Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лучинская средняя школа»
Ярославского муниципального района
Система коррекционной работы учителя-логопеда Дубининой С.В. в 2021 – 2022 учебном году во 2 и 4 классах.
с. Лучинское
2022
Система коррекционной работы учителя-логопеда Дубининой С.В. в 2021 – 2022 учебном году во 2 и 4 классах.
Логопедическая диагностика
В 2021 – 2022 учебном году логопедическая помощь оказывалась ученикам, имеющим заключение ПМПК и ученикам, зачисленным на занятия после логопедической диагностики. В частности, во вторых и четвертых классах МОУ Лучинская СШ ЯМР.
| Заключение | Факторы, влияющие на овладение русским языком |
| | Сочетанный дефект | Обучение 2 года в 1 классе | Трудности с формированием речевой системы в анамнезе | Неврологическая симптоматика | Обучение в 1 классе с 6,5 лет | Билингвизм | Всего учеников |
Заключение | Норма |
2а класс | |
| Вариант 7.2 | | | + | + | | | |
| Вариант 5.I | | | + | + | | | |
| | | | | | | | 2 | 0 |
2б класс | |
| Вариант 7.I | | | | | | + | |
| | | | + | + | + | | |
| Вариант 7.I | | | | | | + | |
| | | | + | + | + | + | |
| | | | | | | | 2 | 2 |
2в класс | |
| СИПР, вариант 2. | | + | + | + | | | |
| | | | | | | | 1 | 0 |
4а класс | |
| F 80.0 Дислексия. Элементы дисграфии. | | | + | + | | | |
| F83. | | | | | | | |
| Дисграфия. | | | + | | + | | |
| | | | + | | | | |
| | | | + | | | | |
| | | | | | | | 2 | 3 |
4б класс | |
| Вариант 7.I | H52.0. H2.2. H53.8. | | | | | | |
| Вариант 7.I | | + | | | | | |
| Вариант 7.I | | | | | | | |
| | | | + | | | + | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | 3 | 3 |
| | | | | | | | Всего учеников |
| | | | | | | | 10 | 8 |
| Заключение | Проверка навыков письма на начало учебного года | |
| | Запись под диктовку строчных букв | Запись под диктовку прописных букв | Диктант слогов | Диктант слов различной слоговой структуры | Запись после однократного прослушивания | Слуховой диктант | Сложности с усвоением орфографических правил |
| | | | Пропуск букв | Пропуск,перестан слогов | Замена по глух.-звон. | Пропуск букв | Пропуск,перестан слогов | Замена по глух.-звон. | Слитное напис слов | Границы предл | Трудности с окончан | Слитное напис слов | Границы предл. | Трудности с окончан. | |
2а класс | | |
| Вариант 7.2 | + | - | + | + | - | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + |
| Вариант 5.I | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | | - | + | + | + |
2б класс | | |
| Вариант 7.I | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + | + | - | - |
| | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | - |
| Вариант 7.I | + | + | - | - | - | + | - | - | - | - | - | + | + | - | - |
| | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | - |
4а класс |
| F 80.0 Дислексия. Элементы дисграфии. | | | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | + | + | + |
| F83. | | | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| Дисграфия. | | | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + | + |
| | | | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + |
| | | | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + + |
4б класс |
| Вариант 7.I H52.0. H2.2. H53.8. | + | + | - | - | - | + | + | - | - | - | - | + | + | + | - |
| Вариант 7.I | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | + | + | + | - |
| Вариант 7.I | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | - | + |
| | | | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + |
| | | | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | + | + |
| | | | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
На основании логопедической диагностики и катамнестических сведений для коррекционной работы во 2х классах была выбрана система комплексной коррекции дисграфии, возникающей на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста автора Мазановой Е.В.
В 4 классе была выбрана работа над сложными темами русского языка. Также, для усиления, в качестве организующего момента или на заключительном этапе урока, использовались:
- коррекционные упражнения из пособия М.В. Мальм, О.В. Суслова Дисграфия. Языковой анализ и синтез, 3 класс;
- упражнения, направленные на развитие зрительно-пространственного восприятия, представлений, свойств внимания: концентрации, распределения и переключения, самоконтроля и способности к концентрации, распределения и переключения из пособия Т.П. Ворониной Дислексия, или Почему ребенок плохо читает?
