СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описана система оценивания учебных достижений студентов.

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания»

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ДОСТИЖЕНИЙ

Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации студентов.

1. Теоретические основы системы оценивания

Изучение курса призвано оказать существенное влияние на когнитивную, мотивационную и креативную сферы личности студента. Поэтому система диагностики достижений студентов должна включать три составляющие:

·            выявление динамики развития когнитивной сферы;

·            выявление динамики развития мотивационной сферы;

·            выявление динамики развития креативной сферы.

В рамках этих трех составляющих целесообразны:

·            проведение различного вида тестирования;

·           организация работы по анализу и оценке (самооценке, взаимооценке, оценке со стороны преподавателей, родителей,) достижений учащихся.

Выявление сформированности определенных элементов знаний и адекватных им предметных умений не исключается из системы диагностики, а приобретает второстепенный подчиненный характер. Основной упор при оценке учебных достижений студентов должен быть сделан на качество подготовленных ими итоговых материалов по результатам проведенной самостоятельной практической работы. Оценка успешности студентов в овладении курсом должна быть многоаспектной, должна проводиться в различных формах и преследовать не только цели контроля, но и цели мотивационные и развивающие.

Большое значение приобретает в этих условиях оценка достижений конкретного студента со стороны товарищей по группе, родителей, студентов других групп и других образовательных учреждений. Особую роль играет моделирование признания заслуг исследователя через апробацию идей и результатов исследования на учебных конференциях и публикацию студенческих работ в специальных сборниках.

Пятибалльная отметка как внешняя форма оценки учебной успешности студента может быть лишь одной из многочисленных составляющих в общей системе оценки деятельности обучающегося. Неприемлемыми представляются расчет успеваемости, качества знаний и уровня обученности при оценке результатов изучения курса.

Исходя из этих концептуальных положений, строится система оценивания достижений студентов, изучающих курс «Бурятский язык как государственный». Под системой оценивания понимаются не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, и те «моменты» учебного процесса, в которые отметки принято выставлять, но, прежде всего, в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между преподавателем, студентом и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. Таким образом, оказывается, что система оценивания неразрывно связана с системой самооценивания результативности обучения.

В общем, именуемая в дальнейшем система оценивания (включающая оценку «внешнюю» и «внутреннюю») должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. Другими словами, реализация системы оценивания должна дать возможность сверить достигнутый студентами уровень с определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс. Система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого обучающегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов). Обучающийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой преподавателя. Это означает, что должна быть обеспечена полная прозрачность системы оценивания.

2. Критерии оценивания учебных достижений студентов

Компоненты диагностики достижений студентов (когнитивный, мотивационный, креативный) в реальном процессе оказываются взаимосвязанными, переплетаются, взаимопроникают. Предлагается совокупность четырех критериев, характеризующих совместно перечисленные компоненты.

Критерий А отвечает за знание фактического материала и умение правильно и уместно использовать понятийный аппарат.

С помощью критерия В оценивается работа, связанная с синтезом фактического и теоретического материала, умением создать, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося знание, не данное в готовом виде. Самым простым вариантом такой работы является сопоставление и сравнение двух или нескольких явлений с формулированием конкретных выводов, более сложным – создание системы доказательств какой-либо мысли, идеи.

Наибольшим разнообразием «подотчетных» навыков отличается критерий С, заключающий в себе различного рода практические умения, которые дробятся на две группы: умения анализа, извлечения информации и собственно практические умения (выполнение заданий в рабочей тетради, черчение схем, диаграмм и т.п.).

И, наконец, критерий D посвящен навыкам презентации, словесного и материального оформления и представления какой-либо работы, выполненной самим студентом.

Отметка, которую получает студент, выполняя различные виды деятельности на уроке и дома, выступает количественным показателем соответствия достижений студента критериям оценивания этих достижений. В зависимости от конкретных условий образовательной организации или системы работы учителя может быть выбрана традиционная пятибалльная шкала отметок или введена многобалльная шкала.

При пятибалльной шкале примерная характеристика отметок может выглядеть так:

·            0 баллов – задание не выполнено;

·           1 балл – содержание задания не осознано, продукт неадекватен заданию;

·         2 балла – допущены серьезные ошибки логического и фактического характера, выводы отсутствуют;

·     3 балла – задание выполнено отчасти, допущены ошибки логического или фактического характера, предпринята попытка сформулировать выводы;

·           4 балла – задание в целом выполнено, но допущены одна-две незначительных ошибки логического или фактического характера, сделаны выводы;

·            5 баллов – задание выполнено, сделаны в целом корректные выводы.

