СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР АООП НОО ( вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант2

Просмотр содержимого документа
«СИПР АООП НОО ( вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»


УТВЕРЖДАЮ

Директор__________

Приказ № ____от _______2019г










Специальная индивидуальная программа развития


Фамилия имя обучающегося


АООП НОО ( вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


срок реализации: 1 год


Составитель: Денисова А.Л., учитель

2019-2020 учебный год









Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с учетом его особых образовательных потребностей в 4 классе МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда».


  1. Общие сведения об учащейся:

Имя, фамилия ребёнка:

Возраст ребёнка:

Класс: 4

Год рождения:

Место проживания:

Законные представители:

Отец –

Мать –

Ребенок поступил в 1 класс МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда» ….. г. Дошкольной подготовки не проводилось.

Заключением ЦПМПК МО от ……г: обучение по СИПР ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушения (вариант 2)…

Нормативные документы:

- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 года № 35850;

- Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011, рег. № 19993»»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) (проект);

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда»;

- Программа ЦЛП г. Пскова «Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова»;

- Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под. ред. канд. псих. наук, проф. И.М. Бгажноковой (2010 г).

3. Локальные акты ОО:

- Устав МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда»;

- Положение о психолого – педагогическом консилиуме (ППк) МКОУ

- Положение о специальной индивидуальной программе развития.


Общая характеристика развития обучающейся:

У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушением зрения, системным недоразвитием речи, повышенной судорожной готовностью (эписиндром).

Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок передвигается самостоятельно. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса, нуждается в уходе и присмотре.

Соматическое состояние: ребенок ослаблен, отмечаются частые приступы эпилепсии.

Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (15 мин) быстро истощается. Обучающаяся с трудом сосредотачивается на задании. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению на телевизоре.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе, у обучающейся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные упражнения.

Языковые средства несформированны, ребенок не владеет речью. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи.

Ребенок понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.

Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу учителя, приветствует учителя телесным прикосновением, вокализацией. В ответ на обращенную речь знакомых людей начинает идти навстречу, выполнять хаотичные движения руками. Реагирует на отрицательные эмоции (крик) на боль, усталость. Наиболее привлекательны для ребенка занятия с музыкальным сопровождением. Любит слушать детские песенки, узнает знакомую мелодию, смотреть динамичные мультфильмы, играть с колючим мячом, лентами, металлофоном, погремушкой.

Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием сферы мотивации и потребностей. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребенок отказывается от выполнения трудных заданий, проявляет эмоциональную голосовую реакцию на знакомых, идет навстречу учителю, реагирует на свое имя (поворачивается в сторону зовущего), проявляет реакцию на интонацию, на похвалу, на тактильный контроль. Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему, находит предмет глазами (с помощью взрослого), фиксирует взгляд на предмете 5 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 5 сек., фиксирует взгляд на лице взрослого 5 сек, прослеживает предмет взглядом с помощью учителя.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы, запланирована работа по их формированию в рамках учебного предмета «Человек». Соблюдается режим дня. Совместно со взрослым моется, вытирается, чистит зубы. Ориентируется в квартире, где проживает (знает, где туалет, кухня, спальня, своя комната). Реагирует на сигнальные слова типа «держи, бери», «не бросай», «вставай», «идем заниматься».

Ребенок самостоятельно может взять кубик в руку и положить его на стол. Пирамидки, мозаику собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: машет картинкой. Манипулиру­ет предметами неупорядо­ченно, не отбрасывая ненужные вари­анты, не выделяя существенные при­знаки предмета. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук только при стимуляции и помощи педагога. Доступны кратковременные (5 сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.

Не использует поисковые способы ори­ентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.

Тактильное обследование материала (крупа, вата, фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность, сопровождаются вокализацией, рефлекторно закрывает глаза.

Любит смотреть телевизор, но в связи с противопоказаниями ребенку нельзя предъявлять быстро сменяющие друг друга изображения.

Приоритетными учебными предметами являются: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Человек», «Музыка и движение», «Адаптивная физкультура», «Изобразительная деятельность», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир». Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются развитие предметно – практических действий («Действия с материалами», «Действия с предметами»), двигательное развитие, альтернативная коммуникация, сенсорное развитие, коррекционно-развивающие занятия.

5. В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:

- Потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекции имеющихся отклонений в развитии осуществлена не была. Ребенок был принят в 1 коррекционный класс школы в 8 лет. Дошкольной подготовки не проводилось.

- Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.

Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.

