СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система диагностики одаренности учащихся на этапе перехода от начальной школы к основной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     «Творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». психолог Поль Торренс

     Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности.

Просмотр содержимого документа
«Система диагностики одаренности учащихся на этапе перехода от начальной школы к основной.»

Система диагностики одаренности учащихся на этапе перехода от начальной школы к основной.

Система диагностики одаренности учащихся на этапе перехода от начальной школы к основной.

Методики оценки одаренности   Опросник для выявления одаренных учащихся (Е.Н. Задорина) Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников. Опросник для выявления одаренных школьников (А.А. Лосева) Данный опросник, предложенный А.А. Лосевой Лосева, А.А. Динамика умственной одаренности в младшем и среднем школьном возрасте . Анкета «Как распознать одаренность» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч) Данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником ( начиная со средней ступени обучения). Выявление области одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей. Анкета «Определение уровня проявления способностей ребенка» (А.Н. Сизанов). Юркевич В.С. Анкета «Определение интенсивности познавательной потребности».

Методики оценки одаренности

  • Опросник для выявления одаренных учащихся (Е.Н. Задорина) Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников.
  • Опросник для выявления одаренных школьников (А.А. Лосева) Данный опросник, предложенный А.А. Лосевой Лосева, А.А. Динамика умственной одаренности в младшем и среднем школьном возрасте .
  • Анкета «Как распознать одаренность» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч) Данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником ( начиная со средней ступени обучения). Выявление области одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
  • Анкета «Определение уровня проявления способностей ребенка» (А.Н. Сизанов).
  • Юркевич В.С. Анкета «Определение интенсивности познавательной потребности».
Методики оценки одаренности   Оценка уровня развития технического мышления (вариант теста Беннета) Диагностика творческого мышления (Гилфорд, Торренс, модификация Е. Туник) Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. Опростик креативности Джонсона (адаптированный) Данный опросник позволяет провести как самооценку ( учащимися старшего школьного возраста – 9-11 классы ), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками и т.д «Опросник креативности» (Д. Рензулли) для 14-17 лет. Экспертная оценка и самооценка креативных качеств подростка. Карта интересов (модификация Филимоновой О.Г.) для 14-17 лет . Выявление сферы предпрофессиональных интересов по 29 направлениям. Тест нестандартности мышления (Л.А. Ясюкова) для 14-17 лет. Диагностирует уровень вербальных и невербальных компонентов нестандартного мышления.  Культурно-свободный тест (Р. Кеттелл) модификации для 8-11, 14-17 лет . Выявление уровня общих способностей.

Методики оценки одаренности

  • Оценка уровня развития технического мышления (вариант теста Беннета)
  • Диагностика творческого мышления (Гилфорд, Торренс, модификация Е. Туник) Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет.
  • Опростик креативности Джонсона (адаптированный) Данный опросник позволяет провести как самооценку ( учащимися старшего школьного возраста – 9-11 классы ), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками и т.д
  • «Опросник креативности» (Д. Рензулли) для 14-17 лет. Экспертная оценка и самооценка креативных качеств подростка.
  • Карта интересов (модификация Филимоновой О.Г.) для 14-17 лет . Выявление сферы предпрофессиональных интересов по 29 направлениям. Тест нестандартности мышления (Л.А. Ясюкова) для 14-17 лет. Диагностирует уровень вербальных и невербальных компонентов нестандартного мышления. 
  • Культурно-свободный тест (Р. Кеттелл) модификации для 8-11, 14-17 лет . Выявление уровня общих способностей.
Методика «Карта одаренности» виды одаренности: • интеллектуальная  • творческая  • академическая  • художественно-изобразительная  • музыкальная  • литературная  • артистическая  • техническая  • лидерская  • спортивная

Методика «Карта одаренности»

виды одаренности:

интеллектуальная творческая академическая художественно-изобразительная музыкальная литературная артистическая техническая лидерская спортивная

Методика оценки общей одаренности  любознательность (познавательная потребность). сверхчувствительность к проблемам. способность к прогнозированию. способность к оценке. изобретательность. способность рассуждать и мыслить логически. настойчивость (целеустремленность). требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу.

