СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы отражает вопросы подготовки  девятиклассников к написанию изложения на выпускном экзамене. Даются пошаговые инструкции, как  правильно сжать текст, используя приёмы обобщения, упрощения,исключения. 

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к ОГЭ по русскому языку»





Система подготовки к ОГЭ по русскому языку.

(из опыта работы учителя Жилинской О.Ф.)

Единственный путь, ведущий к знанию,

- это деятельность.

Бернард Шоу


С момента введения ГИА по русскому языку в форме ОГЭ вопрос подготовки учащихся стал одним из актуальных. Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит его результат.

 Процесс проведения и подготовки к ОГЭ трудоёмкий. Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации,   проверяют все виды компетенций:

  • лингвистическую;

  • языковую;

  • коммуникативную.

Я считаю , что подготовку необходимо начинать с психологического настроя  учащихся:

Основной  государственный экзамен является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием психологической готовности школьников к посто-янно меняющимся условиям современной жизни. Наиболее значимыми причинами волнения выпускников  являются: сомнение в полноте и прочности знаний, сомнение в собственных способностях, неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание, быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе. Чтобы исключить все вышеперечисленные факторы, вызывающие боязнь экзамена, а отсюда нежелание к нему готовиться и его сдавать, необходимо вести информационную работу.

  1. Организовывать информационную работу нужно как с детьми, так и с родителями.

Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ очень важна тесная связь с родителями.   Необходимо информировать учащихся и их родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена,  критериях оценивания,  ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Для этого обязательно проведение родительских собраний.

В рамках информационной работы  в кабинете   оформлен стенд, отражающий всю необходимую информацию: представлены демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы,  рекомендации для выпускников, план работы по подготовке к экзамену, критерии оценивания, бланк заполнения.

2.Создание методической базы.




С согласия родителей мы приобрели  учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.

 Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ, позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Мной собрана коллекция аудиотекстов ФИПИ.


 Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью.

Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсекая второстепенное), умение сокращать текст разными способами, умение воспринимать авторский замысел, владения нормами орфографии и пунктуации.


Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать при компрессии текста? Вот вопросы, которые обычно возникают при подготовке к выполнению части 1.

Подготовка к сжатому изложению я веду не только на уроках по развитию речи, но и литературы.


Фактически подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже в начальной школе и продолжается в среднем и старшем звене. Очень важно соблюдать преемственность. Задания разнообразны: прочти текст, озаглавь его, выдели главную мысль, перескажи сжато, найди ключевые слова, фразы, раздели на абзацы, микротемы и так далее. Важны здесь взаимопосещения уроков этой направленности.

В пятом классе я даю понятие способы сжатия: упрощение, исключение, обобщение. Учащиеся работают с повествовательными текстами, текстами повествования с элементами описания. Работа ведётся вместе со мной , тексты находятся перед глазами учеников.

В 6 классе ведётся работа с текстами разных стилей речи, даётся понятие авторский замысел. Сжимать текст необходимо так, чтобы соблюдать стиль, манеру письма автора.

В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и читается учителем 3 раза с промежутками в 5 минут.

В 8-9 классах изложение пишем, используя аудиотексты материалов ФИПИ. Тексты публицистические и тексты — описания. Такие тексты вызывают затруднение у обучающихся, потому что не содержат сюжета, имеют сложные синтаксические конструкции, свои языковые особенности.

Учащимся даётся алгоритм, который позволяет представить работу над изложением в виде последовательности простых шагов.

Вторая часть экзамена представляет собой работу с текстом, и выполнение заданий, ответы на которые следует записывать как одно слово (словосочетание), число или последовательность цифр. От учащихся требуется применение теоретического материала на практике.



Работу по подготовке к выполнению части 2 я начинаю уже в 5 классе. На каждого учащегося заводится «Справочник по русскому языку », в который мы собираем теоретический материал, необходимый для сдачи экзамена.

Задание третьей части  проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание я уделяю умению аргументировать. Умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.

Самой сложной частью экзамена по русскому языку считаю часть 1, а именно чтение текста незнакомцем. Выпускнику сложно воспринять на слух «чужой» голос

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

1. Перед тем, как прослушать текст, сосредоточьтесь. Проверьте, пишет ли ручка, готов ли черновик. При желании можно писать в черновике не ручкой, а карандашом.