И во 2 и в 4 классах коррекционная работа с речевой системой была дополнена, интерактивными домашними заданиями на развитие неречевых психических функций.
Таким образом, в течение всего 2021 – 2022 учебного года вся работа учителя-логопеда была направлена на успешное преодоление стойких специфических ошибок на письме у детей.
Материально–техническое и методическое обеспечение образовательной деятельности
Специальная литература, Дидактические материалы:
2 класс:
1. Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов.
2. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
3. Интерактивные домашние задания «Витамины для чтения» на цифровой платформе Яндекс. Учебник.
4 класс:
1.Программа логопедических занятий для 4х классов.
2. Мальм М.В. Языковой анализ и синтез: 3 класс.
3. Воронина Т.П. Дислексия, или Почему ребенок плохо читает? Материалы учебно-методического издания.
4. Интерактивные домашние задания «Витамины для чтения» на цифровой платформе Яндекс. Учебник.
Взаимодействие с участниками образовательных отношений.
Успех коррекционно-педагогической работы с детьми, зависит от грамотно организованного взаимодействия учителя-логопеда, учителя начальных классов и родителей. Сотрудничество позволяет выстраивать единый образовательный процесс, формирует фундамент для развития личности ребенка.
Важным компонентом успешной деятельности учителя-логопеда является конструктивное взаимодействие с родителями. При взаимодействии с родителями использовалось сочетание современных и традиционных методов обучения: домашние задания на цифровой платформе Яндекс. Учебник, которые помогали отслеживать успехи каждого ребенка и видеть вовлеченность родителей в образовательный процесс. Также велся журнал очных консультаций.
Тесная взаимосвязь в работе с учителями ОУ, профессиональные и доверительные отношения с родителями учеников позволили добиться положительной динамики во всестороннем развитии детей.
Год | Форма | Цель взаимодействия | Результат (отзывы, планы, программы и иные документы, подтверждающие работу учителя-логопеда) |
14.09.2021 | Психолого-педагогический консилиум (ППк) | Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования. | Протокол №2. |
С 17.09.2021 по 20.11.2011 | Название: Проект "Родительский университет" (сентябрь, октябрь, ноябрь 2021), форма взаимодействия: Очные консультации | Вовлечение родителей в образовательный процесс, предоставление информации, необходимой родителю. | В течение сентября, октября, ноября 2021 года проведены 30 индивидуальных консультаций (в их числе родители учеников 2х и 4 классов). Родители проинформированы о результатах логопедического обследования, ими были получены рекомендации по развитию фонематического восприятия, лексико-грамматический категорий языка, связной речи, а также даны советы по профилактике стойких специфических ошибок на письме. |
20.09.2021 | Школьное методическое объединение учителей начальных классов | Ознакомление с результатами логопедической диагностики. | Рекомендации. |
2021- 2022 | Название: Индивидуальные консультации для родителей в течение года (по запросу), форма взаимодействия: Очная консультация (15 штук). | Ознакомление с результатами диагностики. Доведение до сведения родителей рекомендаций по развитию устной и письменной речи, профилактике ошибок на письме. | Записи в журнале консультативной работы, подписи родителей. |
11.10.2021 | Название: родительское собрание в 4 б классе «Подготовка к впр по русскому языку» | Вовлечение родителя в развивающий процесс, повышение успеваемости. | Лист регистрации родительского собрания. |
10.11.2021 | Консультация для учителей начальных классов | Ознакомление с особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферой детей с задержкой психического развития. | Конспект консультации. |
17.11.2021 – 20.11.2021 | Консультация для классного руководителя 2а, 2б, 4а, 4б классов | Согласование работы по преодолению ошибок. | Запись в журнале консультаций. |
26.01.2022 | Психолого-педагогический консилиум (ППк) | Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения. Направление на ППк учеников 3б и 4 класса. | Протокол №3. |
| | | |
03.03.2022 | Показ открытого занятия во 2б классе для родителей в рамках Дня открытых дверей «Слово. Предложение. Текст» | Вовлечение родителя в коррекционный процесс, повышение школьной успеваемости. | Конспект. |
| | | |
| | | |
| | | |
Опираясь на систему коррекционной работы экспертов, учитывались и применялись различные коррекционные технологии.
