СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система коррекционно-развивающей работы учителя по формированию УУД у младших школьников с ЗПР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении.

Просмотр содержимого документа
«Система коррекционно-развивающей работы учителя по формированию УУД у младших школьников с ЗПР.»

«Система коррекционно-развивающей работы учителя по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР» Выполнила: Малиева Татьяна Николаевна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский

«Система коррекционно-развивающей работы учителя по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР»

Выполнила: Малиева Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский

 Задержка психического развития -   это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышле-   ние, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Задержка психического развития -

  • это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышле-

ние, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

 Особенности детей с задержкой психического развития    У детей с задержкой психического развития замедленный темп развития всех познавательных психических процессов : Ощущения Воображения Восприятия Внимания Памяти Мышления Речи Ощущения Воображения Восприятия Внимания Памяти Мышления Речи

Особенности детей с задержкой психического развития

У детей с задержкой психического развития замедленный темп развития всех познавательных психических процессов :

Ощущения

Воображения

Восприятия

Внимания

Памяти

Мышления

Речи

  • Ощущения Воображения Восприятия Внимания Памяти Мышления Речи

Актуальность   « Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно ».  А. Дистервег   Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач современной школы. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы учащихся с ЗПР.  Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка

Актуальность

 

« Если человека постоянно приучать

усваивать знания и умения в готовом виде,

можно и притупить его природные творческие способности –

«разучить» думать самостоятельно ».

А. Дистервег

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач современной школы. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы учащихся с ЗПР.

Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка

 Основные цели обучения детей с ЗПР в начальной школе   разностороннее развитие личности ребенка, гармоничное сочетание собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. формирование желания и умения учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности . 

Основные цели обучения детей с ЗПР в начальной школе

  • разностороннее развитие личности ребенка,
  • гармоничное сочетание собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
  • формирование желания и умения учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности . 
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий : формирование УУД на всех этапах учебного процесса;   - обучение детей выявлению существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать;   - побуждение к речевой деятельности,  -осуществление контроля за речевой деятельностью;   - установление взаимосвязей;   - использование более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу;   - разделение деятельности на отдельные составные части, позволяющее осмысливать их по отношению друг к другу;   - использование упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий :

формирование УУД на всех этапах учебного процесса;  - обучение детей выявлению существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать;  - побуждение к речевой деятельности,

-осуществление контроля за речевой деятельностью;  - установление взаимосвязей;  - использование более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу;  - разделение деятельности на отдельные составные части, позволяющее осмысливать их по отношению друг к другу;  - использование упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия

Образовательные технологии Проектные технологии Здоровьесберегающие технологии  Игровые технологии ИКТ-технологии Технология развития  критического мышления  через чтение и письмо

Образовательные технологии

  • Проектные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии
  • ИКТ-технологии
  • Технология развития

критического мышления

через чтение и письмо

 Методы работы:   Словесные : беседа, объяснение, сообщение, рассказ.  Наглядные : показ, наблюдения, использование ИКТ (презентации), картинки, иллюстрации.   Практические: связь изучаемого материала с практической деятельностью, личным опытом ребёнка.   Проблемно-поисковый : проблемные ситуации; самостоятельная деятельность детей , работа в группах (объединять детей условной нормы и с ОВЗ).  Репродуктивный : работа по образцу.   Методы контроля и самоконтроля: устные, письменные проверки и самопроверки.  Метод игры : дидактические игры и ролевые игры.