2. Подготовьтесь к тому, что в первый раз вы будете писать с большими пробелами. Это позволит вставить дополнительную информацию в эти пробелы при вторичном прослушивании.

3. Чтобы записать как можно больше, старайтесь сокращать слова. Не стоит беспокоиться, что какая-то информация пропущена: при втором прослушивании ее можно будет восстановить.

4. Время, которое дается между двумя прослушиваниями, нужно использовать по максимуму: дописать слова, которые были сокращены, а также осознать, о чем идет речь в тексте, какова его основная мысль.

5. При втором прослушивании нужно постараться заполнить пробелы, дополнив информацию. Не стоит пытаться непременно заполнить пробелы полностью, ведь вы пишете в черновике.

6. Когда текст прочитан, постарайтесь соединить все записанное в одно целое. Затем внимательно все прочитать. Если удается при чтении удерживать основную мысль, текст легко читается, значит, вы хорошо поработали.

7. Теперь можно начать сокращать текст. При этом можно использовать следующие основные способы компрессии текста: упрощение, обобщение, исключение.

8. Когда сокращение текста закончено, его необходимо внимательно перечитать. Если мысль нигде не «спотыкается», при прочтении вы нигде не останавливаетесь, пытаясь снова вернуться к теме, значит, текст изложен хорошо. Теперь можно проверить, разбит ли текст на абзацы, добавить красные строки, ели это необходимо.

9. Теперь можно проверить текст на наличие орфографических ошибок. При прочтении текста нужно подчеркнуть все слова, в написании которых вы сомневаетесь. Правильность их написания стоит обязательно проверить по словарю.



10. Можно приступать к заключительному этапу – переписывание изложения в чистовик.

В Тетрадь по подготовке к экзамену записываем :

Сжатие исходного текста.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Исключение:

  • исключение повторов;

  • исключение одного или нескольких из синонимов;

  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

  • исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;

  • исключение одного или нескольких предложений, содержащих второ-степенную, несущественную информацию.

Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

2. Обобщение:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

  • слияние нескольких предложений в одно;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена сложноподчинённого предложения простым;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена прямой речи косвенной.


Названными способами компрессии текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Приведу типы заданий, направленных на сжатие текста.

-Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).

-Сократите текст, передав его содержание в одном - двух предложениях.

-Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

-Составьте на основе текста «телеграмму», т. е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.

1. При сжатии любого текста обычно

- опускаются диалоги,

- пространные описания природы,

- описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.



3. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию.

4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:

- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;

- определение стиля исходного текста;

- определение типа речи;

- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);

- выполнение чернового варианта;

- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.



Этапы работы над сочинением 15.3.

(мои ученики выбирают 15.3)


Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов.

Алгоритм написания

Для того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями, которые к ней предъявляются, необходимо:

  • перечитать текст, убедиться в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием;

  • сформулировать и записать определение, которое станет началом вступительной части, тезисом сочинения;

  • завершить вступительную часть пояснениями к определению;

  • перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;

  • завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.

Требования к структурным элементам


1. Вступление (тезис). Его основой выступает собственное понимание определенного явления, качества (это могут быть человечность, доброта, гуманизм, патриотизм и т.д.). Дав определение характеризуемому понятию, стоит пояснить его одним-двумя предложениями. При этом можно использовать конструкции: «на мой взгляд», «исходя из этого», «по моему мнению» и подобные им.


2. Далее стоит перейти к основной части, в которой приводятся аргументы. Один из них необходимо взять из текста, второй – из собственного жизненного опыта. При написании этой части стоит избегать:

  • простого пересказа содержания;

  • включения информации, не относящейся к делу, «воды».




Ваша задача: представить аргументы логично и грамотно. Для этого нужно заранее определить фрагменты текста, которые хорошо иллюстрируют мысль, вынесенную в качестве тезиса, сформулировать их содержание кратко и своими словами.

Помните, что:

  • аргументов должно быть два;

  • они должны иллюстрироваться разными примерами — из текста и собственного опыта;

  • пример должен соответствовать аргументу.

При использовании примера из текста, можно:

  • передавать его смысл собственными словами;

  • использовать полное или частичное цитирование;

  • просто обозначить номер конкретного предложения.

  • Для связи мыслей можно использовать конструкции: «подтвердить сказанное можно примером из … предложения», «подтверждая это, автор пишет, что «…», «в доказательство сказанного, могу привести пример из своего опыта» и т.д.


