащихся элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах, а также альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащиеся обучаются культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.
Транспорт. Задачей данного раздела является обучение учащихся алгоритмам проездки на транспорте, нахождению нужной остановки, оплате за проезд, альтернативной коммуникации и навыкам элементарного общения.
Торговля. Материал раздела направлен на обучение учащихся умению различать магазины по видам, совершать элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за собой, жилищем, для стирки белья и одежды.
Средства связи. Учащиеся знакомятся со средствами связи: почтой, телеграфом, телефоном, правилами пользования и поведения в экстренных случаях.
В процессе изучения материала вышеназванных разделов учащиеся должны: уточнить и закрепить понятийный аппарат (название предметов, действий с ними); четко представлять последовательность операций с различными предметами, при этом знать правила безопасного поведения; уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях; освоить доступные их восприятию модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.
В «Программу» включены тематические разделы, которые являются жезнеобеспечивающими для образования не только по предмету СБО, но и по остальным учебным предметам. Таким образом, исходя из индивидуально-типологических особенностей и условий проживания (в семье, в детском доме-интернате) детей и подростков, на доступном для них уровне формируются необходимые для современного социума практические умения и навыки.
Огромное значение для эффективности уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» имеет предметно - практическая среда, отвечающая современному уровню жизнеобеспечения. Обучение организуется с учетом местных и региональных социально-бытовых особенностей, в том числе климатических. Это необходимо для адекватной ориентировки учащихся в социальной и природной среде проживания, для формирования у них практических навыков безопасной жизнедеятельности.
Учитель обучает учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе формирования представлений о предметах личной гигиены, о необходимом наборе одежды, обуви и т. п., о продуктах питания и способах приготовления элементарных блюд. Для закрепления действий учащихся и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми они многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях. При этом важно, чтобы учащиеся овладели и могли «прочитать» такие символы и пиктограммы, которые стандартно используются в социуме: на улице, в помещениях, при маркировке продуктов питания, одежды, обуви и т. п.
Особенности развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологические характеристики диктуют необходимость наряду с формированием у них практических навыков и умений СБО, воспитания (тренировки) состояния их физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что такое социальный окружающий мир и как надо вести себя и действовать, чтобы пребывание в нем было безопасным и комфортным для себя и окружающих.
В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у детей и подростков формируются основы собственной жизнедеятельности: представления о некоторых жизненных ситуациях и способах практической деятельности, адекватных им. Кроме того, учащиеся в доступной
форме знакомятся с основами безопасности жизнедеятельности в социуме, с некоторыми видами социальных ситуаций. У них формируется осторожное и осмотрительное отношение к окружающему социальному и природному миру.
В процессе занятий с учащимися по предмету «Социально - бытовая ориентировка»:
уточняется и закрепляется понятийный аппарат (название предметов, действия с ними);
отрабатывается последовательность операций с различными предметами с учетом правил безопасного поведения;
прорабатываются доступные восприятию учащихся модели межличностного общения, необходимые в различных стандартных и чрезвычайных ситуациях.
Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практико-ориентированным, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экскурсий.
На уроках учащихся обучают применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире средства альтернативной коммуникации и вербальные средства общения, необходимые для сообщения о своих действиях, демонстрации умений, обращения за помощью в случае затруднений.
Предлагаемая «Программа» позволяет систематизировать знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов, закрепить их. Расширение кругозора детей и подростков, умение ориентироваться в условиях города, в быту позволит им быстрее интегрироваться в современный мир.
Освоение предмета СБО, предполагает опору на уже имеющиеся знания, умения и навыки и формирование на их базе новых.
Необходимое количество часов на каждую тему определяет учитель, исходя из психофизических и индивидуальных возможностей детей, результатов психолого-педагогической диагностики.
Содержание учебного материала 8 класс
Одежда и обувь – 4 часа
- Виды одежды (летняя, зимняя, демисезонная), Уход и хранение сезонной одежды – 2 часа.
- Сухая и влажная чистка одежды, ее стирка. Практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды в специально созданных педагогических условиях – 2 часа.
Питание – 6 часов
- Виды салатов, простейшие рецепты салатов – 5 часов.