№ п/п | Используемые современные образовательные технологии/методики | Цель использования технологии/методики | Результат использования технологии/методики |
1 | Технологии организации логопедического обследования, Садовникова И.Н., Лалаева Р.И. Е.В. Мазанова, О.Е. Грибова, О.Б. Иншакова, В.С. Володина, Г.А. Волкова. | Выявление особенностей формирования речевой системы детей. | Технологии данных авторов помогают сформировать понимание целостной картины нарушения у ребенка, что в дальнейшем помогает грамотно построить маршрут коррекционно-развивающего обучения. |
2 | Технологии развития лексико-грамматического строя речи, Т. Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова, З.Е. Агранович, Н.Э. Теремкова, О. А. Новиковская, Е.М. Косинова. | Развитие лексико-грамматического строя речи. | Словарь обогащен, задания на образования новых слов выполняются верно. |
3 | Технологии коррекции слоговой структуры слова, З.Е. Агранович, Т. А. Ткаченко. | Коррекция и/или формирование слоговой структуры слова. | Ребенок четко и правильно произносит слова различной слоговой структуры. |
4 | Технологии развития связной речи, Т. Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова, Н.В. Нищева, В.В. Коноваленко, Арбекова. | Развитие связной речи детей. | Связная речь характеризуется развернутыми фразами, структура предложения правильная. |
5 | Технологии развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, Т.А. Ткаченко, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц, О.П. Саморокова. | Развитие навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза. | Дети правильно различают звуки русского языка, определяют место звука в слове, последовательность звуков и их количество, придумывают слова с заданным звуком. |
6 | Технологии преодоления дисграфии, Садовникова И.Н., Лалаева Р.И., Е.В. Мазанова, Мальм М.В., Суслова О.В. | Преодоление дисграфии. | Явления дисграфии преодолены. Дети грамотно пишут слова, словосочетания, предложения и тексты. |
7 | Технологии преодоления дислексии, Садовникова И.Н., Лалаева Р.И., Воронина Т.П. | Преодоление дислексии. | У детей повысилась внимательность, качество, скорость чтения. |
8 | Здоровьесберегающие технологии: артикуляционные и дыхательные упражнения, Нищева Н.В., Коноваленко В.В., А.Н. Стрельникова, И.Б. Карелина, Л. И. Белякова, Н.Н. Волоскова. | Развитие физиологического и речевого дыхания. | Уклады звуков русского языка правильные и четкие. Воздушная струя сильная целенаправленная. |
9 | Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, упражнения для развития мелкой моторики., Н.В. Нищева, Коноваленко В.В., Крупенчук О.И. | Развитие координации движений пальцев рук, стимулирование речевых центров головного мозга. | Развитая координация пальцев рук, благотворное влияние на развитие речи. |
10 | Здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения, А.С. Фалёва, О.В. Праведникова, Е.Ф. Архипова. | Развитие межполушарного взаимодействия, автоматизация звуков, развитие речевой системы. | Ускорение процесса автоматизации звуков, созревания нервной системы. |
11 | Информационно – коммуникативные технологии, Яковлев А.И. ;Яндекс.Учебник «Витамины для чтения» | Повышение эффективности коррекционной работы и интереса детей к изучаемому материалу. Приобщение детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. | ИКТ позволяют стимулировать познавательную активность детей, участвовать в освоении новых знаний и сотрудничать с родителями. |
12 | Игровые технологии, Т.А. Ткаченко, В.В. Коноваленко, Н.Э. Теремкова, Л. А. Комарова, О.П., Н.В. Нищева | Повышение эффективности коррекционной работы и интереса детей, стимулирование познавательной активности, здоровья. | Здоровые, успешные и счастливые дети. Создание благоприятных условий для социализации и коммуникации детей. |
13 | Технологии развития высших психических функций, Е.А. Стребелева, Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина, О.В. Праведникова, «Витамины для чтения» Яндекс.Учебник. | Развитие высших психических функций. | Активизация познавательной деятельности. Положительная динамика в коррекционно-развивающей работе. |
И.Н. Садовникова отмечает, что «при смешении букв по акустико – артикуляторному сходству одной из причин является нестойкость соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы». Также И.Н. Садовникова выделяет стойкие смешения по кинетическому сходству. «Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно-мышечным ощущениям. Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезии позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок».