Методы работы:

  • Словесные : беседа, объяснение, сообщение, рассказ.
  • Наглядные : показ, наблюдения, использование ИКТ (презентации), картинки, иллюстрации.
  •   Практические: связь изучаемого материала с практической деятельностью, личным опытом ребёнка.
  •   Проблемно-поисковый : проблемные ситуации; самостоятельная деятельность детей , работа в группах (объединять детей условной нормы и с ОВЗ).
  • Репродуктивный : работа по образцу. 
  • Методы контроля и самоконтроля: устные, письменные проверки и самопроверки.
  • Метод игры : дидактические игры и ролевые игры.
 Общие рекомендации для развития УУД у обучающихся с ЗПР:   Последовательность Этапность Системность Конкретность Дозированность Переключаемость Мотивация Опора на продуктивные виды деятельности Закрепление Постоянное оценивание действий и результатов

Общие рекомендации для развития УУД у обучающихся с ЗПР:

  • Последовательность
  • Этапность
  • Системность
  • Конкретность
  • Дозированность
  • Переключаемость
  • Мотивация
  • Опора на продуктивные виды деятельности
  • Закрепление
  • Постоянное оценивание действий и результатов
Приёмы коррекционной работы на уроке Индивидуальные задания  Увеличение времени на выполнение работы  Составление плана ответа  Использование наглядных пособий при ответе  Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками  Деление заданий на дозы  Проговаривание, комментирование, систематическое повторение  Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.  Согласование объема домашнего задания

Приёмы коррекционной работы на уроке

  • Индивидуальные задания
  • Увеличение времени на выполнение работы
  • Составление плана ответа
  • Использование наглядных пособий при ответе
  • Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками
  • Деление заданий на дозы
  • Проговаривание, комментирование, систематическое повторение
  • Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.
  • Согласование объема домашнего задания
 Виды заданий по формированию познавательных УУД на уроках      «Найти отличия»     «Поиск лишнего»      «Лабиринты»       «Цепочки»      Составления схем-опор      Работа с разными видами таблиц      «Зрительный диктант».      

Виды заданий по формированию познавательных УУД на уроках

  •    «Найти отличия»
  •     «Поиск лишнего»    
  • «Лабиринты»   
  •    «Цепочки»
  •      Составления схем-опор
  •      Работа с разными видами таблиц
  •      «Зрительный диктант».

   

«Цепочки» Формируемые УУД:  поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; построение логической цепи рассуждений. Развиваем внимание и память

«Цепочки»

Формируемые УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • анализ с целью выделения общих признаков;
  • построение логической цепи рассуждений.

Развиваем внимание и память

Лабиринты Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей;  установление причинно-следственных связей.  Упражнение способствует развитию устойчивости внимания.

Лабиринты

Формируемые УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • анализ с целью выделения общих признаков;
  • синтез, как составление целого из частей;
  • установление причинно-следственных связей.

  • Упражнение способствует развитию устойчивости внимания.

Найди отличия Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков;  синтез, как составление целого из частей .

Найди отличия

Формируемые УУД:

поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков;

синтез, как составление целого из частей .

«Поиск лишнего»   Формируемые УУД:  поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия : построение логической цепи рассуждений.

«Поиск лишнего»  

Формируемые УУД:

  • поиск и выделение информации;
  • формирование умения выделять закономерность.

Логические действия :

  • построение логической цепи рассуждений.

Работа с разными видами таблиц Формируемые УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей

Работа с разными видами таблиц

Формируемые УУД:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей
  Составления схем-опор Формируемые УУД: умение самостоятельно применять свои знания на практике;  поиск и выделение необходимой информации;  моделирование,  анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты,  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

  Составления схем-опор

Формируемые УУД:

  • умение самостоятельно применять свои знания на практике;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • моделирование,
  • анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты,
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
..и в заключении…  Интерес к учебной деятельности , подкрепляемый постоянным активным участием в открытии новых истин, проверке гипотез, поиском способа действий в задаче, является основным психологическим условием успешности этой деятельности. Интерес выступает как движущая сила познания. Использование творческих заданий на переработку информации способствует повышению интереса, мотивации к учебе. 

..и в заключении…

Интерес к учебной деятельности , подкрепляемый постоянным активным участием в открытии новых истин, проверке гипотез, поиском способа действий в задаче, является основным психологическим условием успешности этой деятельности. Интерес выступает как движущая сила познания. Использование творческих заданий на переработку информации способствует повышению интереса, мотивации к учебе. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!