Просмотр содержимого документа
«Система коррекционно-логопедической работы в школе»
«Система коррекционно-логопедической
работы в школе»
Методика коррекционной работы по дизорфографии
- Дизорфография – это специфическое расстройство языковой способности школьников.
- Дизорфография – это стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.
Причины дизорфографии:
- неполноценное развитие или функционирование у детей сложноорганизованных и взаимосвязанных между собой психических функций;
- перегруженность детей объемом школьного учебного материала, которая вызывает сбой функционирования высших психических функций.
- ускоренный темп обучения детей, сжатые сроки усвоения отдельных грамматико-орфографических и лексических тем;
- изучение иностранного языка с 1 класса затрудняет обучение грамоте аналитико-синтетическим методом;
- нет полного объема реализации метода поэтапного формирования умственных действий( П.Я.Гальперин).
Следствие причин дизорфографии
затруднение в усвоении морфологического принципа русского письма:
наличие постоянного обозначения морфем( корней, суффиксов, флексии, приставок) независимо от их звучания.
И.В.Прищепова
Использование сказки в речевом развитии младших школьников с дизорфографией
«Сказка – уникальное произведение для достижения коррекционно – развивающих целей»
Работа со сказкой
Слушание, драматизация, пересказ развивают коммуникативные навыки:
- восприятие сообщения с учетом особенности личности ( персонажи сказки), его состояния;
- знакомство с правилами поведения через анализ поступков героев, сопоставление их с жизненными ситуациями.
Формирование алгоритма активного слушателя:
- Сказать от лица героя (журавля, лисы и т.д.);
- Установить контакт ( умение вести диалог);
- Подвести итог как следствие окончания контакта
Формирование поэтапного понимания построения связного текста, различение понятий:
- текст и группа предложений, не связанных по смыслу;
- основная мысль текста;
- композиционная структура (зачин, основная мысль, заключение);
- ключевые слова.
Формирование навыков самоконтроля:
- анализ чужих и собственных высказываний, образцовых текстов с использованием схем и раздаточного материала;
- становление языковых обобщений, составляющих чувство языковой нормы
Работа над лексическим и грамматическим значением слова
- появление конкретных обобщений в результате сравнений среди большого количества различных и сходных предметов, их действий и качеств
Выделение ядра и периферии семантического поля при формировании слов-обобщений
- найди слово, обозначающее ряд однородных предметов: птенцы, детеныши ;
- скажи слово-название, которое относится к одному предмету: избушка, зернышки, колодец ;
- подбери слово, в котором заключен общий смысл предложенных слов (слова, обозначающие родовидовые понятия: цветы, овощи и т.д .).
Значение сказки для преодоления дизорфографии
- Интонирование собственной речи и отработка техники чтения;
- Актуализация знаний в области синтаксиса и пунктуации;
- Становление эмоционально и информационно значимых просодических компонентов речевых высказываний