Е.В. Мазанова говорит о том, что «при оптической форме дисграфии у детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы».
Проанализировав данные утверждения, я пришла к выводу, что развитие зрительного и слухового внимания благотворно сказывается на преодолении ошибок на письме. Данный тезис я решила вынести на обсуждение на Методическом объединении учителей-логопедов школ Ярославского муниципального района, поделиться своим опытом и выслушать конструктивную критику.
Уровень мероприятия | Название | Дата | Тема выступления |
муниципальный | Семинар: Использование цифровой платформы Яндекс. Учебник в работе учителя-логопеда. | 29.10.2021 | Использование цифровой платформы Яндекс.Учебник в работе учителя-логопеда. |
Во второй половине мая 2021 – 2022 учебного года была проведена повторная логопедическая диагностика.
| Заключение | Проверка навыков письма в конце учебного года | |
| | Запись под диктовку строчных букв | Запись под диктовку прописных букв | Диктант слогов | Диктант слов различной слоговой структуры | Запись после однократного прослушивания | Слуховой диктант | Трудности с усвоением орфографических правил |
| | | | Пропуск букв | Пропуск,перестан слогов | Замена по глух.-звон. | Пропуск букв | Пропуск,перестан слогов | Замена по глух.-звон. | Слитное напис слов | Границы предл | Трудности с окончан | Слитное напис слов | Границы предл. | Трудности с окончан. | |
2а класс | | |
| Вариант 7.2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | - | + |
| Вариант 5.I | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | + | + |
2б класс | | |
| Вариант 7.I | - | - | - | - | - | + | - | + | - | - | - | - | - | - | - |
| | - | - | + | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | - |
| Вариант 7.I | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | + | + | - | - |
| | - | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | - |
4а класс- | | |
| F 80.0 Дислексия. Элементы дисграфии. | | | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| F83. | | | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| Дисграфия. | | | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + |
| | | | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| | | | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
4б класс | | |
| Вариант 7.I H52.0. H2.2. H53.8. | - | - | - | - | - | + | + | - | - | - | - | + | + | + | - |
| Вариант 7.I | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | - |
| Вариант 7.I | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | + |
| | | | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + |
| | | | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | + |
| | | | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Таким образом, наблюдается положительная динамика в преодолении трудностей на письме на уровне слога, слова и предложения в школьников, значит выбранные методы и приемы логопедической работы были выбраны правильно и их можно считать эффективными.
Приложение 1
Календарно-тематический план реализации программы по преодолению
дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза
у обучающихся 2 класса. Автор Мазанова Е.В.
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
Диагностика (2 часа). |
1 | Диагностика письменной речи. | 1 |
2 | Диагностика письменной речи. | 1 |
1 этап – коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова (27 часов). |
3 | Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 |
4 | Дифференциация понятий «звук» - «буква». Дифференциация гласных I – II ряда | 1 |
5 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А. | 1 |
6 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. | 1 |
7 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. | 1 |
8 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э. | 1 |
9 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. | 1 |
10 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И. | 1 |
11 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я. | 1 |
12 | Дифференциация букв А – Я на письме. | 1 |
13 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю. | 1 |
14 | Дифференциация букв У – Ю на письме. | 1 |
15 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е. | 1 |
16 | Дифференциация букв Э – Е на письме. | 1 |
17 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё. | 1 |
18 | Дифференциация букв О – Ё на письме. | 1 |
19 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 |
20 | Разделительный мягкий знак. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 |
21 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р – Л. | 1 |
22 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М – Н. | 1 |
23 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б – П. | 1 |
24 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г – К. | 1 |
25 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В – Ф. | 1 |
26 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д – Т. | 1 |
27 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З – С. | 1 |