Настя испытывает потребность в организации комплексной коррекционной помощи. С ней проводит уроки, коррекционные занятия учитель – дефектолог.

Логопедический диагноз: СНР тяжелой степени при умственной отсталости.

Работа с ребенком проводится по следующим направлениям:

  1. Развитие коммуникативных навыков.

Установление положительного взаимодействия с ребенком через игру

(Например, «Ку-ку»). Формирование умения приветствовать взрослого, используя движения кистью руки.

  1. Развитие мелкой моторики и функции кисти.

Нормализация мышечного тонуса верхних конечностей. Кинетические упражнения, массаж кистей и пальцев рук.

  1. Формирование предметной деятельности.

Выполнение орудийных действий с предметами:

- пересыпать крупу;

- использование вспомогательных средств, находящихся в поле зрения. Например, доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; тянуть игрушки за веревочку; перекидывать предметы ложкой;

- учить выполнять предметно-игровые действия. Например, прокатывать мячики по желобу или ворота; катать игрушки в тележке; возить в машинке кубики; играть с воздушными шариками; махать ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому; кормить куклу, используя совместные действия со взрослым;

- снимать колечки с пирамидки и c помощью взрослого нанизывать их на стержень; строить из кубиков башню, лесенку, обыгрывая постройку;

- учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке).

  1. Формирование сенсорного восприятия.

- Развитие восприятия величины, формы. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками, при этом взрослый подчеркивает действия интонацией: «Держи обе ручки это большая матрешка!», «Возьми маленькую матрешку!»; закрывать крышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, по величине), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделяя интонацию голосом, «большой-маленький»; опускать предметы в различные по форме коробки; закрывать крышками круглые и квадратные коробки; заглядывать в коробки «Что там спрятали?», доставать предметы и снова прятать; распределять предметы в две коробки: в одну – кубики, в другую – шарики; распределять большие шарики в большие коробки, маленькие – в маленькие.

- Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать и формировать жесты типа «дай», «на» на появившиеся в его поле зрения предметы (яркие игрушки; мерцающие предметы: фонарик, лампа периодически зажигающиеся, гаснущие; пламя свечи; смена цветовых фонарей). Стимулировать реагирование на возникающие в помещении (за его пределами) неречевые и речевые звуки.

  1. Понимание речи.

Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые реакции, продолжать учить умению соотносить предметы и действия с их словесным обозначением (показывать части тела, знакомые действия).

  1. Формирование речевого, диафрагмального дыхания.

Воспитание плавного и длительного выдоха. Подготовка органов артикуляции к базовым артикуляторным движениям.

Пассивная и пассивно-активная артикуляционная гимнастика, игровые и дыхательные упражнения.

7. Формирование речевой активности, речевого подражания. Вызывание потребности речевого подражания. Работа над произношением гласных звуков (а, о, у, и).

Достижения ребенка:

нравятся коммуникативные игры,

появился интерес к пальчиковым играм и действиям с предметами

улучшилось состояние мелкой моторики.

стала более терпелива, усидчива.

- Учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.

Настя обучается на дому, поэтому для её образования, адаптации и социализации в обществе необходимо расширение образовательного пространства, интеграция в школьное сообщество. Для этого в МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда» открыт специальный класс для обучения детей с ОВЗ. В классе созданы условия для учебы и отдыха детей с ОВЗ. В школе создается безбарьерная среда для детей с ОВЗ. Хотя ребенок и обучается по специальной индивидуальной программе развития, составленной конкретно для неё, но можно сказать, что она интегрирована в школьное сообщество, т.к. внеклассные и внеурочные мероприятия, проводимые в школе, она имеет возможность посещать.

В силу заболевания ребенка с ОВЗ занятия проводит учитель-дефектолог на дому. Задача специалиста – сделать уроки насыщенными, увлекательными и соответствующими склонностям ребенка – так, чтобы у него появилось желание общаться, навыки для социализации.

- Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.

Предметные области: Язык и речевая практика, Математика, Музыка и движения, Окружающий мир, Человек, Искусство, Физическая культура, Коррекционно – развивающие занятия.

Коррекционные занятия: Сенсорное развитие, Предметно-практические действия, Двигательное развитие, Альтернативная коммуникация.


6. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Технологии, используемые в обучении ребенка:

  • индивидуализация обучения

  • игровые технологии

  • информационно-компьютерные технологии

  • создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка

  • «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.

Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог, совместно с ребенком, применяют ноутбук (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, CD/DVD-проигрыватели, телевизор.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.