Для более объективной оценки достижений студентов можно предложить многобалльную шкалу – в частности десятибалльную. Начинать удобно с нуля, чтобы любая отметка записывалась одной цифрой. Соответствие традиционно (в ряде случаев интуитивно) используемой пятибалльной шкалы с «плюсами и минусами» и предлагаемой десятибалльной шкалы выглядит следующим образом.

«Отрицательной» отметкой может фиксироваться лишь невыполнение работы. Студенту должна быть предоставлена возможность улучшения своего результата на разных этапах вплоть до момента выставления итоговой отметки за семестр (или при завершении большой темы курса).

3. Виды диагностики достижений студентов

Виды осуществления диагностики результатов обучения курсу «Бурятский язык как государственный» можно классифицировать по форме предъявления достижений и рассматривать:

·                    устные ответы студентов;

·                    письменные работы;

·                    практические задания.

Устные ответы студентов– это:

·                    рассказ о выполнении домашних заданий;

·                    участие в диалогах-дискуссиях на занятиях;

·                    выступление на конференции;

·                    рецензирование ответов и работ других учащихся.

Письменные работы – это:

·                    отчеты о выполнении домашних заданий;

·                    самостоятельные и контрольные работы;

·                    тестирование;

·                    рецензирование ответов и работ других учащихся.

Практические задания – это:

·                    подготовка стендовых докладов;

·                    подготовка презентаций;

·                    создание фото и видеоматериалов.

Диагностика и оценивание с помощью программы М-тест.

Особое место занимает такая форма предъявления достижений учащихся, как проектная работа, сочетающая элементы выполнения письменных и практических заданий и отражающая наиболее системно ученические успехи. Проектная работа – это индивидуальные и групповые проекты.

4. Способы фиксации динамики достижений студентов

Многокомпонентность системы оценивания определяет целесообразность фиксации и хранения результатов деятельности студентов в процессе обучения курсу в виде портфолио студента.

Портфолио – портфель индивидуальных достижений – комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных достижений, исполняющих роль накопительной оценки. Портфолио студента может выступать средством образовательного рейтинга студента и позволяет:

1) Проследить индивидуальный прогресс студента в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
2) Оценить образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Портфолио студента это:

·     коллекция работ обучающегося, демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях обучающегося по сравнению с его предыдущими результатами;

·       выставка учебных достижений студента по данному предмету за данный период обучения (полугодие, год);

·      форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучающегося;

·    антология работ обучающегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.

С помощью портфолио можно конструировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты студентов. При этом кроме «накопительной», портфолио выполняет моделирующую функцию, «отражая динамику развития обучающегося; его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный обучающемуся, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта; помогает обучающемуся проводить рефлексию собственной учебной работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы обучающегося».

5. Рефлексия достижений как неотъемлемый компонент обучения курсу

Цели и задачи курса, реализующего в целом компетентностный подход к обучению, приводят к необходимости создания условий для рефлексии (самоанализа и самооценки) студентов результатов работы по курсу.

Для того чтобы иметь возможность осмысленного изучения тех или иных учебных предметов, а тем более освоения тех умений, которые по своей сути являются надпредметными, у студента должны быть развиты рефлексивные навыки. Развитию их должно отводиться специальное пристальное внимание. Рефлексия как содержательного, так и эмоционального порядка является обязательным завершающим этапом любой более или менее крупной работы. Это вполне естественно, если учесть, что рефлексия помогает обучающемуся осмыслить проведенную работу, дает возможность и, более того, побуждает к высказыванию своей оценки прошедшей работы, а, кроме того, служит, при должной организации, замечательным средством обратной связи для преподавателя, позволяя более уверенно, опираясь не только на свои ощущения и мнение коллег, но и на реакцию студентов, выделить слабые и, наоборот, сильные места проведенной работы.

Реализация рефлексии представляет собой организацию на итоговых этапах практически каждого занятия и в обязательном порядке на итоговых занятиях обсуждения следующих вопросов:

·                  «самое удачное в работе», «самое неудачное в работе»;

·        «пожелания преподавателю-организатору и консультантам» (если работа была большая, и в ней участвовало несколько преподавателей);

·                    «пожелания себе»;

·                    «пожелания товарищам по группе»;

·                    «самое трудное в работе»;

·                    «самое интересное»;

·                    «чему я научился в процессе работы»;

·                    «что понравилось», «что не понравилось»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!