- Практические упражнения в сервировке стола к ужину (с помощью учителя) – 1 час.
Жилище - 4 часа
- Интерьер помещений. Виды мебели. Уход за мебелью. Средства и способы ухода за мебелью – 3 часа.
- Практическое занятие по уборке гостиной – 1 час.
Средства связи - 4 часа
- Почта. Назначение почтового отделения. Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма). Ролевая игра «Почта» – 2 часа.
- Экскурсия на почту, телеграф. Наблюдение за работой почтальона (сортировка писем, газет, журналов), телеграфиста – 2 часа.
Культура поведения- 4 часа
- Моделирование реальных ситуаций «Учимся разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбами и т. д.» – 2 часа.
- Рассматривание иллюстраций, наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки – 2 часа.
Транспорт – 6 часов.
- Ролевые игры «Я пассажир», «В автобусе трамвае, такси» – 2 часа.
- Практические занятия «Поездка в автобусе», «Поездка в трамвае» – 2 часа.
- Экскурсия по улицам города – 2 часа.
Торговля – 4 часа.
- Экскурсия в овощной магазин – 2 часа.
- Экскурсия на продуктовый рынок – 2 часа.
Одежда и обувь – 2 часа.
- Ручная стирка и сушка изделий из шерсти: шапочки, шарфы, варежки – 4 часа.
Питание – 8 часов.
- Каши. Виды круп (овсяная, гречневая, рисовая), простейшие рецепты каш. Приготовление гречневой, рисовой каши – 2 часа.
- Упражнения в сервировке стола к завтраку, ужину (с помощью педагога) – 2 часа.
Жилище – 4 часа.
- Помещения жилища: ванная и туалетная комнаты. Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов сантехники – 2 часа.
- Средства для мытья ванны, унитаза, раковины, инвентарь для уборки туалетных комнат – 2 часа.
Культура поведения – 6 часов.
- Уход за внешним видом – 2 часа.
- Практические уроки: выбор одежды для посещения театра, утюжка одежды – 4 часа.
Транспорт – 6 часов.
- Дидактические, ролевые игры и упражнения на формирование умений учащихся распознавать знаки остановок общественного транспорта – 4 часа.
- Практические занятия «Поездка в автобусе», «Поездка в трамвае» – 2 часа.
Торговля – 8 часов.
- Специализированные магазины «Мебель» – 2 часа.
- Виды мебели – 2 часа.
- Экскурсия в мебельный магазин – 2 часа.
- Дидактические игры и упражнения «Выбираем мебель для жилых помещений» (с помощью педагога) – 2 часа.
Обобщение, повторение – 2 часа.
«Общие сведения по предмету»
Предмет: социально- бытовая ориентировка
Класс: 8 Б
Программа обучения: VIII вида для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Количество часов в неделю: 2
Сведения по часам:
Период | Количество часов | Из них: |
Плановых уроков | Экскурсий, учебных прогулок | Проверочных работ | Практических занятий |
I | 18 | 3 | 2 | - | 13 |
II | 14 | 1 | 8 | - | 5 |
III | 20 | 3 | - | - | 17 |
IV | 16 | 2 | 4 | 1 | 9 |
ГОД | 68 | 9 | 14 | 1 | 44 |
Используемый учебно - методический комплекс:
учебник не используется;
минимальное использование тетрадей;
использование дополнительной справочной, энциклопедической и художественной литературы, наглядных и раздаточных плакатов и пособий, технологических карт, ИКТ.
Дополнительная литература для учителя:
Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: М., Владос, 2008, под ред. A.M. Щербаковой
В.В. Воронкова, С.А. Казакова «Социально - бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида», М., Владос, 2013, авт.