Особая организация рабочего места: у ребенка снижено зрение, требуется охранительный режим. Обстановка, созданная для занятий, нормализует эмоциональный фон ребенка, способствует эмоциональному благополучию. Поэтому использованы мягкие, пастельные цвета в окраске стен и дверей. В комнате достаточно места для передвижения, мебель закреплена, углы и кромки мебели закруглены. Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.

Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.

Используется определенная структура занятия:

  1. Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).

  2. Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение погоды за окном и др.).

  3. Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.

  4. Повторение изученного, подача нового материала.

  5. Двигательная гимнастика.

  6. Итог занятия.

В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.

В ходе проведения занятий регулярно проводится логопедический массаж: общей, мелкой и лицевой мускулатуры, сенсомоторная зарядка (имита­ционная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.

Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:

- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.);

- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма);

- задания на развитие тактильно - осязательного восприятия;

- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.

Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 20 – 30 минут, с перерывом 10 минут. Обучение проходит на дому.

Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):

«выполняет действие самостоятельно» (с),

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),

«выполняет действие по образцу» (о),

«выполняет действие с частичной физической помощью» (п),

«выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),

«действие не выполняет» (!),

«узнает объект» (у),

«не всегда узнает объект» (нву),

«не узнает объект» (н).

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.

Форма обучения: очная.

Составлена программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося. Задачи, которые ставит перед собой педагог, в ходе проведения занятий:

- Развитие и воспитание ребенка: Соблюдение четкого режима дня: занятие проводятся регулярно по 20 – 30 минут. Нужно иметь в наличии два набора игрушек и пособий: первый, для повседневной игры (куклы, кубики, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.). Второй набор для обучения, этот набор дается ребенку только для занятий с взрослым.

Требовать от него соблюдение социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; просить убрать игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки) с взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, пытаться удерживать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).

Нужно проводить с ребенком заранее беседу о смене ситуации. Например: «Завтра будем играть. Сейчас посмотрим мультфильм о собачке», «Пойдем на кухню» и т.д. Взрослый комментирует совершаемые действия ребенку.

- Социальное развитие: Закрепление представления о себе, схеме своего тела. Учить реагировать на свое имя, показывать себя в зеркале, учить показывать свои вещи, игрушки, продолжать совершенствовать представления о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. Проводить игры по типу: «Где носик, где ротик». Формировать эмоциональные способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться жестами).

- Развитие слухового восприятия: Учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др. Различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?». Различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто это?: - овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующую игрушку (картинку).

- Развитие понимания обращенной речи: Учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они».

Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1 действие (Возьми куклу).

Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: в, на, под (Например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди монету, она в кошельке»).

- Формирование активной речи: Выполнение артикуляционного массажа лица (пальцами, щетками), учить подражать действиям губ – «по», «мо», «то», «ту», делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию).

Учить произносить гласные звуки по подражанию. Закреплять произношение звукоподражаний: «гав-гав», «му-му», «мяу-мяу», «пи-пи» и т.д. Уточнить предметный словарь (картинки - мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов, необходимых в практических жизненных ситуациях.

- Формирование игровой деятельности: Учить воспроизводить цепочку игровых действий (2-3 действия): кормление, укладывание куклы спать - доступных для понимания ребенку. Применяем игры со строительным материалом – башенку, заборчик и т.д. Обыгрываем ситуацию «кладем кубики в машинку, везем их строить дом».





  1. Индивидуальный учебный план

на обучающуюся …...

Предметная область

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Количество

часов в год

1

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

1

34

2

Математика

Математические представления

1

34

3

Естествознание

Окружающий природный мир

1

34

4

Окружающий мир

Человек

1

34

Окружающий социальный мир

0,5

17

5

Искусство

Музыка и движение

0,5

17

Изобразительная деятельность

0,5

17

6

Физическая культура

Адаптивная физкультура

0,5

17

7

Коррекционно – развивающие занятия

1

34

Коррекционные занятия


1

Сенсорное развитие

0,25

8

2

Предметно – практические действия

0,25

9

3

Двигательное развитие

0,25

8

4

Альтернативная коммуникация

0,25

9

Итого


8

272

Продолжительность учебной недели – 3 дня. Соблюдается охранительный режим дня. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка. Каникулярное время и продолжительность учебного года в соответствии с ФГОС.

