Система диагностики одаренности учащихся на этапе перехода от начальной школы к основной.
Методики оценки одаренности
- Опросник для выявления одаренных учащихся (Е.Н. Задорина) Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников.
- Опросник для выявления одаренных школьников (А.А. Лосева) Данный опросник, предложенный А.А. Лосевой Лосева, А.А. Динамика умственной одаренности в младшем и среднем школьном возрасте .
- Анкета «Как распознать одаренность» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч) Данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником ( начиная со средней ступени обучения). Выявление области одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
- Анкета «Определение уровня проявления способностей ребенка» (А.Н. Сизанов).
- Юркевич В.С. Анкета «Определение интенсивности познавательной потребности».
Методики оценки одаренности
- Оценка уровня развития технического мышления (вариант теста Беннета)
- Диагностика творческого мышления (Гилфорд, Торренс, модификация Е. Туник) Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет.
- Опростик креативности Джонсона (адаптированный) Данный опросник позволяет провести как самооценку ( учащимися старшего школьного возраста – 9-11 классы ), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками и т.д
- «Опросник креативности» (Д. Рензулли) для 14-17 лет. Экспертная оценка и самооценка креативных качеств подростка.
- Карта интересов (модификация Филимоновой О.Г.) для 14-17 лет . Выявление сферы предпрофессиональных интересов по 29 направлениям. Тест нестандартности мышления (Л.А. Ясюкова) для 14-17 лет. Диагностирует уровень вербальных и невербальных компонентов нестандартного мышления.
- Культурно-свободный тест (Р. Кеттелл) модификации для 8-11, 14-17 лет . Выявление уровня общих способностей.
Методика «Карта одаренности»
виды одаренности:
• интеллектуальная • творческая • академическая • художественно-изобразительная • музыкальная • литературная • артистическая • техническая • лидерская • спортивная
Методика оценки общей одаренности
- любознательность (познавательная потребность).
- сверхчувствительность к проблемам.
- способность к прогнозированию.
- способность к оценке.
- изобретательность.
- способность рассуждать и мыслить логически.
- настойчивость (целеустремленность).
- требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм).
Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу.
Анкета одаренности
В сферах:
- изобразительно-художественной одаренности;
- музыкальной одаренности;
-литературной одаренности;
-артистической одаренности;
-технической одаренности;
-лидерской одаренности;
-спортивной одаренности;
-интеллектуальной одаренности.
Методика «Интеллектуальный портрет»
шкала:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявля--ется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко; 3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому; 1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Познавательная сфера
Сфера личностного развития
1. Оригинальность мышления
1. Увлеченность содержанием задачи.
2. Гибкость мышления
3. Продуктивность
2. Перфекционизм
4. Способность к анализу и синтезу.
3. Социальная автономность
4. Лидерство
5. Классификация и категоризация
6. Высокая концентрация внимания
5. Соревновательность
7. Память
6. Широта интересов.
7. Юмор.
шкала:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Например:
Продуктивность , или беглость, мышления обычно
рассматривается как способность к генерированию
большого числа идей.
Проявляется и может оцениваться по количеству
вариантов решения разнообразных проблем и
продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочи-
нения и др.).
Выбираем вариант бальной оценки по предложен-
ной шкале.
Карта интересов младших школьников до основной школы.
В 4 а классе- Карта интересов для младших школьников
Автором данной методики является А.И. Савенков (Савенков, А.И. Диагностика
детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков // Педагогика. – 2000.– № 10. – С. 87–94).
Обработка результатов Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: 1. Математика и техника (1-й столбик в листе ответов). 2. Гуманитарная сфера (2-й столбик). 3. Художественная деятельность (2-й столбик). 4. Физкультура и спорт (4-й столбик). 5. Коммуникативные интересы (5-й столбик). 6. Природа и естествознание (6-й столбик). 7. Домашние обязанности, труд по самообслуживанию (7-й столбик).
.
В 7 а классе-Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой
Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности:
интеллектуальной,
академических достижений ,
творческой,
литературной,
артистической,
музыкальной,
технической,
двигательной,
художественной,
социальной.
Профиль одаренности от начальной школы к основной. Карта интересов учащихся (примеры)