Учебное пособие для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида 5,6,7,8,9 класс: М., Владос, 2013, авт. В.П. Субчева
С.А. Львова «Практический материал к урокам социально - бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида», М., Владос, 2013г.;
Учебники для учащихся 5 классов «Технология», М., изд.центр «Вентана - Граф», 2001г.В.Д. Симоненко;
Учебники для учащихся 5 классов «Технология», М., изд.центр «Вентана-Граф», 2007г., под ред. И.А. Сасовой;
С. Потапов, О. вакса «Этикет для подростков», М., «АСТ-ПРЕСС», 1999г.;
Ю.Н. Амелин, М.Ю. Амелин «Этикет в вопросах и ответах», Ростов н/Д., изд. «Феникс», 2001г.;
В.В. Михайлов «Как вырастить здорового ребенка», Ленинград, изд. «Медицина», 1990г.;
Б.А. Райзберг «Экономическая энциклопедия для детей и взрослых», М., АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995г.;
«Маленькие домашние хитрости, или 1000 полезных советов», М., «Молодая гвардия», 1992г.;
«Маленькие хитрости», Нижнекамск, 1992г.;
В.А. Рожок, Ю.Ю. Сахненко «Хозяину и хозяйке», Казань, Татарское кн. изд-во, 1992г.;
И.А. Мусская «Домоводство», Ижевск, РИО «Квест», 1992г.;
Х.Г. Кучушев «Для дома, для семьи», Казань, Татарское кн. изд-во, 1987г.;
Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина «Физкультура для всей семьи», М., Физкультура и спорт, 1990г.;
Т.М. Афанасьева «Семья: пробное учебное пособиедля учащихся средних учебных заведениях», М., Просвещение, 1986г.;
Н.М. Волчек, Е.А. Добрицкая и др. «1000 советов. Рукоделие для девочек», Мн., ООО «Харвест», 2003г.;
«Школьный иллюстрированный справочник. Детская сексология», М., изд. дом «Росмэн», 1997г.;
«Школьный иллюстрированный справочник. Твое питание и здоровье», М., изд. дом «Росмэн», 1997г.
Загадки. Чебоксары, чувашское книжное из-во, 1993г.
С.А. Шинкарчук «Правила безопасности дома и на улице»;
В. Дюмон «Откуда я взялся?», ООО «Издательство АСТ», 2007г.;
Г.Кублицкий «Письмо шло пять тысячелетий», изд-во «Малыш», 1991г.;
Л. В. Петровская «Что делать, если…», М., изд. АСТ. И др.
Для учащихся:
- Комплект карточек «Пожарная безопасность. Беседы с ребенком», МЧС России, изд. дом «Карапуз»;
- С. Вохринцева, дидактический материал «Окружающий мир. Пожарная безопасность», Екатеринбург, изд. «Страна фантазий»;
- Комплект карточек «Безопасность на дороге. Беседы с ребенком», ГИБДД России, изд. дом «Карапуз»;-
- И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Азбука безопасного общения и поведения», М.,изд. дом «Цветной мир», 2013г.;
- С.А. Шинкарчук «Правила безопасности дома и на улице», С-П., изд.дом «Литера», 2008г.;
- А. Кривицкая «У кого на кухне газ», Каменск – Уральский, Из- во «Калан», 1997г.
- Интерактивное обучение (обучающие диски):
- 1С: образовательная коллекция. «Экономика для детей. Игры и упражнения»;
- 1С: образовательная коллекция. «Веселые уроки детского этикета. Играем и учимся»;
- 1С: образовательная коллекция. «Уроки хорошего поведения дома, в гостях, вежливые слова»;
- Пособие «Первые уроки этикета»;
- «Умные шнурочки», «Веселые шнурочки» и другие.
Развивающие настольно – печатные игры:
- «Пирамида здоровья», «Зуб Неболей-ка»; «Чррезвычайные ситуации на прогулке»;«Учим дорожные знаки», «С Хрюшей через дорогу»; «Соответствия. Осваиваем профессии»? «Изучаем профессии»; «Веселый распорядок дня»; «Поймай рыбку»; «Правила этикета»: «Хорошо и плохо»; «Играем в магазин», «Валеология» т др.
Наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал:
- «Еда и напитки», «Овощи и фрукты», «Как растет живое», «Офисная техника и оборудование», «Строительство: специальности, техника, материалы», «Уроки доброты», «Я и мое поведение», «Я расту», «Виды спорта», «Профессии», «Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка», «Распорядок дня», «Права ребенка», «ОБЖ. Опасные предметы и явления», «ОБЖ. Опасное общение», «Первая помощь», «Если малыш поранился», «Здоровый образ жизни семьи», «Российская геральдика», «Знаю все профессии», выставка рисунков к русским народным пословицам и поговоркам «Веселись, играй, да дело знай!», комплект картин «Русские народные сказки», «Кто как устроен?», «Деньки - недельки», «Животные России», «Мой дом», и др.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Дата |
I четверть – 16 часов. Одежда и обувь – 4 часа. |
1-2 | Виды одежды. Уход и хранение сезонной одежды. Сухая и влажная чистка одежды, ее стирка. | 2 | 05.09 07.09 |
3-4 | Практические упражнения по уходу и хранению сезонной одежды в специально созданных педагогических условиях. | 2 | 12.09 14.09 |
Питание – 6 часов. |
5,6,7,8, | Виды салатов, простейшие рецепты салатов. | 4 | 19.09,21,09 26.09,28.09 |
9,10 | Практические упражнения в сервировке стола к ужину (с помощью учителя). | 2 | 03.10,05.10 |
| Жилище - 4 часа. | | |
11,12,13 | Интерьер помещений. Виды мебели. Уход за мебелью. Средства и способы ухода за мебелью. | 3 | 10.10,12.10,17.10 |
14 | Практическое занятие по уборке гостиной. | 1 | 19.10 |
Средства связи - 4 часа. | |
15-16 | Почта. Назначение почтового отделения. Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма). Ролевая игра «Почта». | 2 | 24.10,26.10 |
17 | Экскурсия на почту, телеграф. Наблюдение за работой почтальона (сортировка писем, газет, журналов), телеграфиста (прием и отправка телеграмм.) | 1 | |
19-20 | Моделирование реальных ситуаций «Учимся разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбами и т. д.» | 2 | |
21-22 | Рассматривание иллюстраций, наблюдение за специально созданной ситуацией взаимодействия мальчика и девочки. | 2 | |
Транспорт – 6 часов. |
23- 24 | Ролевые игры «Я пассажир», «В автобусе трамвае, такси». | 2 | |
| | | |
25-26 | Трамвай, Троллейбус. отличие и особенности. | 2 | |
27-28 | Городской транспорт. Метро. | 2 | |
Торговля – 4 часа. |
29-30 | Виды магазинов. Продуктовый магазин. магазин, | 2 | |
31-32 | Продуктовый рынок. Особенности и возможности. Разные рынки мира. | 2 | |
III четверть – 20 часов. Одежда и обувь – 2 часа. |
33 34 | Ручная стирка и сушка изделий из шерсти: шапочки, шарфы, варежки. | 2 | |
Питание – 8 часов. |
35,36,37,38,39,40 | Каши. Виды круп (овсяная, гречневая, рисовая), простейшие рецепты каш. Приготовление гречневой, рисовой каши. Экскурсия в школьную столовую | 6 | |
41-42 | Упражнения в сервировке стола к завтраку, ужину (с помощью педагога). Этикет. | 2 | |
Жилище – 4 часа. |
43-44 | Помещения жилища: ванная и туалетная комнаты. Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние предметов сантехники. | 2 | |
45-46 | Средства для мытья ванны, унитаза, раковины, инвентарь для уборки туалетных комнат. | 2 | |
Культура поведения – 6 часов. |
47-48 49,50,51,52 | Уход за внешним видом. Повседневная одежда, парадная одежда. Форма. Практические уроки: выбор одежды для посещения театра, глажка одежды. Брюки, рубашка. Температурные режимы. Виды тканей | 2 4 | |
IV четверть – 16 часов. Транспорт – 6 часов. |
|
53,54,55,56 | Дидактические, ролевые игры и упражнения на формирование умений, учащихся распознавать знаки остановок общественного транспорта. | 4 | |
57- 58 | Профессия водитель. (Общественный транспорт, личный автомобиль, мотоцикл, самокат, скутер) | 2 | |
Торговля – 8 часов |
59-60 | Специализированные магазины «Мебель». Виды мебели. | 2 | |
61-62 | Экскурсия в мебельный магазин. | | |
63-64 65 | Дидактические игры и упражнения «Выбираем мебель для жилых помещений» «Офисная мебель», мебель для детского сада | 3 | |
66 | Покрытие мебели и наполнители. | 1 | |
67- 68 | Повторение, Обобщение. | 2 | |