СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к ОГЭ по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к ОГЭ по математике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»









Методическая разработка

Система   подготовки  к  ОГЭ  по   математике

(из опыта работы).
































Выполнила : учитель математики

Денисова С. А.







Система   подготовки  к  ОГЭ  по   математике (из опыта работы).

Среди школьных предметов, математика занимает особое место. Специфика преподавания математики определяется тем, что экзамен по математике является обязательным для всех школьников.

Если вспомнить, что тестирование сегодня стала одной из основных форм проверки знаний, включая ЕГЭ и ОГЭ, то понятно: чем раньше ребёнок научится проходить тесты на уроках математики, тем легче ему будет сдавать выпускные экзамены. Поэтому тесты по математике являются реальной подготовкой к ОГЭ. Но и не надо забывать об развитии устной и письменной математической речи при решении задач второй части КИМов ОГЭ.

Каждый обучающийся в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объем знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ.

В статье рассматриваются вопросы и проблемы, с которыми сталкивается учитель математики при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы.

Учитель математики каждые 2-3 года, а иногда и ежегодно, вместе со своими учениками готовится к прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Поэтому каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки к экзамену в постоянно меняющихся условиях: уровень класса, отдельных учеников и т.д.

В наше время чаще приходится выпускать классы, где главная цель у учеников – это получение аттестата об основном общем образовании. Как лучше работать с такими классами? Я ставлю в своей работе следующие задачи: адаптировать содержание образования к современным требованиям ОГЭ; развивать самостоятельную активность учащихся; сочетать лекции, консультации и самостоятельную работу, поиск информации в сети Интернет, практикумы с широкой организацией диалогического общения, проводить систематический контроль уровня обученности учащихся и мониторинг выполнения типовых заданий.

Моя задача – научить всех обучающихся с учетом их возможностей и способностей.

Из опыта работы с ОГЭ можно сделать вывод о том, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, причём не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения.

Учителю, работающему по любому из учебников, утвержденному Федеральным перечнем, приходится сталкиваться с тем, что задания ОГЭ и задачи из учебников в большинстве случаев почти никак не связаны. Следовательно, учитель вынужден по каждой теме подбирать задания из ОГЭ для включения их в перечень решаемых задач на уроке, чтобы дети могли знакомиться с разными формулировками и видеть всё разнообразие математических примеров, вопросов и проблем.

Что я считаю самым важным при подготовке к ОГЭ?

1. Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором на экзамене запрещено, поэтому объясняю его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней.

2. Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5-7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение, в вопросы зачётов включаю формулы по всему разделу.

3. Постоянное совершенствование учебных навыков на практике. Запомнить все решения всех заданий невозможно, поэтому считаю, что разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к решению задач соответствующих типов.

4. Проверка знаний и умений учащихся. Объясняю важность выполнения тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме online. Составляю план индивидуальной работы с каждым учащимся, график консультаций

5. Принцип дифференцирования. Любой класс является не однородным по составу. В классе обучаются учащиеся с разным уровнем обучаемости, поэтому разный темп овладения учебным материалом, а также в способности применять усвоенные знания и умения. Перед разными группами ставятся различные цели: одни ученики должны достичь базового уровня математической подготовки, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие математическими способностями, добиться более высоких результатов.

Даю одинаковую нагрузку, как по содержанию, так и по времени, для всех школьников (сильных и слабых) в равной мере. Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, т.е. слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый. Дифференциация на  ГИА  предполагается только при выставлении количества баллов за правильно выполненное задание, а это количество, как известно, зависит от уровня трудности. Поэтому при  подготовке  к  ГИА  осуществляю дифференциацию таким же образом.

6. Считаю необходимым указывать типичные ошибки при выполнении заданий.

Мы прекрасно знаем, что любой ученик сможет решить и сдать ОГЭ, если у него хорошие вычислительные навыки. Без них какое- либо задание не решаются. Даже при условии, что ученик знает алгоритм или методику решения данного задания.

По моим наблюдениям, в девятом классе почему-то ученики забывают «Таблицу умножения», поэтому я начинаю свою работу по подготовке к экзамену с:

«Табличного и внетабличного умножения»

Работа с целыми числами, дробными, с помощью тренажеров для 5-6 классов.

Четко определяем обыкновенные дроби, которые переводятся и не переводятся в десятичные дроби (знаменатель должен состоять из 2,5 или из чисел, содержащие множители –только 2 2, 5 5, 2 5) несколькими способами (делением числителя на знаменатель, умножение числителя и знаменателя на одно и тоже число, приводящее знаменатель к разрядной единицы 10,100 и 1000; добавление в числитель нуль для облегчения деления числителя на знаменатель)

Многие учащиеся теряют знаки «минус» при решении заданий. И даже вроде бы ученик правильно посчитал, а знак забыл- ответ не верный, обидно, да!