28 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж – Ш. | 1 |
29 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Щ – Х – Ц – Ч. | 1 |
2 этап - коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова (4 часа). |
30 | Повторение понятий «слог», «открытый слог», «закрытый слог». Дифференциация слогов и слов. Слоговой анализ слов. | 1 |
31 | Дифференциация понятий «буква» - «слог» - «звук». Слоговой анализ и синтез слов. | 1 |
32 | Дифференциация одно-, двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. | 1 |
33 | Слоговой анализ слов сложной слоговой структуры. | 1 |
Диагностика. (1 час) |
34 | Диагностика письменной речи. | 1 |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 4 классах
№ | Тема занятия | Содержание занятия |
| | |
1 | Диагностика | Диктант |
2 | Диагностика | Списывание |
| Повторение – 6 |
3 | Слово. Предложение. Текст | Дифференциация понятий «слово», «предложение», «текст» |
4 | Антонимы | Подбор антонимов к слову |
5 | Синонимы | Нахождение синонимов в тексте |
6 | Прямое и переносное значение слов | Прямое и переносное значение слов |
7 | Фразеологизмы | Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения |
8 | Пословицы и поговорки | Настольная игра «Составь пословицу» |
9 | Однородные члены предложения | Поиск в тексте предложений с однородными членами |
10 | Составление предложений с однородными членами |
11 | Имя существительное | Три склонения имен существительных |
12 | Падежи существительных |
13 |
14 | Правописание безударных падежных окончаний в единственном числе |
15 |
16 | Правописание безударных падежных окончаний во множественном числе |
17 |
18 | Развитие речи | Смысловая и интонационная законченность повествовательных, вопросительных, побудительных предложений |
| Имя прилагательное - 2 |
19 | Имя прилагательное | Роль прилагательных в речи |
20 | Правописание безударных окончаний прилагательных |
21 | Р.р. Составление предложений из слов. Объединение их в текст. | «Гроза» |
| Местоимение - 1 |
22 | Местоимение | Личные местоимения |
23 | Р.р. Деление сплошного текста на предложения | Обозначение границ предложений на письме |
| Глагол - 8 |
24 | Глагол | Изменение глаголов по временам |
25 | Изменение глаголов по временам |
26 | Неопределенная форма глагола |
27 | Неопределенная форма глагола |
28 | Спряжение глаголов |
29 | Спряжение глаголов |
30 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем – будущем времени |
31 | Правописание глаголов в прошедшем времени |
32 | Р.р. Деление текста на части | Работа над планом |
33 | Р.р. Деление текста на части | Работа над планом |
34 | Развитие речи | Составление предложений из слов. Объединение их в текст. |
35 | Диагностика письменной речи | Диктант |
36 | Диагностика | Списывание |
Приложение 3
Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений
языкового анализа и синтеза. Подбор упражнений Мальм М.В.
Приставки и предлоги | Анализ и синтез структуры предложения | Анализ и синтез структуры текста. |
Подбери подходящую по смыслу приставку и запиши словосочетания. | Прочитай и определи, где словосочетание, а где предложение. | Вставь пропущенные подходящие по смыслу слова и озаглавь текст. |
Составь пары слов с противоположным значением. | Составь предложение, используя данные словосочетания. | Выдели предложения из сплошного текста. |
Вставь подходящие по смыслу предлоги. | Придумай и запиши предложение к каждой картинке. | Соедини слоги в слова, слова в предложения, а предложения в текст. |
Вставь подходящий по смыслу предлог и запиши предложения, поставив слова в скобках в правильную форму. | Составь и запиши предложения из данных слов по вопросам. | Пронумеруй предложения так, чтобы получился связный текст. |
Переделай словосочетания с предлогом в словосочетания с приставкой. | Закончи предложение несколькими словами и запиши его. | Запиши предложения, в таком порядке, чтобы получился связный рассказ. |
Переделай словосочетания с приставкой в словосочетания с предлогом. | Придумай и запиши начало предложений из нескольких слов. | Составь предложения из слов, запиши получившийся рассказ. |
Где предлог, а где приставка? (одинаковые предлоги и приставки.) | Составь предложения из данных слов и запиши их. Найди и вычеркни из предложения лишнее слово. | Составь и запиши связный текст из деформированных предложений (поставь предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ). |
Спиши текст, раскрой скобки, вставляя подходящие по смыслу приставки и предлоги. | Вставь пропущенные гласные из правой части каждой строки в левую | Вставь в текст пропущенные гласные буквы. |
| Определи границы предложений. | В тексте перепутаны буквы и слоги в словах. Собери слова, из слов составь предложения. |
| Составь предложения, поставив слова в правильном порядке и форме. | Спиши текст, изменяя если нужно, окончания у прилагательных в скобках. |
| Сократи предложение до четырех, трех, двух слов. | Прочитай части рассказа, установи, в какой последовательности происходили события. Прочитай и запиши части текста в правильном порядке. |
30