СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Система ожидаемых результатов - показате-лей - целевых индикаторов реализации программы работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности, в МКОУ СОШ № 3»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как организовать работу с одаренными обучающимися, каким образом отследить правильность организации работы, какие целевые показатели являются индикаторами реализации программы работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности – этот вопрос остается актуальным.

Просмотр содержимого документа
««Система ожидаемых результатов - показате-лей - целевых индикаторов реализации программы работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности, в МКОУ СОШ № 3»»









Проектная работа

на тему:


«Система ожидаемых результатов - показателей - целевых индикаторов реализации программы работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности, в МКОУ СОШ № 3»










Шитова Тамара Николаевна


















Актуальность проекта


В национальном проекте «Образование», в Приоритетах реализации современной модели образования на период до 2020 года особое место занимает создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

По-прежнему остается актуальной важная задача этих проектов: обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос об организации работы с такими детьми, ведь тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Как организовать работу с одаренными обучающимися, каким образом отследить правильность организации работы, какие целевые показатели являются индикаторами реализации программы работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности – этот вопрос остается актуальным.


Проблема проекта

С одарёнными детьми в школе работают 12% педагогов, их деятельность носит бессистемный характер и направлена не столько на выявление, поддержку и развитие детской одарённости, сколько на удовлетворение профессиональных амбиций педагогов.



Цель проекта

Создание системы ожидаемых результатов - показателей - целевых индикаторов реализации программы работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности


Задачи проекта

  1. Определить основные объекты исследования эффективности реализации Программы.

  2. Определить принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы развития одаренности обучающихся.

  3. Сформировать методологический инструментарий мониторинга одаренности обучающихся.

  4. Создать эффективную систему стимулирования педагогов, качественно и результативно работающих с одарёнными детьми.

  5. Отобрать критерии и показатели эффективности выполнения Программы.

Ожидаемые результаты проекта

Будет создана система ожидаемых результатов - показателей - целевых индикаторов реализации программы работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности.

Практическая часть проекта

        Мониторинг эффективности реализации Программы по развитию одаренности представляет собой систему диагностических исследований, направленных на:

  • изучение состояния социализации обучающихся;

  • оценку состояния одаренности;

  • прогноз развития одаренности;

  • выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

        В качестве основных объектов исследования эффективности реализации Программы выступают:

  • личность самого обучающегося

  • общественный уклад школьной жизни (создание условий)

  • родительская общественность.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы развития одаренности обучающихся:

— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса развития одаренности обучающихся;

— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности школы на изучение процесса социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития: социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

— принцип объективности предполагает независимость исследования и интерпретации данных и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на развитие одаренности обучающихся.

— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.





Методологический инструментарий мониторинга одаренности

обучающихся

Методологический инструментарий мониторинга одаренности обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов развития одаренности обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по вопросу одаренности обучающихся используются следующие виды опроса:

• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса развития одаренности обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса


Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) одаренности обучающихся.

        Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования одаренности обучающихся. Основной целью исследования является изучение динамики процесса одаренности обучающихся в условиях разработанной школой Программой.

В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа.

Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации Программы по развитию одаренности обучающихся.

Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы

Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы по развитию одаренности обучающихся.

Заключительный этап предполагает исследование динамики развития одаренности.

При описании динамики одаренности подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

        Особенности диагностики результатов:

  • комплексность (сочетание как тестовых форм, так и результатов наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни);

  • объективность (результаты наблюдения как субъективное мнение (педагога, родителя, самих обучающихся) следует отделять от личного отношения к тому или иному ученику.

  • корректность в интерпретации данных;

  • индикаторы результативности воспитательной работы педагога, школы являются средние показатели его учеников, которые должны учитывать разницу между ситуацией в начале работы педагога и в конце этой работы, возрастные изменения подростков, объективно влияющие на их характер и поведение. 

       

Критерии и показатели эффективности выполнения Программы


    1. Группа критериев, указывающих на динамику развития одаренности обучающихся


N
п/п

Наименование показателя

Индикаторы

Целевой
ориентир
2019-2020

Базовый
уровень
2017-2018

1

2

3

4

Процент детей, участвующих в олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях различного уровня



Процент охвата школьников дополнительным образованием (от общего количества школьников)



3

Удовлетворение потребности школьников в организации внеурочной деятельности



4

Доля школьников, принимающих активное участие в работе детских общественных объединений и органов ученического самоуправления, к общему количеству    школьников                            



5

Доля школьников, принимающих участие в волонтерских объединения, благотворительных акциях, к общему количеству               



6

Доля школьников, реализующих социальные проекты в рамках сетевого взаимодействия с социальными   партнерами, к общему количеству обучающихся           



