Доклад
«Система оценивания образовательных достижений на уроках английского языка. Листы оценивания»
Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ по английскому языку. Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.
Оценивание помогает учителю выбрать эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. На уроках английского языка система оценивания выстраивается таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы устанавливать, что знают и понимают учащиеся на иностранном языке; давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения; отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ; обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей; отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
В системе оценивания следует отметить следующие принципы:
1. Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4.Оценивать можно только то, чему учат.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
На уроках английского языка я использую различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (сочинение, диктант, многовариантные и разноуровневые контрольные работы, эссе, написание письма), тестовый контроль, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки).
В процессе отслеживания важны листы индивидуальных достижений, проанализировав которые, можно получить ответы на различные вопросы: доступно ли был дан учебный материал, интересен ли он был для учащихся. Проанализировав результаты, можно сделать выводы о собственных ошибках, скорректировать деятельность детей..
Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю, самооценке, а также взаимооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы обучающийся сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые стороны, а самое главное - мог определить, что ему нужно делать, как поступить, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. Несомненно, ученик, который умеет планировать и оценивать свою деятельность на уроке, способен и получать самостоятельно знания.
На уроках английского языка я использую листы индивидуальных достижений учащихся, позволяющих проследить динамику достижения образовательных результатов. Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяют оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.
Description of achievement | Poor | Fair | Good | Excellent |
I can read and understand the information about | | | | |
I can listen and understand the information about | | | | |
I can write | | | | |
I can speak about | | | | |
I can ask and answer the questions about | | | | |
Для учащихся средних классов листы для самооценки раздаются мною в начале учебного года для определения цели и определения динамики развития в изучении языка, а также в конце изучения раздела, темы, где необходимо указать на выбор: V = I need more practice. - Мне нужно еще попрактиковаться. VV = Sometimes I find this difficult. - Иногда трудно для меня. VVV = Noproblem! - Нет проблем! Отлично! Вот примеры листов для самооценки, которые я применяю для учащихся 7,8,9 классов: Self check 1 Тема: «About myself» Класс:7 Read the statements. Think about your progress and tick one of the boxes. I can introduce myself | | | |
I can ask and answer questions | | | |
I can describe people | | | |
I can ask the time and talk about the months of the year | | | |
I can talk about people I meet regularly | | | |
I can talk about my family and friends | | | |
I can understand information and talk about every day activities | | | |
I can say what someone does and doesn’t do | | | |
I can introduce people and find out more about them | | | |
I can write an informal letter to a penfriend | | | |
Тема: «Sport» Класс:8 Read the statements. Think about your progress and tick one of the boxes. Self check 2 I can talk about sports and hobbies | | | |
I can ask people’s hobbies and interests | | | |
I can talk about popular sports and activities | | | |
I can talk about daily routines | | | |
I can understand a magazine article about sport | | | |
I can express my likes and dislikes | | | |
I can write an announcement for a club | | | |
Тема: «School subjects» Класс:9 Read the statements. Think about your progress and tick one of the boxes. Self check 3 I can talk about my school subjects | | | |
I can describe what is in the room | | | |
I can describe my ideal school | | | |
I can understand and react to an article about schools | | | |
I can describe a week at my school | | | |
Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяют мне оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений. Такой индивидуальный лист я использовала в 10-11 классах. Лист индивидуальных достижений Ученик класс 10 -__ № | | Формируемые навыки и умения | Даты проведения оценивания |
Старт | октябрь | Ноябрь | декабрь | Январь | февраль | Март | Апрель | Май |
1. Навыки чтения |
1 | Понимание прочитанного | Ответ на прямой вопрос по прочитанному | | | | | | | | | |
Определение соответствия /несоответствия | | | | | | | | | |
Построение плана текста | | | | | | | | | |
Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте | | | | | | | | | |
Подбор заголовка к тексту | | | | | | | | | |
2 | Пересказ | С опорой на помощь учителя или иную | | | | | | | | | |
Без опоры | | | | | | | | | |
3 | Составление собственного высказывания | | | | | | | | | |
4 | Техника чтения | | | | | | | | | |
5 | Чтение наизусть | | | | | | | | | |
2. Навыки письма |
6 | Письменные работы | Словарные диктанты | | | | | | | | | |
7 | Текущие работы | | | | | | | | | |
8 | Проверочные работы | | | | | | | | | |
9 | Творческие письменные работы | Текущие работы в рабочей тетради | | | | | | | | | |
10 | Письмо другу, Сочинение | | | | | | | | | |
Считаю, что в системе оценивания достижений учащихся на уроках очень важен психологический комфорт детей. Поэтому на уроках я создаю ситуации успеха для каждого ученика, стараясь при этом развивать и принимать во внимание все виды УУД.
Особое внимание уделяю индивидуально-ориентированному способу обучения при работе с одаренными детьми, для них подбираю специальные, творческие задания по каждой теме.