СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы).

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы).»

Шарыгина Е.С., учитель русского языка и литературы.

Выступление на педсовете 30.08.2016г.

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы).

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция - учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя –словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена - обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!

Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников в РФ прослеживаются одни и те же проблемы.

Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает (я имею в виду отсутствие культуры чтения в семьях), нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, так как целью работы словесника остается лишь бы научить детей грамотно писать.

С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку:

  • орфоэпические нормы русского языка (нормы постановки правильного ударения);

  • лексические нормы русского языка (знание лексического значения слов);

  • синтаксические нормы русского языка (правильное построение сложных предложений);

  • стилистические нормы русского языка (стили русского языка и их правильное применение);

  • морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);

  • типы сложных предложений и их специфика;

  • средства языковой выразительности;

  • фразеология русского языка (значение устойчивых выражений).

В части сочинения - рассуждения:

  •  композиционное оформление сочинения;

  •  логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);

  •  грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;

  • теория аргументации (часто аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен», либо аргументы применены с фактическими ошибками – обучающийся перепутал литературных героев, автора и жанр произведения, допустил ошибку в сюжетной линии и т.д.).

Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

  1. Отсутствие навыков тестирования.

  2. Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ;

  3. Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;

  4. При подготовке к ЕГЭ не учитываются структурные особенности КИМ'ов;

  5. Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки).

Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене. Хочется поделиться своими наблюдениями по данной теме.

 Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Для себя я определила основные приоритеты при подготовке обучающихся к ЕГЭ:

    1. Саморазвитие. Это правило касается личности самого учителя. Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка. В основном это вопросы, связанные с грамматическими ошибками (правильное употребление предлогов, ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами, ошибки в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами и т.д.). Например, как правильно: "битва под Бородино" или "битва под Бородином" или «много цапель, туфлей или носок» и т.д.?

То же относится и к части С. Имея опыт решения задач ЕГЭ и написания сочинения, учитель может быть по-настоящему полезным своим ученикам, разъясняя, приводя десятки примеров.

Поэтому учитель обязан учиться:

  • посещать курсы или семинары по подготовке к ЕГЭ, где квалифицированные специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;

  •  перенимать опыт у других учителей

  •  изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация;

  •  знать критерии оценивания.





    1. Статегия. Подготовка к экзаменам является актуальным и достаточно непростым вопросом для многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни, ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в Вуз, а хорошее высшее образование, как известно - это путёвка в жизнь!

Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. Благодаря элективам, выделенным на изучение русского языка, это удается сделать.

Подготовка к экзамену, по- моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее.

 С 5 класса ученикам рекомендую завести собственный словарь-справочник, куда записываются не просто правила, а систематизируются полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним.

            Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ. 

Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.

На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с демоверсией ЕГЭ, кодификаторм, спецификацией, словниками паронимов и орфоэпических норм, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки.

Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе сентября провожу диагностические диктант и тест за курс 5-9 классов (ребята заводят папку, куда вкладывают свои работы и другие необходимые материалы), который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки.

Главная задача - научить сдавать тест.

Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Крестики-нолики» -- угадано или нет. Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?

Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:

Первый шаг. Вспоминаем теорию Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.

Теория - фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме).

Второй шаг. Создаем алгоритм решения «задач» тестовой части ЕГЭ.

Мы называем задания теста задачами, поэтому выстраиваем последовательность действий при выборе ответа. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ.

Третий шаг. Слушаем друг друга.

Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока.

Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.

Для тренировки берем типовые тестовые задания. Использую как сборники для подготовки к ЕГЭ (заказываю в издательстве «Народное образование»), так и ресурс «Решу ЕГЭ», который позволяет завести собственный журнал и создавать тесты, где дети не видят ответов. Также для отработки орфографии (правописания) в 2015-2016 году использовала ресурс «Вэб-Грамотей». Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».

В 11 классе еженедельно проводятся пробные тестирования с обязательным занесением данных в индивидуальные мониторинги. На основе этих мониторингов проводится индивидуальная работа с обучающимися (консультации учителя, самостоятельная подготовка сообщений по трудным вопросам теории).

Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: орфоэпическая разминка (нормы ударений в словах), работа по разграничению паронимов (лексическое значение слов), знакомство с фразеологизмами (устойчивыми словосочетаниями), разбор сложных предложений и т.д.

Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.



3. «Знать своего врага - почти победа!» (Тактика работы с тестами)

Приведу памятку для учеников, которую они должны соблюдать во время выполнения тестов. Эти советы я нашла в интернете и стала применять в своей практике.

Памятка для выпускника

 Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

И тем не менее следи за временем: в идеале - по классической теории теста - на выполнение задания должна уходить минута.

На ЕГЭ следи за тем, чтобы из трех отведенных часов, тестовая часть занимала не более 60 минут, тогда останется достаточно времени на написание сочинения - сначала на черновике - и на его проверку.

 Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

 Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

 Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

 Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы!

 Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах

 Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

 Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

 Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.



4. Учимся писать сочинение-рассуждение!

Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это сочинение-рассуждение. Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение - рассуждение небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами - готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. (Иногда, конечно, встречаются тексты с «прозрачной» проблематикой).

Ребята начинают писать сочинения-рассуждения ЕГЭ уже в 10 классе (в апреле). Считаю, что это нужно для того, чтобы они понимали важность летнего чтения для наработки базы аргументов.

В 11 классе сочинение мы пишем обязательно раз в неделю, иногда и два раза (за год более 30 сочинений). Это позволяет «набить руку» и на экзамене спокойно следовать алгоритму. К сожалению, это сочинение не позволяет ребенку раскрыть свои мысли в «свободном полете». Обучающиеся должны строго следовать тем критериям, по которым их будут оценивать эксперты. Эти критерии заучиваются детьми практически наизусть. Проверка сочинений мною также осуществляется по критериям, и я не ограничиваюсь просто оценкой за речь и грамотность и пишу свой развернутый комментарий.

Для учеников готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!