7

Доля школьников, принимающих участие в реализации программы по формированию культуры здорового образа жизни, к общему количеству                      



8

Доля   подростков, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, к общему количеству школьников                         



9

Доля школьников, посещающих школьные
спортивные клубы и секции, к общему количеству         



10

Доля школьников, совершивших правонарушения и стоящих на учете, по отношению к общему количеству школьников



11

Доля школьников, принимающих участие в ученической социально-исследовательской деятельности, по отношению к общему количеству школьников



12

Доля школьников, овладевших ключевыми компетенциями



13

Доля школьников, принимающих участие в научно-практических конференциях, исследовательских      работах, к общему количеству школьников



Удельный вес численности обучающихся по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, участвующих в олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях различного уровня, в общей численности обучающихся по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования не ниже 55%



Число детей, показывающих высокий уровень индивидуальных достижений в образовательных областях



        

Качества одаренного обучающегося:

 -интеллект выше среднего;

- умение принимать решения;

- способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

- ощущение цели, направления движения;

- гибкость, приспосабливаемость;

- чувство ответственности;

- уверенность в себе и знание себя;

- настойчивость;

- терпимость и терпение в работе с людьми;

- энтузиазм;

- умение ясно выражать мысли в устной и/или письменной форме

- живость, любознательность;

- независимость в действиях;

- инициатива, стремление участвовать во всем новом;

- использование воображения в мышлении;

- гибкость в подходах к проблемам;

- быстрота в обучении через практический опыт;

- способность использовать полученные знания в других областях и отыскивать отношения между идеями, которые кажутся не связанными друг с другом;

- разнообразные интересы;

- сочинение истории;

- чувство юмора.


  1. Группа критериев, указывающих на динамику (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении


N
п/п

Наименование показателя              

Индикаторы  


Целевой
ориентир
2019- 2020  

Базовый
уровень
2017-2018

1

2

3

4

Укомплектованность школы педагогическими кадрами по работе с одаренными детьми



Рост числа педагогических работников и родителей (законных представителей) принимающих участие в реализации проекта.



3

Доля педагогов, внедряющих инновационные разработки по проблемам развития одаренности, к общему количеству педагогических работников                                                



4

Доля педагогов, разработавших и реализующих   программу развития  исследовательской,  творческой      и конструктивной самореализации  школьников,  к  общему количеству                               



5

Доля  педагогических   работников,   повысивших квалификацию по направлению "Одаренный ребенок", к общему количеству педагогических работников  



6

Доля  педагогических   работников,   эффективно использующих современные педагогические технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии), к общему количеству педагогических работников школы   



Число педагогических работников – победителей и призёров профессиональных конкурсов.




3. Группа критериев, указывающих на динамику детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс

 

N
п/п

Наименование показателя

Индикаторы

Целевой
ориентир
2019-2020

Базовый
уровень
2017-2018

1

2

3

4

Доля семей, активно участвующих в работе школы, к общей численности семей                          



Удовлетворенность родителей (семей) качеством работы педагогов, к общему числу семей



Удовлетворенность родителей (семей) качеством работы системы    психолого-педагогического  сопровождения школьников, к общему числу семей                 



  1. 4

Доля семей, принимающих участие в организации и проведении фестивалей и конкурсов семейного   творчества, культурно-досуговых акциях, посвященных   пропаганде семейных ценностей                                   



Положительная динамика (%) числа родителей (законных представителей), удовлетворенных образовательным процессом в ОУ.




Изучение динамики процесса развития одаренности обучающихся


1. Положительная динамика - увеличение значений выделенных показателей на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей на интерпретационном и контрольном этапах исследования.

Причины инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса развития одаренности обучающихся:

  • несоответствие содержания, методов работы с одаренными обучающимися возрастным особенностям развития личности,

  • формальное отношение со стороны учителей;

  • неблагоприятный психологический климат в школе.  


Заключение


Таким образом, нами предпринята попытка создания системы ожидаемых результатов - показателей - целевых индикаторов реализации программы работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности.

Конечно, данная система требует доработки, уточнения. Возможно, в неё нужно внести конкретные показатели по диагностическим методикам, по показателям анкетирования родителей и др.






Список использованной литературы


  • Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.

  • Ляшко Л.Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.

  • Литвинова А.В. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся / А. В. Литвинова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 32-37.

  • Захарченко Т.В. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей / Т. В. Захарченко// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 97-101. - Библиогр.: с. 101.

  • Работа с одаренными и способными детьми в условиях общеобразовательной школы / сост. О.В. Иванова, Л.Н. Ушенкина
    // Практика адм. работы в шк. - 2012. - № 1. - С. 65-68.















11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!