8. Особенности психофизического развития детей определяют нарушения в освоении базовых учебных действий (БУД). Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание)

- умение выполнять инструкции педагога

- использование по назначению учебных материалов

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию

2. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени

- от начала до конца

- с заданными качественными параметрами

3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Для выявления возможной результативности обучения мы учитываем ряд факторов:

- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

- в процессе предъявления заданий используем все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные ресурсы) и речевые средства - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий;

- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающемуся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога;

- при оценке результативности достижений учитываем уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).

На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.


  1. Содержание и отслеживание результатов обучения.

При оценке результативности освоения обучающимся СИПР мы опираемся на критерии, предложенные ЦЛП в г. Псков, дополненные нами. Применяем метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Показатели самостоятельности учащегося (ПС)

Условные обозначения

Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен)

!

Действие выполняется ребёнком:


- со значительной помощью взрослого

пп

- с частичной помощью взрослого

п

- по последовательной инструкции (по изображению или вербально)

и

- подражая или по образцу

о

- самостоятельно

с

- узнает объект

у

- не всегда узнает объект

нву

- не узнает объект

н
















Индивидуальная программа развития








Содержание, задачи обучения (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)).

Оценка результативности освоения СИПР

I

II

Предметные области и предметы

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация



Соотнесение слова с конкретным предметом



Изучение и повторение букв и звуков: А, О, У



Работа с разрезной азбукой



Указать названный цвет



Указать большой или маленький предмет



Показать названный предмет на картинке



Выполнить инструкцию с числительным (Показать, где яблоко, два, три)



Найти парные предметы



Найти парные картинки



Убрать лишние по цвету, размеру, форме, материалу картинки



Графические умения (держать ручку, карандаш, менять их направление, соблюдение контура при штриховке)



Работа с трафаретами, шаблонами, проведение линий по контуру, штриховка.



Написание изученных букв (А, О, У) по контуру



Соотнесение буквы и звука



Выделение нужной буквы в слоге, слове



Работа с предметными картинками. Соотнесение слова и изображения



Математические представления



Понятие о величине (большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий, длинный - короткий, толстый - тонкий, одинаковые и др.)



Понятие о количестве (много - мало, больше - меньше, столько же, поровну и т.д.)



Пространственные представления (выше - ниже, справа - слева, впереди - сзади и т.д.). Ориентирование в пространстве и на листе бумаги



Понятие о весе (тяжелый - легкий, тяжелее - легче и т.д.)



Временные понятия (время года, дни недели, месяцы, дата, время суток и т.д.)



Различение, сравнение геометрических фигур, их начертание:



- квадрат



- круг



- треугольник



Число и цифра 1



Число и цифра 2



Число и цифра 3



Число и цифра 4



Число и цифра 5



Соотнесение количества предметов и числа



Написание, конструирование, выкладывание цифр



Элементарные математические представления о форме, величине



Знание количественных (дочисловые), пространственных, временных представлений



Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине



Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости



Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много)



Умение различать части суток



Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах



Счет в пределах 2, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность



Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой



Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах



Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну единицу



Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, телефона и др.



Умение выделять 1, 2, 3, 4, 5 предметов из группы по подражанию, образцу



Соотносить количество 1-5 с количеством пальцев, отвечать на вопрос «сколько»?



Умение показывать и называть единичные и парные части тела и лица (две руки и ноги, один нос и т.п.)



Умение составлять равные по количеству множества предметов и понимать выражение столько…, сколько…. (Например: “Сколько елочек, столько грибочков)



Умение сопоставлять численности множеств без пересчета в пределах 3 - х (Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе)



Естествознание

Окружающий природный мир



Знания явлений окружающей действительности, умение обращать внимание на причинно-следственные связи (дует ветер – качаются ветки деревьев; ручьи текут - тает снег; дождь идет - на улицах лужи и т.д.)



Умение отмечать изменения погоды и природные явления (сегодня день солнечный (пасмурный), идет снег и т.д.)



Умение различать животных и птиц по звукоподражанию: Кто кричит: овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей



Умение подобрать соответствующую игрушку (картинку)



Представления о домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь



Знание частей тела – голова, туловище, лапы, хвост, глаза, уши, нос, рога



Знание названий детенышей животных (у кошки - котята, у собаки - щенок)



Представления о диких животных и их детенышах: заяц, медведь, волк, белка, еж



Овощи и фрукты: морковь, лук, огурец, помидор, картофель, капуста, чеснок, редиска; яблоко, груша, апельсин, лимон, банан



Умение различать знакомые овощи и фрукты по вкусу, проводить игру «Угадай, что съела?».



