Система подготовки к ОГЭ по русскому языку
Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью.
1. Сжатое изложение.
Приведу типы заданий, направленных на сжатие текста.
-Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).
-Сократите текст, передав его содержание в одном - двух предложениях.
-Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
-Составьте на основе текста «телеграмму», т. е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.
Подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже с 5 класса.
• выучить и пересказать;
• выполнить задания на выявление ключевых слов, фраз, микротем;
• изучить способы сжатия текста и применить их на практике.
Все это выполняется с помощью учителя, текст находится перед глазами учеников.
В 6 классе выполняем то же самое, только самостоятельно. При затруднении ученики обращаются к учителю. Текст перед глазами.
В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и читается учителем 3 раза.
В 8 и 9 классах, когда особое внимание по программе уделяется изучению синтаксиса, тексты подбираются сложнее, разной тематики, разных стилей (больше публицистических и текстов — описаний). Так как именно такие тексты вызывают затруднения у обучающихся, потому что нет сюжета, имеют сложные синтаксические конструкции, свои языковые особенности.
2. Работа над сочинениями в 9 классе проводится на уроках по развитию речи. Учащиеся сначала работают с терминами, для чего ведется краткая запись лексического значения слов. Например, что такое доброта, ответственность, равнодушие и т.п. В тетрадях учащихся есть план-алгоритм написания данного вида работы.
3. Подготовка к тестовой части ведется на каждом уроке. Отдельные задания ОГЭ разбираются на таком этапе урока, как лингвистическая разминка. По отдельным темам ведется разбор на консультациях и дополнительных занятиях после уроков.
4. Подготовка к устному собеседованию ведется на уроках литературы, где учащиеся выразительно читают текст и его пересказывают. На уроках по родной литературе и родному языку учащиеся готовят устные выступления по теме «Монолог»: это текст- описание по фотографии, повествование на основе жизненного опыта или текст-рассуждение. Большую помощь оказывает работа с планшетами, где в электронном виде представлено большое количество вариантов для экзамена.
Неотъемлемым элементом подготовки к ОГЭ является обучение заполнению бланков, поэтому отдельные задания выпускники выполняют не в тетрадях для контрольных работ, а на распечатанных бланках.
При выполнении заданий учащиеся обязательно знакомятся с критериями и нормативами оценивания.
Также 2 раза в год на уроках русского языка проводится работа по типу экзамена, когда все три части экзамена делятся на несколько уроков: на одном уроке учащиеся пишут изложение, на другом сочинение, на третьем выполняют тест. Все виды работ оцениваются и подсчитывается общее количество баллов. Таким образом, учащиеся имеют общее представление об экзамене и могут проанализировать задания и выявить проблемные места.
Также необходимо отметить, что с учащимися, которые сдают экзамен в форме ГВЭ ведется работа по написанию сочинения на различные темы.
Для самостоятельной подготовки учащимся учитель предлагает воспользоваться сайтами, например, тесты в режиме онлайн на сайте Захарьиной Е.А. , «По уши в ГИА» и др.
Учитель русского языка Сафронова К.А.