Система оценивания образовательных достижений учащихся
начальной школы в соответствии с ФГОС
Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования.
Успешность решения данных задач зависит от того, как устроена система оценки: поддерживает ли и стимулирует ли учащихся; насколько она обеспечивает точную обратную связь; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.
Особенности системы оценивания:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения ООП в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно – деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно – практических и учебно – познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений учащихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.
Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности:
- предметных (знания и умения, опыт творческой деятельности);
- метапредметных (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.);
- личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:
Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
Оценивать можно только то, чему учат.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Виды оценивания:
- внутренняя оценка, выставляемая учителем или общеобразовательным учреждением;
- внешняя оценка осуществляется в форме мониторинговых исследований и итоговых проверочных работ.
Система оценивания предметных результатов
Цель: оценка планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана.
Предметные результаты содержат:
- систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов;
- систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение новых знаний.
В системе предметных знаний можно выделить:
- опорные знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения, они могут быть достигнуты основным большинством учащихся;
- знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний и служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
При оценке предметных результатов важно не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартной учебной ситуации, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач:
- анализ процесса освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием.
- выявление соответствия уровня сформированности способов действий с предметным содержанием требования к планируемым результатам;
- освоение программного материала по теме, блоку, содержательной линии.
- освоение программного материала за четверть, полугодие, год.
Процедура оценивания.
– устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа);
- письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии);
- письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе).
Методы и формы оценивания предметных результатов
Инструментарием оценивания образовательных достижений являются КИМы – задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с предметным содержанием (достижение планируемых предметных результатов).
Оценочная процедура и инструментарий
1. Стартовая диагностика: стартовые (входные) проверочные работы по учебным предметам
2. Текущее оценивание предметной обученности: самостоятельные работы, проверочные работы, диагностические работы
3. Итоговая оценка предметной обученности: итоговые контрольные работы по предметам
Критериями являются планируемые предметные результаты. которые описаны ниже. См. приложение 1.
Система оценивания метапредметных результатов
Цель: оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД; ориентация на реализацию метапредметных результатов.
Объект оценивания
- сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, то есть таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её реализации;
-умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и характера ошибок;
- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково – символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно – познавательных и практиче6ских задач;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Процедуры оценивания
- наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа)
- письменный опрос (диагностические работы, проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе)
Методы оценивания метапредметных результатов:
- фронтальный письменный опрос, индивидуальная беседа, анкетирование;
- наблюдения за определёнными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении;
- оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ;
- тестирование;
- оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседования, дневников учащихся);
- портфолио обучающегося;
- выставки и презентации крупных законченных работ.
Технологии оценивания
- «Технология оценивания образовательных достижений» Д.Д.Данилов
- «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман
- «Индивидуально – ориентированные эталоны оценки» Г.Ю. Ксензова
- «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» А.В.Воронцов
- «Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе» М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В.Меркулова, А.Г.Теплицкая
- «Учимся учиться и действовать» - мониторинг метапредметных универсальных учебных действий М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В.Меркулова, А.Г.Теплицкая
- оценочные суждения учителя, учеников письменные и устные, характеризующие регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД.
Инструментарий оценивания.
1.Диагностические задачи по проверке отдельных видов универсальных учебных действий, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной контрольной работы (по А.Г.Асломову)
2.Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная основа (тетради для контрольных и проверочных работ по УМК «Школа России»)
3.Комплексные работы на межпредметной основе и работа с информацией
4.Олимпиадные и творческие задания, проекты
5.КИМы – задания, вопросы для выявления уровня сформированности метапредметных результатов (достижения планируемых метапредметных результатов);
6. тесты для изучения метапредметных результатов.
Критериями являются планируемые предметные результаты.
Формы фиксации
- листы наблюдения за развитием регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;
- дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;
- портфолио «Мои достижения»;
- дневник ученика;
- диагностическая тетрадь учителя.
Система оценивания личностных результатов
Цель: оценка сформированности личных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД.
Направленность на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.
Объект оценивания:
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три основных блока:
- самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника;
- смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения, т.е. «значения для себя»;
- морально – этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости
Процедура оценивания:
- Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.
- Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся.
- Диагностика сформированности личностных качеств учеников может осуществляться учителем или педагогом – психологом. Личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку.
- устный опрос, письменный опрос.
Технологии, методики, методы, приёмы:
- «Технология оценивания образовательных достижений» Д.Д.Данилов
- «Оценка без отметки» Г.А.Цукерман
- «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» А.В.Воронцов
- оценочные суждения учителя и учеников (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия;
- рефлексивные сочинения.
Инструментарий оценивания:
- КИМы
- задания или вопросы, для выявления уровня сформированности личностных УУД (достижения планируемых личностных результатов);
- тесты для изучения личностных сфер ученика
Критерии оценивания:
- планируемые личностные результаты действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающего личностный моральный выбор;
- обобщенные критерии: понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности.
Формы фиксации:
- листы наблюдений за развитием личностных качеств обучающихся;
- дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;
- портфолио «Мои достижения»;
- дневник ученика;
- диагностическая тетрадь учителя;
Образовательные результаты могут быть представлены:
- табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
- тесты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
- портфолио обучаемого;
- результаты психолого – педагогических исследований, показывающих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, универсальные учебные действия.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы в рабочем портфолио обучаемого.