Умение различать некоторые предметы живой природы: цветы, ягоды, деревья, кусты, грибы, шишки



Птицы - воробей, ворона, голубь, утки, курица с цыплятами, гуси



Умение на прогулке обращать внимание на явления природы: солнышко светит, снег идет, вокруг много снега – на елках, на веранде, на машинах; ветер дует - холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев



Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека



Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт)



Заботливое и бережное отношение к растениям и животным, умение ухаживать за ними



Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.)



Искусство

Изобразительная деятельность



Умение разминать пластилин, тесто, глину, раскатывать тесто, глину скалкой



Умение отрывать кусочек материала от целого куска,


Умение размазывать пластилин (по шаблону, внутри контура), катать колбаски (на доске, в руках), шарик (на доске, в руках)



Умение сгибать колбаску в кольцо, закручивать колбаски в жгутик, переплетать колбаски расплющивать материал (на доске, между ладонями, между пальцами)


Умение скручивать колбаски, лепешки, полоски, защипывать краев детали, соединять детали изделия разными способами



Умение сминать бумагу, разрывать бумагу заданной формы, размера



Умение сгибать лист бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали), скручивать лист бумаги



Умение намазывать поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности)



Умение различать и показывать материалы и инструменты, используемые для рисования



Умение оставлять графический след на бумаге, доске


Умение соблюдать последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.)


Умение рисовать точки, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), соединять точек



Знание основных цветов (желтый, красный, зеленый, синий, белый, черный)



Умение соотносить цвет с предметом (желтый – цыпленок, зеленый – огурец, красный – яблоко, синий – кубик)


Умение складывать разрезную картинку из трех-четырех частей; собирать сборно-разборные игрушки (машинку, пирамидку, бочки, кубики-вкладыши, матрешку и др.).



Умение делить брусок пластилина на 2 части


Умение раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин



Умение лепить предметы по подражанию («Баранки», «Колобок»)



Умение рисовать различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши) прямые, круговые линии: клубок, «Снег идет», «На елочке иголки», дорожки



Умение дорисовывать картинку: ленточки к шарику, веревочку к машинке и т.д.



Умение рисовать знакомые предметы по образцу


Умение наклеивать простые предметы по показу - «Шары на ниточках», «Рыбки в аквариуме»



Умение располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем



Умение наклеивать простые предметы - мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики и т.д.



Музыка и движение



Умение сидеть на стуле и воспринимать музыкальное произведение



Определение начала и конца звучания музыки



Различение быстрой, умеренной и медленной музыки



Различение веселой и грустной музыки



Узнавание знакомой песни, мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах



Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни



Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов



Умение топать, хлопать в ладоши под музыку



Умение начинать движение под музыку вместе с началом ее звучания и останавливаться по ее окончании



Умение двигаться под музыку разного характера (ходить, бегать, прыгать, кружиться, приседать)



Умение выполнять под музыку действия с предметами (наклонять предмет в разные стороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом)



Умение выполнять движения разными частями тела под музыку («фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)



Умение соблюдать последовательность простейших танцевальных движений



Умение передавать простейшие движения животных



Умение двигаться в хороводе



Умение двигаться под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе



Умение ритмично ходить под музыку, изменять скорость движения под музыку (ускорять, замедлять)



Умение выполнять танцевальные движения в паре с другим танцором



Умение имитировать игру на музыкальных инструментах



Умение дуть в трубочку, трясти бубном, нажимать на клавиши детского фортепиано и др.



Умение отстукивать ритм музыки палочками на барабане, бубне, металлофоне и т.д.



Умение пользоваться музыкальными инструментами (барабан, металлофон, бубен, гармошка, дудочки, детское пианино и т. д)



Человек и общество

Окружающий социальный мир



Умение взаимодействовать со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться: «Тетя, дай», «Спасибо, Наташа»).

Знание того, что у взрослых есть имя и отчество



Участие в играх на улице



Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.



Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности



Представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.)


Правила поведения согласно социальной роли (девочка)



Умение вести себя в конкретной ситуации соответственно социальной роли



Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками



Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное)



Умение оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать



Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности



Умение обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять группу однородных предметов: мебель, транспорт. Вначале на предметах, а позже на картинках. Затем обобщать в слове: «Вот наша мебель», «Вот транспорт» и т. д



Умение группировать картинки по функциональному назначению: в одну сторону - игрушки, в другую – посуду



Виды транспорта: грузовая машина, автобус, лодка, самолет, вертолет, велосипед, трактор



Умение показывать картинки с изображением движений и действий людей: «Покажи, где дядя читает книгу? Покажи, где мальчик катается на лыжах? Покажи, где мальчик катается на санках? Покажи, где девочка танцует? Где тетя шьет?” и т.д.