3. Заключение. Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр.


В соответствии с выделением трех структурных частей, в сочинении должно быть как минимум три абзаца. Основная часть может быть дополнительно разделена на два абзаца согласно числу аргументов.


Требования к тексту


Кроме требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать ряду критериев:

  • цельность текста, последовательность, связность;

  • соблюдение орфографических правил;

  • соответствие пунктуационным нормам;

  • отсутствие речевых и грамматических ошибок;

  • фактическая точность написанного текста.


Итак, обилие требований к сочинению и наличие столь объемного списка критериев для его оценки предполагает тщательную подготовку к написанию работы, внимательность и сосредоточенность на самом экзамене.


Вопросы, которые волнуют моих выпускников:


вопрос

ответ

пример




Как начать?





Дать толкование слова.

Дружба– это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Сострадание–этосочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся.


Начать с вопроса и ответа на данный вопрос

Что такоечеловечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия

Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому человечность, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужна сегодня.




Начать с чьего - либо высказывания и его комментирования

Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не может называться человеком, если не способен на добрые поступки, на сочувствие…

Что такое человечность? На этот вопрос очень точно ответил немецкий философ Иммануил Кант: «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей». Лучше и не скажешь.

Что такое доброта? Чтобы ответить на этот вопрос, обращусь к словам Генри Дейвида, который сказал: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Действительно, такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.




Как связать вступление и аргументы?









Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.

Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.



Как ввести в сочинение аргументы?







Есть несколько вариантов. Пробуй, что тебе больше понравится. Возможно, что ты придумаешь что-то своё.

Аргумент 1:В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)

Аргумент 2:В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…



Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу рассказать о случае из своей жизни.

Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что…

Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «человечность», приведу пример из жизни.

Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.

Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт.

Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте?

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

- жизненная история, произошедшая с тобой;

- жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать.




Как завершить сочинение?




Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.

Думаю, мы убедились, что человечность – это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.

Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что добрые поступки, как та маленькая капля, что точит камень, могут служить делу добра и милосердия.

Всё сказанное убеждает нас в том, что …

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: человечность необходима в современном мире, потому что…

Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.



Мои советы ученикам:

1. Перед тем, как прослушать текст, сосредоточьтесь. Проверьте, пишет ли ручка, готов ли черновик.

2. Подготовьтесь к тому, что в первый раз вы будете писать с большими пробелами. Это позволит вставить дополнительную информацию в эти пробелы при вторичном прослушивании.

3. Чтобы записать как можно больше, старайтесь сокращать слова. Не стоит беспокоиться, что какая-то информация пропущена: при втором прослушивании ее можно будет восстановить.


4. Время, которое дается между двумя прослушиваниями, нужно использовать по максимуму: дописать слова, которые были сокращены, а также осознать, о чем идет речь в тексте, какова его основная мысль.

5. При втором прослушивании нужно постараться заполнить пробелы, дополнить информацию. Не стоит пытаться восстановить текст полностью, ведь вы пишете изложение.

6. Внимательно прочитайте записанное. Если удается при чтении удерживать основную мысль, текст легко читается, значит, вы хорошо поработали.

7. Теперь можно начать сокращать текст. При этом можно использовать следующие основные способы компрессии текста:

- Обобщение – несколько слов заменяются одним общим понятием. К примеру, слова «мужчины, женщины и дети» можно заменить местоимением «все», если это возможно по смыслу.

- Исключение – из текста убираются однородные члены, повторы, несущественные фрагменты. Это позволяет уменьшить объем при сохранении смысла.

- Упрощение - из двух простых предложений можно сделать одно сложное, полностью сохраняющее смысл первоначальных предложений.

8. Когда сокращение текста закончено, его необходимо внимательно перечитать. Если мысль нигде не «спотыкается», при прочтении вы не останавливаетесь, не повторяете несколько раз одно и то же, возвращаясь к уже написанному, текст изложен хорошо. Теперь можно проверить, правильно ли вы разбили текст на абзацы, то есть микротемы.

9. Проверьте текст на наличие орфографических ошибок. При прочтении текста нужно подчеркнуть все слова, в написании которых вы сомневаетесь. Правильность их написания стоит проверить по словарю.

10. Можно приступать к заключительному этапу – переписыванию изложения в чистовик.

11. Старайтесь придерживаться времени. Время работы над изложением 40-45 минут.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!