СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система формирования оценки на уроке технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оценивания учащихся на уроках технологии

Просмотр содержимого документа
«Система формирования оценки на уроке технологии»

Оценивание деятельности учащихся на уроках технологии по ФГОС


Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса и новые требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.


Прежде всего изменился инструментарий – формы и методы оценки. Помимо привычных предметных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий-задач, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.

Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания» – решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки – несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на простом уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться.

Основные принципы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП:

- оценивание является постоянным процессом;

- в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание;

- оценивание может быть только критериальным;

критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

- оцениваться с помощью отметки могуть только результаты деятельности ученика, но не его личные качества;

оценивать можно только то, чему учат;

- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся (они могут вырабатываться совместно);

- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии);

Результаты освоения обучающихся ООП включают в себя:

предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и т.д.);

 

метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

личностные результаты (система ценностных отношений, интересов обучающихся и др.).

ОТЛИЧИЕ системы оценивания ФГОС от традиционной системы оценивания

Подавляющее большинство образовательных результатов можно сравнить только с его же предыдущими показателями

Целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП предполагает

включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии);

Использование критической системы оценивания

содержать указания на определённые недостатки в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности.

Основная сложность

работы по такой системе оценивания заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо продумать критерии и формы оценивания деятельности учащихся на каждом этапе урока.
Предлагаем познакомиться со опытом работы по системе оценочной деятельности на уроках технологии в 5-х классах, которая позволяет объективно оценить работу учащихся, а также:
- учит ребёнка самому оценивать себя;
- выявляет причины снижения качества успеваемости;
- показывает ученику пути повышения отметки по предмету;
- развивает общеучебные умения и навыки;
- воспитывает дисциплинированность;
- улучшает психологический климат на уроке.


Традиционный урок технологии помимо изучения новой темы включает четыре этапа: организационный (готовность к уроку); проверка домашнего задания; повторение и практическая работа. Особенность методики состоит в том, что на каждом из этих этапов все учащиеся получают отметку и фиксируют её в оценочном листе своей рабочей тетради. При подведении итогов урока каждый ученик суммирует полученные отметки и определяет итоговую, которая выставляется в журнал СЛАЙД№14). Например: 5+5+5+5=19:4=5. Если число получается с остатком, оно округляется в пользу ученика.
Отметки за этапы урока учащиеся выставляют на уроке в ходе само- и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания. На этапе введения в учебный процесс данного метода критерии задаются учителем, в дальнейшем к этой работе привлекаются учащиеся.
Разберём подробнее процесс оценивания.

На этапе проверки готовности к уроку . выявляется наличие у детей учебных принадлежностей: 1) дневник, 2) рабочая тетрадь, 3) учебник и 4)-5) необходимые для урока специальные материалы.

Этап повторения знаний . можно проводить в различной форме, но важно продумать эффективность и возможность оценить каждого ученика. Чаще всего мы проводим терминологические диктанты. При изучении темы опорные слова, термины и понятия записываются учащимися в словарик, расположенный на последних страницах рабочей тетради. Для терминологического диктанта учителем выбираются пять терминов на основе этих записей. Учитель проговаривает предложение – определение понятия, а последнее слово – термин не произносится, его должны записать учащиеся самостоятельно. Пять правильно отмеченных терминов дают основание выставить отметку «пять» в графу оценочного листа, соответственно отметка «четыре» ставится за четыре верных ответа.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!