Умение на прогулке лепить снежки, катать куклу на саночках, лепить снеговика, снежные куличики



Человек



Умывание (рук и лица, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки полотенцем)



Чистка зубов, пользование туалетной бумагой,



Умение обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой



Умение выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.



Умение класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик).



Ежедневная гигиена тела



Умение следить за своим внешним видом



Умение соблюдать режим дня, режимные моменты



Представления о собственном теле, названия частей тела



Отнесение себя к определенному полу



Умение определять «моё» и «не моё»



Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства



Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым



Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой)



Умение содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности



Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами



Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени и оценивать полученный результат, радоваться достижениям



Складывание одежды на стул, в шкаф



Чистка одежды и обуви щетками



Расчесывание волос, уход за волосами



Знание названий продуктов питания



Умение приводить в порядок помещение (подметать и мыть пол, вытирать пыль и т.д.)



Знание правил поведения на проезжей части дороги



Физическая культура

Адаптивная физкультура



Формирование правильного дыхания (вдох носом - руки вверх, выдох через рот – руки вниз)



Умение выполнять различные движения на шведской стенке



Умение перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог



Умение переползать под скамьей, под ворота, через обруч



Умение прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте



Умение спрыгивать с небольшой высоты



Умение приседать вместе с мячом или куклой



Умение ходить по скамейке, удерживая равновесие с помощью рук в стороны



Умение ходить на мысках



Умение ходить в присядку, руки на коленях



Умение ловить мячи разного размера и разные по весу



Умение бросать мяч в цель – «Лети стрела», «Кольцеброс»



Умение ползать по скамейке



Умение передавать мяч (без отскока от пола, с отскоком от пола), ловить мяч



Умение играть в паре



Умение останавливать катящийся мяч ногой



Умение соблюдать последовательность действий в игре-эстафете «Собери пирамидку» (бег к пирамидке, надевание кольца, бег в обратную сторону, передача эстафеты)



Соблюдение правил игры «Быстрые санки»



Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом» из кубиков



Коррекционно – развивающие занятия



Сенсорное развитие



Упражнения на развитие восприятия



Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур



Упражнение на развитие точности восприятия "Дорисуй фигуры"



Упражнение на развитие цветоразличения



Упражнение на развитие представлений о временах года



Развитие пространственных представлений



Упражнение на развитие наблюдательности



Развитие слухового внимания



«Скажи, что ты слышишь»



«Тихо — громко»



«Наседка и цыплята»



«Найди игрушку»



Жмурки с колокольчиком



Жмурки с голосом



«Встречайте гостей!»



«Ветер и птицы»



Развитие речевого дыхания



«Приятный запах»



«Обгони»



Предметно-практическая деятельность



Действия с предметами, материалами, временные представления (день, ночь)



Действия с предметами, материалами, пространственные представления «Вверху-внизу»



Действия с предметами, материалами, пространственные представления «Далеко-близко»



Двигательное развитие



Основы знаний о личной гигиене. Сгибание, разгибание пальцев рук в кулак



Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками



Упражнения стоя и стоя на четвереньках



Катание ступнями массажных мячей. Ходьба на носках, на пятках.



Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча.



Подбрасывание мяча на разную высоту.



Общеразвивающие упражнения для всех групп мышц



Альтернативная коммуникация



Артикуляционная (речевая) гимнастика



Упражнения для языка



Упражнения для губ



Логопедические игры



«Угадай, что звучит»



«Чудесный мешочек»



«Магазин»



«Можно ездить или нет»



«На прогулку в лес»



«Возьми игрушку»



«Угадай, где кружки, а где кружки»



«Найди и назови нужное слово»



«Кто лучше слушает?»



«Слова могут звучать громко и тихо»



«Слова могут звучать быстро и медленно»



Логоритмические упражнения



«Деревцо»



Физкульт – привет»



«Бабочка»



«Водичка»



«Кулачок»



«Зайчики»



Упражнения на развитие мелкой моторики, внимания



Соедини точки и отгадай загадку, напиши отгадку и раскрась картинку



«Зубастая щука в речке живет, маленьким рыбкам дремать не дает». Соедини точки



«Зимой и летом одним цветом»



Дидактические игры по развитию речи



"Режим дня"



"Кому угощение?"



"Зоопарк"



Играем пальчиками и развиваем речь




Участники образовательного процесса:


Учитель класса:


Родители:





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!