Для этого мы проговариваем, что при сложении и вычитании целых чисел правила (это в самых лучших случаях), а вдруг забыл правило от волнения «минус» -долг, «плюс» -прибыль! Ну и не забываем про тренажеры, чтобы отработать до автоматизма.

Следующий важный момент, для подготовки учащихся к экзамену, это внимательное прочтение задания (не менее 3 раз: первый раз при прочтении ученик видит просто буквы и цифры, второй раз при прочтении, сопоставляет смысл слов с математическим числами и знаками, третий- анализирует и выстраивает план решения задачи). При решении арифметических, алгебраических и геометрических задач выделяем в первую очередь основной вопрос задачи. Затем проговариваем алгоритм решения. Всегда разбираем несколько способов решения задания, а учащиеся выбирают для себя более оптимальный, который им больше понравился.

Тема «Неравенства и уравнения» даю в сравнении, т.к. алгоритм решения у них схож. Итог решения — уравнения-это корень уравнения (конкретно число, которое удовлетворяет данное равенство). А итог решения неравенства – это числовой промежуток (множество чисел, которые удовлетворяют данному неравенству)

Для того, чтобы дети не теряли знаки при решении уравнения и неравенства и не путали какое число делить на какое, учу делить уголком.(делим на то число которое стоит возле переменной и левую и правую часть, виде дроби. Тем самым они избегают несколько ошибок сразу. Учащиеся часто путают в какую сторону нужно делать штриховку в неравенствах ( ). Подрисуем к ним стрелы ( и все!!) и тогда четко видим куда идет штриховка на луче, а затем определяем промежутки. Ну и здесь, нас подстерегают сюрпризы какие скобки записать, какая точка пустая или закрашенная и при каких знаках.

В 9 классе на консультациях «Подготовка к ОГЭ по математике» провожу диагностические работы, которые состоят из двух частей: «Алгебра» и «Геометрия», на выполнение всей работы отвожу 40 минут. Дальнейшую работу строю, учитывая ошибки в решении и записи ответов, пробелы в знаниях. Оценивая учащихся по заданиям из ОГЭ на уроках, не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку и обязательно исправить «двойку», для этого необходимо сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с моей помощью, более сильным учеником), а затем решить аналогичное задание. Со временем учащиеся перестают бояться «двоек», смелее задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановку на уроке стараюсь поддерживать доброжелательную и спокойную. Таким образом, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий (их можно найти в разнообразных пособиях по ГИА и сети Интернет) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Все тренировочные тесты стараюсь проводить в режиме «теста скорости», то есть с ограничением времени, фиксирую вслух время, чтобы ученик понял, что он успевает или не успевает выполнять за данный промежуток времени.

Предмет математика трудоемкий, требует большой самостоятельной, повседневной работы. Ученику необходимо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. По-моему мнению, усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, желания учиться, на выработку положительного отношения учеников и родителей к математике, создания ситуации успеха, ликвидации боязни решения математических задач, формированию у учащихся уверенности в своих способностях.







Литература.

1. Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. ОГЭ (ГИА-9). Математика. Задачник. Сборник заданий и методических рекомендаций. М.: Экзамен, 2015. 386 с.

2.Глизбург В.И. Математика. ГИА. Комплексная подготовка. М.: Айрис-Пресс, 2012. 178 с.

3.Семенов А. В., Трепалин А. С., Ященко И.В., Захаров П.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. М.: Интеллект-Центр, 2012. 112 с.

4. Ященко И.В., Семенов А.В., Кукса Е.А.: ОГЭ – 2016. Математика. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ – школе. М.: Национальное образование, 2016. 80 с.

Список Интернет-ресурсов в помощь при подготовке к ЕГЭ и ГИА по математике

http://reshuege.ru решу ЕГЭ сайт Дмитрия Гущина

http://школьнаяматематика.рф открытый банк заданий по математике

http://www.fipi.ru Сайт Федерального института педагогических измерений. Тесты оn-line.

http://4ege.ru/ ЕГЭ портал. Полезная информация: новости ЕГЭ, форум, ГИА в 9 классе, общее образование, ЕГЭ в вопросах и ответах. Скачать бесплатно: видеоуроки, обучающие программы.

http://www.gia9.ru/ Онлайн тестирование к ГИА (9 класс).

http://video-repetitor.ru/ Видеоуроки для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!