Просмотр содержимого документа
«Система оценивания образовательных достижений:»
Система оценивания образовательных достижений:
В данной статье мною будуТребования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики.
Для начала рассмотрим структуру системы оценки:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Компоненты системы оценки | Вид оценки |
Текущая | Промежуточная | Итоговая |
Цель | Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД. Направленность на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся. |
Объект | Процесс формирования и уровень сформированности личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации |
Процедуры | Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования. Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся. Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем. При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку. Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). |
Технологии, методики, методы, приемы | Рефлексия Оценочные суждения учителя (учеников) |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Компоненты системы оценки | Вид оценки |
Текущая | Промежуточная | Итоговая |
Цель | Оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (РУУД, ПУУД, КУУД) на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД. |
Объект | Процесс формирования РУУД, ПУУД, КУУД | Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД | Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД |
Процедуры | Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | Письменный опрос (диаг-ностические работы, про-верочные работы по пред-метам, комплексные работы на межпредметной основе) | Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе, проекты) |
Технологии | |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Компоненты системы оценки | Вид оценки |
Текущая | Промежуточная | Итоговая |
Цель | | оценка освоения предметных знаний и способов действий с предметным содержанием; выявление соответствия уровня сформированности способов действий с предметным содержанием требованиям к планируемым предметным результатам |
освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии. | освоения программного материала за четверть, полугодие, год. |
Объекты | Процесс освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава). | Действия с предметным содержанием по изучаемой теме. | Умения решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных предметному содержанию. |
Процедуры | Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | Письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоение программного материала по теме, блоку, содержатель-ной линии). | Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе). |
Технологии, методики, методы, приемы | Метод цветных карточек, журнал учителя, дневник ученика. |
Говоря о методах и формах оценивания, уже на начальном и среднем этапах обучения учащиеся осваивают разные способы контроля и самоконтроля. Это могут быть цветные стикеры, наклеиваемые на лист оценок, приоритет при выборе следующего здания, и многое другое. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также я практикую такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
Хотелось бы детальнее рассмотреть вышеупомянутый способ контроля – это самоконтроля, который ведет к самооцениванию ученика и существует ряд техник самооценки. На уроках английского языка можно применять следующие способы для формирования данного умения.
Первый способ – ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем.
Учитель индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки.
Удобный способ для самооценки – записать речь учащегося, а потом дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки.
При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу.
В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Важным условием для развития адекватной самооценки является совместная выработка критериев оценивания определенных умений. Что касается английского языка, то навыки и рецептивные умения (чтение и аудирование) оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений (говорение и письмо) должны быть выработаны определенные критерии.
Мною разрабатывается система мониторинга, включающая оценивание не только уровня усвоения ЗУНов, но и метапредметных компетенций ученика (умение контролировать, критически оценивать учебную деятельность, правильно вести мониторинг своих достижений и т.д.). На завершающем этапе разделов учебного пособия “Starlight” провожу рефлексию учащихся по следующей схеме:
Я узнал … Было интересно… Было трудно … Я понял, что … Теперь я могу … Я почувствовал, что … | Я приобрел … Я научился … У меня получилось … Я смог … Я попробую … Меня удивило … Занятия дали мне для жизни … | Мне захотелось … Хочу узнать про … Хочу улучшить … по языку |
Данная рефлексия помогает мне в планировании учебной деятельности школьников, сделать отбор релевантных материалов для уроков, а также во внеурочной деятельности.
В качестве оценивания настроения и эмоционального состояния, а также отношение к каждому уроку использую метод цветных карточек, где зеленая карточка означает «было интересно, мне понравилось», красная – «что-то было непонятно, мне грустно», а желтая «не знаю».
В конце обучения 4-х, 7-х классов в гимназии проводится контроль и оценивание достижения обучающихся с помощью итоговой аттестации. Мною были разработаны материалы для проведения итоговой аттестации в 4-х и 7-х классах. Работа для 4 класса состоит из двух частей – письменная и устная, задания включают в себя аудирование, чтение текста, лексико-грамматический тест, написание письма, выразительное чтение отрывка сказки «The Stone flower», описание картинки Работа для 7-х классов также состоит из двух частей- письменная и устная. Задания включают в себя аудирование, чтение текста, лексико-грамматический тест, написание письма, выразительное чтение отрывка, монолог на заданную тему. . Подобные задания являются подготовкой к сдаче ОГЭ и ЕГЭ в старших классах. Также были разработана спецификация работы итоговой аттестации и критерии оценивания.
Таким образом, существует множество способов оценивания образовательных достижений учащихся. Выбор, которых зависит от цели, поставленной учителем и возможностей успешного использования их на уроке английского языка.