Методика оценки общей одаренности

  • любознательность (познавательная потребность).
  • сверхчувствительность к проблемам.
  • способность к прогнозированию.
  • способность к оценке.
  • изобретательность.
  • способность рассуждать и мыслить логически.
  • настойчивость (целеустремленность).
  • требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм).

Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу.

Анкета одаренности В сферах: - изобразительно-художественной одаренности; - музыкальной одаренности; -литературной одаренности; -артистической одаренности; -технической одаренности; -лидерской одаренности; -спортивной одаренности; -интеллектуальной одаренности.

Анкета одаренности

В сферах:

- изобразительно-художественной одаренности;

- музыкальной одаренности;

-литературной одаренности;

-артистической одаренности;

-технической одаренности;

-лидерской одаренности;

-спортивной одаренности;

-интеллектуальной одаренности.

Методика «Интеллектуальный портрет»   шкала: 5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявля--ется часто в различных видах деятельности и поведения;  4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;  3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;  2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;  1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;  0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею). Познавательная сфера Сфера личностного развития 1. Оригинальность мышления 1. Увлеченность содержанием задачи. 2. Гибкость мышления 3. Продуктивность 2. Перфекционизм 4. Способность к анализу и синтезу. 3. Социальная автономность 4. Лидерство 5. Классификация и категоризация 6. Высокая концентрация внимания 5. Соревновательность 7. Память 6. Широта интересов. 7. Юмор.

Методика «Интеллектуальный портрет»

шкала:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявля--ется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко; 3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому; 1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Познавательная сфера

Сфера личностного развития

1. Оригинальность мышления

1. Увлеченность содержанием задачи.

2. Гибкость мышления

3. Продуктивность

2. Перфекционизм

4. Способность к анализу и синтезу.

3. Социальная автономность

4. Лидерство

5. Классификация и категоризация

6. Высокая концентрация внимания

5. Соревновательность

7. Память

6. Широта интересов.

7. Юмор.

шкала: 5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;  4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко; 3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому; 1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;  0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею). Например: Продуктивность , или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочи- нения и др.). Выбираем вариант бальной оценки по предложен- ной шкале. 

шкала:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Например:

Продуктивность , или беглость, мышления обычно

рассматривается как способность к генерированию

большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству

вариантов решения разнообразных проблем и

продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочи-

нения и др.).

Выбираем вариант бальной оценки по предложен-

ной шкале. 

Карта интересов младших школьников до основной школы. В 4 а классе- Карта интересов для младших школьников Автором данной методики является А.И. Савенков (Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков // Педагогика. – 2000.– № 10. – С. 87–94). Обработка результатов  Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на  семь сфер:  1. Математика и техника (1-й столбик в листе ответов).  2. Гуманитарная сфера (2-й столбик).  3. Художественная деятельность (2-й столбик).  4. Физкультура и спорт (4-й столбик).  5. Коммуникативные интересы (5-й столбик).  6. Природа и естествознание (6-й столбик).  7. Домашние обязанности, труд по самообслуживанию (7-й столбик).

Карта интересов младших школьников до основной школы.

В 4 а классе- Карта интересов для младших школьников

Автором данной методики является А.И. Савенков (Савенков, А.И. Диагностика

детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков // Педагогика. – 2000.– № 10. – С. 87–94).

Обработка результатов Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: 1. Математика и техника (1-й столбик в листе ответов). 2. Гуманитарная сфера (2-й столбик). 3. Художественная деятельность (2-й столбик). 4. Физкультура и спорт (4-й столбик). 5. Коммуникативные интересы (5-й столбик). 6. Природа и естествознание (6-й столбик). 7. Домашние обязанности, труд по самообслуживанию (7-й столбик).

. В 7 а классе-Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой  Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений , творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.

.

В 7 а классе-Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой

Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности:

интеллектуальной,

академических достижений ,

творческой,

литературной,

артистической,

музыкальной,

технической,

двигательной,

художественной,

социальной.

Профиль одаренности от начальной школы к основной.  Карта интересов учащихся (примеры)

Профиль одаренности от начальной школы к основной. Карта интересов учащихся (примеры)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!