Просмотр содержимого документа
«Система коррекционно-развивающей работы учителя по формированию УУД у младших школьников с ЗПР.»
«Система коррекционно-развивающей работы учителя по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР»
Выполнила: Малиева Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский
Задержка психического развития -
- это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышле-
ние, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Особенности детей с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития замедленный темп развития всех познавательных психических процессов :
Ощущения
Воображения
Восприятия
Внимания
Памяти
Мышления
Речи
- Ощущения Воображения Восприятия Внимания Памяти Мышления Речи
Актуальность
« Если человека постоянно приучать
усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно ».
А. Дистервег
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач современной школы. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы учащихся с ЗПР.
Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка
Основные цели обучения детей с ЗПР в начальной школе
- разностороннее развитие личности ребенка,
- гармоничное сочетание собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
- формирование желания и умения учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности .
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий :
формирование УУД на всех этапах учебного процесса; - обучение детей выявлению существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать; - побуждение к речевой деятельности,
-осуществление контроля за речевой деятельностью; - установление взаимосвязей; - использование более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу; - разделение деятельности на отдельные составные части, позволяющее осмысливать их по отношению друг к другу; - использование упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия
Образовательные технологии
- Проектные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые технологии
- ИКТ-технологии
- Технология развития
критического мышления
через чтение и письмо
Методы работы:
- Словесные : беседа, объяснение, сообщение, рассказ.
- Наглядные : показ, наблюдения, использование ИКТ (презентации), картинки, иллюстрации.
- Практические: связь изучаемого материала с практической деятельностью, личным опытом ребёнка.
- Проблемно-поисковый : проблемные ситуации; самостоятельная деятельность детей , работа в группах (объединять детей условной нормы и с ОВЗ).
- Репродуктивный : работа по образцу.
- Методы контроля и самоконтроля: устные, письменные проверки и самопроверки.
- Метод игры : дидактические игры и ролевые игры.
Общие рекомендации для развития УУД у обучающихся с ЗПР:
- Последовательность
- Этапность
- Системность
- Конкретность
- Дозированность
- Переключаемость
- Мотивация
- Опора на продуктивные виды деятельности
- Закрепление
- Постоянное оценивание действий и результатов
Приёмы коррекционной работы на уроке
- Индивидуальные задания
- Увеличение времени на выполнение работы
- Составление плана ответа
- Использование наглядных пособий при ответе
- Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками
- Деление заданий на дозы
- Проговаривание, комментирование, систематическое повторение
- Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.
- Согласование объема домашнего задания
Виды заданий по формированию познавательных УУД на уроках
- «Найти отличия»
- «Поиск лишнего»
- «Лабиринты»
- «Цепочки»
- Составления схем-опор
- Работа с разными видами таблиц
- «Зрительный диктант».
«Цепочки»
Формируемые УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ с целью выделения общих признаков;
- построение логической цепи рассуждений.
Развиваем внимание и память
Лабиринты
Формируемые УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ с целью выделения общих признаков;
- синтез, как составление целого из частей;
- установление причинно-следственных связей.
- Упражнение способствует развитию устойчивости внимания.
Найди отличия
Формируемые УУД:
поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков;
синтез, как составление целого из частей .
«Поиск лишнего»
Формируемые УУД:
- поиск и выделение информации;
- формирование умения выделять закономерность.
Логические действия :
- построение логической цепи рассуждений.
Работа с разными видами таблиц
Формируемые УУД:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей
Составления схем-опор
Формируемые УУД:
- умение самостоятельно применять свои знания на практике;
- поиск и выделение необходимой информации;
- моделирование,
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты,
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
..и в заключении…
Интерес к учебной деятельности , подкрепляемый постоянным активным участием в открытии новых истин, проверке гипотез, поиском способа действий в задаче, является основным психологическим условием успешности этой деятельности. Интерес выступает как движущая сила познания. Использование творческих заданий на переработку информации способствует повышению интереса, мотивации к учебе.